Шахматная Шкатулка. Древние Шахматы

Алексей Ратушный
О Древних Шахматах можно говорить бесконечно долго и разнообразно, а можно сказать буквально три слова: Квадрат, Чатуранга, Шатрандж.
Специалисты по древностям и восточным языкам нарисуют вам такие узоры и сказания, что весь эпос «Тысячи и Одной Ночи» померкнет.
К сожалению изучение древних языков ни на йоту не приближает нас к пониманию сути и строения Древних шахмат.
Равно как и основательная «историческая» подготовка не добавит ни грана.
Может быть глубокие познания в области математики спасают дело?
Сам энциклопедист, я всегда с большим недоверием относился к «специалистам во всех и всяческих науках».
Ильф и Петров нашли для них точное описание:
«Остапа несло!»
Мне довелось много лет зарабатывать себе и своим сопровождающим на кусок хлеба именно игрой в Древние Шахматы. Поэтому некоторые представления о реальных мотивах их возникновения и развития, пусть и в самом зародышевом состоянии, у меня имеются.
Первое и основное: люди НЕ ЗНАЮТ как близко к ним подобралась смерть.
А для тех, кто постоянно воюет, вопрос Жизни и Смерти – это вопрос предстоящего боя, в котором умереть порою гораздо проще, чем выжить.
Более того, на иного «выжившего» посмотришь, а он явно ищет того, чего не сумел до конца обрести в момент сражения.
Представление о людях, играющих во время отдыха в «шахматы», означает лишь, что представляющий на самом деле и представить себе не может, что толкало людей к Чатуранге.
А толкал их туда суеверный ужас!
В 90-е у меня было несколько случаев, когда целые армии боевиков обращались ко мне за Чатурангой. И всё, что каждый хотел услышать, это то, что в ближайшем бою он не погибнет!
И вот эта «игра» была им интересна.
Без даже слабой попытки понять, как именно происходит выработка конечного продукта – результата – «предсказания».
Древние Шахматы – это не забава на отдыхе, это в первую очередь подготовка себя к смертельной схватке.
И понять это с помощью древних языков, математических формул или «исторических» «знаний» невозможно. 
На магическом квадрате жрец искал спасительную комбинацию, чтобы обнадёжить гадающего, хотя расстановка прямо кричала: «умрёт!» и только поиск такой комбинации вёл к расширению категориально - понятийного аппарата игры.
И стихии символизировались четырьмя, а не двумя «силами».
Двух сил "Инь" и "Янь" – недостаточно для объяснения того или иного сложно организованного внутри себя феномена.
Но кроме четырёх явно выложенных сил  ("стихий") имелся ещё целый ряд сил, участвующих в «игре» неявно.
В первую очередь сама плоско организованная структура – то есть сама Доска.
Далее шла сила воли играющего, определяющего собственную «расстановку» и её дальнейшее «развитие» для углубления «прогноза» во времени.
И как Мастер не пытался самоустраниться из процесса «предсказания», всё равно его собственная «воля» приобретала качество седьмой силы!