Неизвестный БАМ Железнодорожные лагеря

Журнал Алексеевск-Свободный
Прядкин В.М.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛАГЕРЯ

           В 1938 году, начальник БАМЛага Н.А. Френкель вышел с ходатайством в ГУЛаг НКВД СССР с предложением о создании специализированного железнодорожного стройуправления. Это предложение он обосновал сложной организацией подразделений БАМЛага, раскинутых на территории в 2000 километров. Дело в том, что к тому времени БАМЛаг разросся до не мыслимых размеров и эффективно управлять созданным монстром, становилось проблематично. Ходатайство, причем обоснованное, на мой взгляд, на самом деле имело дальнюю перспективу. Френкель как хороший шахматист просчитывал ситуацию на несколько ходов вперед. На самом деле он решил осуществить давнюю мечту - выйти из под контроля ГУЛага. Образование железнодорожного стройуправления, было всего лишь задачей, при решении которой открывался путь к достижению заветной цели. И эту задачу он блестяще решил, не зря он в течение долгого времени подкармливал наркоматовских чиновников.

Рассмотрев в НКВД СССР  предложения Н.А. Френкеля, коллегия НКВД СССР  соглашается с представленными доводами и приказом НКВД СССР № 043 (ноль впереди означает секретно) от 28.02.39 г., на базе БАМЛага организовывается Управление железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке (ЖДСУ). В созданную структуру вошли восемь вновь образованных железнодорожных лагерей: Западный, Южный, Амурский, Буреинский, Восточный, Юго-Восточный, Приморский, Нижне-Амурский.

Новое подразделение становится мощней БАМЛага, поскольку БАМтранспроект переименовали в БАМпроект и передали в подчинение  Н.А. Френкелю. С этого времени ЖДСУ одновременно ведет изыскание, проектирование и строительство железных дорог и объектов железнодорожного и других сообщений.

Должен сразу оговорится, эти восемь лагерей  были созданы одновременно с ЖДСУ одним документом, но в последствии претерпели значительную реструктуризацию.  Соединяли два или три лагеря в один, либо, наоборот, на основании одного организовывали два и т.п., ниже я об этом расскажу подробней. Например, в январе-феврале 1940 года Юго-Восточный, Западный и Нижне-Амурский лагеря объединили в один Нижне-Амурский лагерь. Все зависело от объема выполняемых работ. Огромное влияние на реорганизацию железнодорожных ИТЛ оказала начавшаяся в 1941 году война с Германией.

Характеристика лагерей (численность заключенных, объем работ, место дислокации штаба):

- Амурский железнодорожный лагерь (Амурлаг), со штабом в г. Свободный. Период функционирования: 1938 – 1941 гг. Основная деятельность: строительство вторых путей ж.д. Карымская-Ворошилов; линии № 2 (Биробиджан-Ленинское), № 208 (Завитая-Поярково), 206 (Барановское-Посьет) , вторых путей ж.д. Хабаровск-Губерово и Губерово-Ворошилов , БАМ-Тында, Тында-Зея, обслуживание авторемонтного завода в Свободном, обслуживание центрального механического завода в Тахтамыгде, обслуживание лесокомбината, сельхозов. Численность заключенных: 01.10.38 г. - 125 313 чел., 01.01.40 г. - 85 221чел, 01.05.40 г.- 118 067 чел. (УРО); 1941г. – 50040 человек.
       Начальники: майор ГБ Петренко И.Г., с 04.01.40 г. по (неизвестно); помощник начальника Филимонов М.В., с (неизвестно) - по 11.10.40 г.

           В июле 1941 года в соответствии с приказом ГУЛЖДС НКВД Амурский ИТЛ был расформирован, а на его базе вновь создан Буреинский лагерь во главе с И.Г. Петренко. Буржелдорлаг достраивал железнодорожные линии: Известковая - Ургал, Биробиждан - Ленинское, Барановский - Посьет, Завитая - Поярково. Укладка главного пути от Известковой до Ургала протяженностью 340 км. была закончена в октябре 1941 года, 7 ноября 1941 г. состоялось открытие сквозного движения поездов.

- Нижне-Амурский железнодорожный лагерь (Нижамурлаг), со штабом в районе г. Комсомольска, п/я 349 на 31.10.46 г.; п/я 322 на 27.02.53 г.; п/я АЗ-322 на 30.05.53 г. Период функционирования: с 1938 г. и вновь организован в 29.09.48 г. (Восточное управление строительства и лагерей БАМ  реорганизовано в Управление  Нижне-Амурского ИТЛ и Строительства); закрыт 15.02.55 г. (лагерные подразделения переданы УИТЛК УМВД по Хабаровскому краю).

          … освоение месторождений: …Юхта-Бузулинского огнеупорных глин … изготовление боеприпасов (мины М-82, М-120) и спецукупорки на заводе 139 НКПС и ремонтно-механических предприятиях лагеря: Тахтамыгдинском центральном  ремонтном  заводе, Свободненском ЦАРМЗ (г. Свободный), … обслуживание … Свободненского ЦАРМЗ (до 20.03.51г.), лесозаготовки, с.х работы в совхозе «Арга» (Аргинское с/х отделение, до 26.10.48 г.)…


- Буреинский железнодорожный лагерь (Бурлаг), со штабом на железнодорожной станции Известковая. Период функционирования: 1938 -1942 гг. ст. Известковая Дальневосточной ж.д., п/я 213.

… обслуживание авторемонтного завода  в г.Свободный и центральных механических мастерских завода в Тахтамыгде, сельхозов (с 30.01.41г.)…

                В январе 1941 года  на базе ряда подразделений Амурского железнодорожного ИТЛ (Амурлаг) был создан Свободненский ИТЛ (Своблаг), п/я 210, который дислоцировался в г. Свободный и был закрыт в 1946 году.
              Основное производство: обслуживание лесокомбината в городе Свободный;  Желунского совхоза; изготовление с/х машин, орудий и запасных частей.
Численность заключенных: 01.07.41г. – 6069 чел.; 01.01.42 г.- 15 333 чел.; 01.07.42 г. - 11 056 чел, 01.01.43 - 11 9413 чел.; 01.01.44 г. 9875 человек.
Начальники:  Прокопьев (звание, имя отчество не известны; упоминание в архиве  05.08.42 г.)

Следует отметить, что подразделения ЖДСУ работали и на других стройках СССР, управление новой структурой по прежнему осуществлялось с г. Свободный.
В это же время четыре железнодорожных лагеря, Буреинский, Приморский, Южный и Амурский сливаются в один – Амурский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь (АМУРЛаг). Начальником АМУРЛага назначают комиссара государственной безопасности третьего ранга И.Г. Петренко 

О своей лагерной жизни пишет Н. В. Горелов: «Арестовали меня в 1942 году по доносу о якобы нелестном отзыве о И. В. Сталине. Посажен в одиночную камеру. Через день начались допросы. Мне предъявили обвинение по 58-й статье. Вина - антисоветская пропаганда. Допрашивали меня два следователя, один из них использовал недозволенные методы допроса (бил резиновыми жгутами), другой был более сдержанным. Охранники тоже были разные. Одни рисковали и принимали передачи (я их трижды получал), другие были жестокие.

После окончания «следствия» меня перевели в верхний изолятор Свободненской тюрьмы. В камере было холодно, вскоре я заболел и меня в бессознательном состоянии увезли в тюремную больницу. После тюремной больницы меня поместили в общую камеру, где сидели политические. Половина из них были железнодорожники. В каждой камере были доносчики и это надо было учитывать. В один из дней я не выдержал и избил одного подонка, за что меня посадили в карцер.

Вскоре меня отправили в лагерь, находившийся в Возжаевке. В бараке вместимостью в 200 человек было много уголовников и уже на вторую ночь многих обворовали «старожилы» лагеря. Работали на овощных плантациях. Смертность в лагере была большая. Из 22 человек, прибывших из Свободненской тюрьмы, вернулось в Свободный нас трое.

Весной 1943 года (через 9 месяцев после ареста) мне, наконец, объявили, что особым совещанием (тройкой) я осужден к 5 годам заключения за антисоветскую агитацию. В Свободном меня как бывшего кузнеца направили на завод в кузнечный цех. Завод этот относился к органам НКВД и работали здесь почти все заключенные. Продукцию здесь изготовляли самую разную: плуги, подковы, топоры и др. В производственном отделе завода работали, например, такие заключенные - бывший профессор Васильев, бывший генерал-полковник Орлов, технолог завода АМО Пузырев. Работали заключенные и в ЦАРЗе, на швейной фабрике».

«... Зимой 1944 года нас 40 человек отправили в штрафной Перский лагерь на лесоповал. Начальником этого лагеря был некто Лаут - жестокий человек, который держал в руках судьбы трех тысяч человек. На высокой сопке он устроил карцер. Кто попадал в него замерзал или умирал от воспаления легких». 

Забегая вперед, скажу следующее. 28 апреля 1947 года, согласно приказа МВД № 525лс, Френкеля, (уйдет на пенсию по липовой болезни) сменил генерал-майор И.Г. Петренко, исполнявший обязанности до 18 июня 1948 года. (приказ МВД № 750лс). 5 августа 1948 года приказом МВД № 994лс начальником ГУЛЖДС назначен генерал-майор инженерно-технической службы Ф.А. Гвоздевский. 21.08.51 (приказом МВД № 1097лс) его сменил инженер-подполковник (позднее инженер-полковник) А.А.Смольянинов.

Численность заключенных  ГУЛЖДС (всех лагерей входящих в подчинение):  01.01.40 г.- 347 994 чел, 01.01.41г. - 421 412 чел., 01.01.42 г. - 355 123 чел., 01.01.43 г. - 267 821чел., 01.01.44 г. - 121 462 чел, 01.01.45 г. - 136 140 чел., 01.01.46 г. - 93 181 чел., 01.01.47 г. - 148 228 чел., 01.01.48г. - 214 478 чел, 01.01.49 г. - 236 452 чел., 01.01.50 г. - 294 070 чел., 01.01.51 г. - 253 859 чел., 01.01.52 г. - 199 847 чел., 01.01.53 г. - 205 956 человек.

           В 1943 году с организацией управления строительства 500 в составе трех лагерей (приказом  НКВД № 00894 от 26.05.43) строительство БАМа (его восточного участка) было частично возобновлено. С окончанием войны работы на БАМе развернулись в полном объеме. Для этого, во исполнение Постановления ГКО № 9898сс от 23 августа 1945 г. и приказа НКВД № 001026 от 8 сентября 1945 г., было развернуто восемь лагерей ГУПВИ, в которые предполагалось направить 200 000 японских военнопленных; начальниками лагерей были назначены начальники соответствующих строительств НКВД.

    В 1945–1947 гг.  была проведена реструктуризация  ГУЛЖДС. Она началась с реорганизации управления строительством БАМа. В дополнение к Управлению строительства 500, приказом НКВД № 001133 от 4 октября 1945 г. были созданы Управление Тайшетского строительства БАМ, Управление Ленского строительства БАМ и Управление Амурского строительства БАМ (последнее - в составе Амгуньского строительства и Ургальского строительства). Все эти организации не имели в подчинении исправительно-трудовых  лагерей. Однако заключенных привлекали для работ на контрагентских началах. Через полгода было проведено частичное слияние перечисленных управлений и одновременно организованы в их составе исправительно-трудовые лагеря.
 
В дальнейшем такие управления, имевшие промежуточный статус (между статусами главка и управления) осуществляли координацию деятельности нескольких лагерей, обслуживающих строительство одной железнодорожной магистрали (в случае БАМа - крупного его участка). В 1948–1949 гг. эти управления были расформированы, а входившие в них ИТЛ подчинены непосредственно ГУЛЖДС.

18 марта 1953 года производственные структуры ГУЛЖДС Постановлением СМ СССР № 832–370сс были переданы Министерству путей сообщения СССР, а лагеря, входившие в состав главка, приказом Министерства Юстиции СССР № 0013 от 2 апреля 1953 года переданы ГУЛагу Министерства юстиции СССР. Таким образом, ГУЛЖДС прекратило свое существование.

          Занимаясь историей экономического развития Дальнего Востока в 30-40 гг., я пришел к убеждению, что практически, ни одна стройка не обходилась без участия этой категории наших граждан. Я постоянно задаю себе один и тот же вопрос. Ну почему мы потомки, такие не благодарные?
               
           Устанавливаем памятники собакам, которые проявили себя при охране границы или в других чрезвычайных обстоятельствах, лошадям и другим животным.  Десятками возводим памятники литературным героям, т.е. тем, кого в действительности никогда не было. Начали  строить памятники огурцам и другим овощам. На знаменитых кладбищах Москвы и в других мегаполисах возведены целые мавзолеи преступным авторитетам, стоимостью в несколько миллионов долларов США. Почему-то власти не дают команды снести их бульдозером, как это сделали с захоронениями в 1975 году на Дуссе-Алиньском тоннеле!

             Ни одного памятника тем, плодами трудов которых, мы пользуемся сегодня! В г. Свободном установили крохотный памятник у бывшей конторы БАМЛага, такое впечатление, что его поставили тем, кто руководил этим страшным лагерем.

             Когда едешь по ветке БАМ-Тында, иногда, за окном пассажирского вагона, промелькнет старая, заросшая деревьями и кустарником насыпь, или обросший мхом бетонный мост. Да в городе Тынде, на горе, под которой пробегает одноименная речка, стоят и по ныне деревянные бараки, построенные заключенными для офицерских семей НКВД (в них до сих пор живут люди).

             Вот и все, что осталось в память о тех несчастных, которые за кусок хлеба, а большая часть ценой своих жизней произвели полную реконструкцию Транссиба и построили часть знаменитой железной дороги БАМ. Построили десятки заводов, линий электропередач, аэродромов, причалов, шоссейных дорог, которыми мы пользуемся сегодня. Ни одного памятника! Что же мы за люди такие?
 
(Полностью книгу В.М.Прядкина "Неизвестный БАМ" можно прочитать на его странице на Проза.ру: http://www.proza.ru/avtor/viktor9)