Памятники Калуги. Декабристы

Татьяна Азарова Плесовских
По окончании войны 1812 года многие молодые люди горели желанием и дальше служить Отечеству. От императора Александра I ждали реформ, но тот с преобразованиями не спешил.

9 февраля 1816 года группой энтузиастов по идее Александра Муравьёва был создан Союз спасения. В числе первых были Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы, Никита Муравьёв, Иван Якушкин, Сергей Трубецкой, Павел Пестель, Михаил Новиков, Михаил Лунин, Фёдор Глинка и другие.

В 1817 году общество распустили и создали новое – Союз благоденствия. Но в 1821 году и оно формально был распущено, так как стало известно, что в рядах завелись доносчики и царскому правительству всё о них известно.

Освободившись от случайных людей, создали два новых общества – Северное в Петербурге и Южное на Украине. В Северном руководили Никита Муравьёв, Сергей Трубецкой и поэт Рылеев. В Южном обществе руководил Пестель.
Пестелем была написана «Русская правда» – программа радикальных революционных действий, вплоть до цареубийства.

Северяне были настроены более лояльно. Свою «Конституцию» написал и Н. Муравьёв. Предполагались конституционная монархия, ряд преобразований в государстве, отмена крепостного права, но без предоставления земли крестьянам.

В 1822 году в Кишинёве за ведение пропаганды среди солдат был арестован «первый декабрист» – В.Ф. Раевский. Но он никого не выдал. Хотя на самом деле предатели были, это Шервуд, Майборода и Бошняк. Так что правительство знало многое о деятельности членов обществ.

Заговорщики назначили восстание на лето 1826 года. Но неожиданная смерть государя в Таганроге в ноябре 1825 года сменила их планы. Возник юридический казус. Александр I был бездетен. За ним следовал брат Константин, который женился на полячке, дворянке не царской фамилии, и терял право на престол, а следующего брата – Николая – за жестокий нрав в войсках ненавидели.

Заговорщики решили воспользоваться временным «безцарствием» и под видом признания царём Константина захватить власть.

13 декабря члены общества собрались на квартире Рылеева и разработали план действий. Предполагались захват Зимнего дворца, Петропавловской крепости, арест царской семьи. Сенат должен был опубликовать манифест, дающий свободы, отмену крепостного права и другое. Власть передавалась временному правительству. В дальнейшем судьбу государства и царской фамилии должен был решить Всенародный собор. Хотя Пестель и Рылеев предлагали цареубийство.

Николай I их опередил. Ночью он принял присягу от Сената. Утром 14 декабря восставшие вывели войска на Сенатскую площадь и построились в каре. Но не все заговорщики проявили мужество и вывели своих солдат. Смалодушничал и Трубецкой, назначенный диктатором. Его ждали, а время шло. Появился генерал Милорадович, герой войны 1812 года, который пользовался большим авторитетом в войсках. На его призыв разойтись Каховский выстрелил и смертельно ранил его.

Пять часов шло стояние на площади. Николай I сумел за это время привести верные войска и окружить восставших. Собралась большая толпа народа. Подкатили пушки. Первый выстрел был холостой. Затем выстрелы картечью были уже боевые. Все стали разбегаться. При возмущении 14 декабря 1825 года было убито народа: генералов – 1, штаб-офицеров – 1, обер-офицеров – 17, нижних чинов лейб-гвардии – 282, во фраках и шинелях – 39, женского пола – 79, малолетних – 150, черни – 903. Итого – 1271 человек. Трупы и тяжелораненых топили в Неве.

Арестовано и отправлено в Петропавловскую крепость солдат и матросов 710 человек. В дальнейшем их забивали шпицрутенами, многих насмерть, остальных отправляли на Кавказ и в Сибирь. Всего к следствию было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287.

Восстание Черниговского полка (Южное общество) под управлением Муравьёва-Апостола было тоже подавлено.

Следствие длилось полгода. Наказания были самые разные. Декабристы П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин 13 июля 1826 года были повешены на кронверке Петропавловской крепости. Более 100 человек отправлено в железах на каторжные работы и в ссылку в Сибирь.

Почему-то принято считать, что осуждённые шли до места назначения пешком. Нет. Исследователь А.Д. Марголис в статье «Путь следования декабристов в Сибирь» пишет, что ехали они в подводах, без задержки. И, к примеру, Н.М. и А.М. Муравьёвы, И.А. Анненков и К.П. Торсон расстояние 5725 вёрст от Петербурга до Иркутска одолели за 24 дня.

Вслед за мужчинами в Сибирь поехали и их близкие женщины – жёны, невесты – 11 человек, а также матери и сёстры,  всего 19 человек. Их появление на каторге во многом изменило жизнь сосланных в лучшую сторону. Поднялся их дух, поддержка близких людей давала силы и надежду. Появился даже анекдот: «Ох уж эти женщины. Испортили декабристам всю каторгу».

Работали декабристы на разных заводах, а с 1827 года их стали собирать в Читинском остроге. Затем переселили в Петровский завод. Женатым разрешили жить в домах, построенных жёнами. После отбытия каторги осуждённые разъезжались в разные места на поселение.

Декабристы внесли огромный вклад в общественную жизнь Сибири. Они изучали край, описывали быт населения, живущих там народов, открывали школы, больницы, библиотеки. Занимались садоводством, огородничеством и учили этому местное население.

В сибирских и других городах, где они находились, в 20-м и 21-м веках открыли музеи декабристов, установили памятники им и их жёнам.

В 1856 году новый император Александр II помиловал декабристов. К тому времени их оставалось в живых около 40 человек.

С Калужским краем связаны десятки имён декабристов. Рассказ о некоторых из них, наиболее близких нам, – Батеньков Гавриил Степанович (1793–1863), из дворян Тамбовской губернии, инженер путей сообщения. Участник заграничных походов 1813–1814 годов, где отличился беспримерным мужеством. Составил многие проекты, в том числе «Устав о ссыльных», который, будучи принятым, облегчил жизнь декабристов в Сибири. (Не знал он тогда, что пишет и для себя, и для своих товарищей).

Умнейший человек, но полностью реализовать свои таланты, увы, не смог. Член Северного общества. В день восстания на площадь не выходил, но был наказан намного страшнее других.

Отсидел 20 лет в одиночной камере, сначала два года в крепости Швартгольм (в Финляндии), затем восемнадцать лет в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. У него даже начались признаки психического расстройства, он почти разучился говорить. В 1846 г. был отправлен в ссылку в Томск, где проживал в семье братьев Лучшевых. Его там окружили большим вниманием, заботой, так что он скоро смог восстановить своё здоровье и обрести добрых друзей. Работал секретарём Сибирского купеческого банка.

После амнистии в 1856 г. Батеньков поселяется сначала в с. Петрищево Тульской губернии в семье Е.П. Елагиной, а осенью 1857 г. переезжает в Калугу. По этому поводу им даже написано стихотворение «На мой приезд в Калугу».
Здесь он купил дом на ул. Дворянской у мещанина Ефимова. Говорят, что одна из комнат была точной копией его камеры в Петропавловской крепости, но, к сожалению, не сохранились ни комната, ни чертежи. Сегодня это дом по улице Суворова 42.

Обустроившись в Калуге, Батеньков пишет в Томск и приглашает к себе на жительство О.П. Лучшеву с детьми. Муж её, Эпенет, рано умер, и она осталась вдовой с двумя малолетними сыновьями – Константином и Анатолием. Теперь он, в свою очередь, окружил своей любовью и заботой эту семью, взял на себя обеспечение мальчиков, определил их для учёбы в Николаевскую мужскую гимназию.
Устроил он и личную жизнь Ольги Павловны, выдав её замуж за А.Н. Цурикова. Проживала она до 1920 г. на улице Одигитриевской (Баумана).

Гавриил Степанович участвовал в общественной жизни Калуги, в работе комитета по подготовке крестьянской реформы 1861 года, занимался демографией и статистикой Калужской губернии.

Умер Батеньков в 1863 г. Похоронен по его просьбе в с. Петрищево Белёвского района Тульской губернии рядом с другом – однополчанином А.А. Елагиным. Могила не сохранилась. Свой дом он оставил по завещанию Ольге Павловне Лучшевой.

В советское время в доме было коммунальное жильё, он постепенно разрушался. Если бы неравнодушные журналисты, писатели, краеведы не подняли тревогу, мы бы этот дом потеряли. Здание восстановили, и с 2009 года в нём находится Музей 1812 года и декабристов. В нём можно увидеть личные вещи Батенькова, которые были переданы в 2003 г. потомками семьи Лучшевых Калужскому областному краеведческому музею,  так же личные вещи других декабристов и экспонаты того периода времени.

Оболенский Евгений Петрович (1796 - 1865). Поручик лейб-гвардии Финляндского полка, старший адъютант дежурства гвардейского корпуса. Родился в Новомиргороде на Украине. Отец его был  тульским губернатором. Член Союза благоденствия и Северного общества, один из активных членов, замышлял убийство царя. Участник восстания на Сенатской площади.

Был приговорён сначала к смертной казни, затем к каторге навечно. Находился в Усолье, Благодатном руднике, Читинском остроге, Петровском заводе. В дальнейшем срок каторги ему был сокращён сначала до 15 лет, потом до 13. С 1839 года находился в ссылке в разных местах и, наконец, оказался в Ялуторовске.
Как и другие холостые декабристы, нашёл свою любовь в Сибири. Его женой стала крестьянка В.С. Баранова.

После амнистии в 1856 году Оболенский вместе с семьёй поселился в Калуге. Родственники, познакомившись с Варварой Самсоновной, были очарованы её умом и обаянием. Жена подарила Евгению Петровичу троих сыновей и пять дочерей. Это был счастливый брак.

Оболенские поселились в доме, который купила его сестра, там она с ними и жила. Дом сохранился, и на нём установлена мемориальная доска.
Евгений Петрович активно включился в общественную жизнь нашего города, также участвовал в работе Калужского комитета по крестьянской реформе 1861 года. Умер Оболенский в 1865 г. Похоронен в Калуге на Пятницком кладбище, могила с надгробием сохранились. Сохранился и его дом. На нём установлена мемориальная доска. Сейчас это улица Пушкина,4.

Своим потомкам и всем нам он оставил своеобразное завещание, в котором написал: «Пусть юное поколение действует, но пусть оно видит в нас ценителей добра и всегдашних противников зла, в каком бы обманчивом свете оно ни представлялось».

Свистунов Пётр Николаевич (1803–1898) закончил престижный пажеский корпус. Корнет кавалергардского полка. Вступил в Северное общество в 1823 г. Считал, что царская фамилия должна быть истреблена и установлено республиканское правление.
Накануне восстания 13 декабря уехал из Петербурга в Москву. Имел поручение от князя Трубецкого передать письмо генерал-майору Орлову, встретиться с Семёновым, но не исполнил. Осуждён на 20 лет каторги, в дальнейшем срок был уменьшен до 15 лет, затем до 10 лет, после – ссылка.

Даже находясь на каторге, не терял бодрость духа, искал в жизни удовольствия и радости. Он был хороший музыкант. Родственники прислали ему в Петровский завод рояль, и он многие часы посвящал игре на этом инструменте. Декабристы составили свой оркестрик, а Свистунов был капельмейстером и регентом на этих музыкальных вечерах.

В 1835 г. отправлен на поселение в с. Идинское (Каменка) Иркутской губернии. В 1837 г. получил разрешение на переезд в г. Курган Тобольской губернии. Вступил на службу в одно из присутственных мест Тобольска канцелярским служащим.
Жена Татьяна Александровна Неугодникова – приёмная дочь смотрителя Курганского уездного училища.

В Калугу приехал на жительство в марте 1857 года. Проживал недалеко от Московских ворот. Дом не сохранился. От брата получил родовые имения в Лихвинском и Козельском уездах.

В 1860 г. в Калуге открылось женское училище, затем преобразованное в гимназию. Пётр Николаевич приложил немало сил для её открытия, был почётным попечителем. При этом училище создали также воскресную школу для взрослых. Среди преподавателей были Е.П. Оболенский, П.Н. Свистунов, К. Лучшев. В гимназии он преподавал музыку и французский язык. В ней училась его старшая дочь Мария-Магдалина. Сегодня это средняя школа № 5 на улице Дзержинского,49. На стене  школы в честь П.Н. Свистунова установлена мемориальная доска.

Свистунов был членом комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, работал в обществе по распространению грамотности и вместе с Оболенским занимался написанием устава этого общества.

В 1863 году он получил разрешение на переезд в Москву.

В 1860-х годах писатель Л.Н. Толстой начинал работу над романом «Декабристы». В 1878 году он встретился в Москве с декабристами Беляевым и Свистуновым, узнал от них много интересной информации. Но Толстой роман по какой-то причине не написал. До нас дошли только несколько глав.

Умер Свистунов в 1889 году. Он называл себя «последним декабристом». Похоронен на Донском кладбище.

Кашкин Сергей Николаевич (1799–1868). Губернский секретарь, заседатель 1-го департамента Московского Надворного суда. Обучался в Московском и Петербургском университетах. Член Северного общества с 1823 г. и тайной декабристской организации «Практический Союз».

Арестован в январе 1826 г. в Москве и доставлен в Петербург. Просидел в Петропавловской крепости год и отправлен под надзор в Архангельск. Там он служил в канцелярии генерал-губернатора Миницкого.

Заботами В.А. Жуковского был прощён и в 1827 г. получил разрешение на проживание в родовом имении в с. Нижние Прыски Козельского уезда Калужской губернии. В гости в его усадьбу, расположенную в живописном месте, приезжали декабристы Е.П. Оболенский , Г.С. Батеньков и П.Н. Свистунов.
Умер С.Н. Кашкин в 1868 г. Похоронен в Нижних Прысках.

Его сын Николай Сергеевич (1829–1914) пошёл по стопам отца и как член кружка Петрашевского отбывал каторгу в Сибири. В Калуге владел домом, известным как дом Толстых. Здесь же жил его отец, когда приезжал в Калугу, здесь бывали декабристы и другие известные калужане. Мемориальной доски на доме не имеется.
Вместе с другими декабристами участвовал в работе комитета по подготовке крестьянской реформы 1861 г. Похоронен рядом с отцом.

 Михаил Фёдорович Орлов (1788 - 1842). Родился в Москве, был племянником знаменитых Алексея и Григория Орловых. Воспитывался в католическом пансионе аббата Д.И. Николя. В 1805 году зачислен в Кавалергадский полк в чине эстандарт-юнкера. Отличился в битве при Аустерлице, затем служил в разведке.

 В войне с Наполеоном был всегда на передовой. Участвовал в Бородинской битве, под Малоярославцем, при  Березине, в партизанском отряде в Германии. Получил звание полковника. В начале весны 1813 года, когда русские войска стояли у стен Парижа и готовились к штурму, император Александр 1 отправляет Михаила Орлова в ставку неприятеля с требованием о сдаче города. Акт о капитуляции был подписан, а Орлов  произведён в генерал-майоры.

 Из Франции Орлов , как и многие другие офицеры, вернулся, принеся с собой дух свободомыслия и идей по улучшению жизни простых крестьян. С 1814 года проходил службу в Кишинёве. Формально он не состоял в организации декабристов, но реально принимал в её деятельности самое активное участие. В готовящемся восстании ему была отведена роль организатора.
 После поражения мятежа 14 декабря был арестован, заключён в  Петропавловскую крепость и ждал смерти. Его старший брат Алексей, фаворит, генерал-адьютант государя  буквально вымолил у него прощения. Ведь сам Алексей в день восстания  первым прискакал во главе конной гвардии на защиту Зимнего дворца.

 Михаил Фёдорович был выслан в своё имение  в Мосальский уезд Калужской губернии. В этот период времени он посвятил себя производству художественного стекла на принадлежашей ему милитинской фабрике и очень преуспел в этом деле. В 1831 году, опять же стараниями брата, Орлов прощён и получает разрешение жить в Москве. Здесь он сразу же включился в общественную и культурную жизнь города. Умер в 1842 году, похоронен  на Новодевичьем кладбище.
 
В Калуге есть улицы имени Пестеля, Рылеева и Декабристов.

На коллаже

 вверху:
Г.С. Батеньков, Е.П. Оболенский, П.Н. Свистунов, С.Н. Кашкин.

в центре:
Мемориальный дом Г.С. Батенькова. Музей 1812 года. Музей декабристов.

слева:
Дом Е.П. Оболенского и мемориальная доска на нём.

справа:
Мемориальная доска на доме Батенькова. Мемориальная дока в честь П.Н. Свистунова на школе №5.

внизу:
М.Ф. Орлов, Н.С. Кашкин (сын декабриста), надгробие на могиле Е.П. Оболенского, надгробие на могиле С.Н. Кашкина.

      Р.S.  При изучении материалов, выяснила, что могила Батенькова найдена, там установлен памятник. Надеюсь, со временем написать ещё что-нибудь о калужских декабристах.