Покос

Людмила Алексеева 3
фото из интернета.

           Мы с Ниной дома, у нас каникулы.
Мама нас жалеет, даёт подольше поспать. Но в выходной день папа на всю катушку включает проигрыватель и от туда хлещет по нашим ушам музыка типа " На зарядку, на зарядку, на зарядку – становись!" Он нас тормошит:
- Подъём, помогать матери.
Папа нас балует, но в то же время заставляет всегда помогать маме: полоть грядки, носить воду, дрова, прибирать в доме, готовить кушать, накрывать на стол, да мало ли работы по дому.

          Вот носить воду мне не разрешали, так как была высокая и очень худая. Мама боялась за мой неокрепший позвоночник. По этой же причине меня не брали на болото за клюквой.
А как я люблю лес, грибы, ягоды! Когда идём за ягодами большой компанией - это сплошное удовольствие: шутки, смех, соревнование у кого больше ягод. На привале рассказываем всякие байки. Но обратно надо нести за плечами тяжёлую пайву. Как же было мне обидно, когда меня оставляли дома.

          В двенадцать лет справлялась с домашними делами: кормила кур, поросят, собак, прибирала в доме, варила обед для ягодников. Готовила самое простое: тушила картошку с самодельной тушёнкой и салат из огурцов, где много укропа и свежего лука. Самое нелюбимое занятие - поход в магазин за хлебом.

         Надо выстоять огромную очередь, потому что хлеба отпускают по две буханки в руки. Приходиться становиться в конец очереди и ждать когда тебе снова дадут две буханки. Одна надежда, что попаду в смену тёти Фени, она сразу же положит на прилавок две белого и три чёрного, прервёт недовольных:
- Что вы не знаете сколько у них едоков?
Правда, все знают, что чёрный хлеб идёт не только людям, но и на корм скоту. Поэтому все стоят по несколько раз, в каждом дворе есть какая-то живность.

          Лето. Жара. Утром, раным-рано, по росе, папа с Сашей, Нелиным мужем, два дня ездят косить. Самое главное сметать стог на большом покосе, а с маленьким управиться проще. За два дня при такой жаре сено высохло, надо всем ехать ворошить валки, сгребать в копёнки, которые надо будет сносить в одно место, где папа колдует над стогом. Дело это ответственное, надо уложить пласты сена так, чтобы ни какой дождь не смог промочить. Это в нашей семье может делать только папа.

          Мы с Ниной на длинных жердях будем подтаскивать маленькие копны, Саша будет метать их наверх, а папа укладывать.

           Во время обеда люблю поваляться на копне, пахнет сухой свежей травой, сено совсем не колется, значит трава не пересохла. Лежу на спине и смотрю на голубое, голубое небо, оно очень высоко. Жаль нет облаков, то бы я увидела царевну в короне или карету, или цветок, или старика с огромной бородой. Облака расплываются, фигуры всё время меняются. Жаль... Облаков нет.  Можно слегка повернуть голову и увидеть белоствольную берёзку, которая легонько колышет ветками, хвастаясь зелёными, блестящими, пахучими листочками. У её ствола не скошенный уголок наглядно показывает разнотравье поляны: ромашки, лютики, лесная фиалка, кустики земляники - всё и не перечесть. Так и нежилась бы на этой копне, вдыхая аромат свежего сена, цветов, деревьев, улавливая щебет птиц.

           Меня зовут кушать. Это я тоже люблю. Папа принесёт холодной водички из ручейка, мы умоемся. Сохранились прошлогодние скамейки из брёвен, между ними мы накроем скатерть-самобранку. Мама положила нам и огурчиков малосольных, и сальца копчёного, яиц варенных вкрутую, домашней тушёнки, лучка зелёного - столько еды, что за один раз нам её не одолеть.
Саша смеётся:
- Люблю повеселиться, особенно поесть.
Разомлели от еды, расслабились, вспомнили, как папа пригласил соседа помочь покосить. Тот приехал, поел, выпил самогону, лёг в коляску мотоцикла отдохнуть и проспал до вечера. Отдохнул на свежем воздухе в тенёчке под березой. Больше нам таких помощников не надо.

          Папа нас поторапливает. Мы спешим, запинаемся, падаем в сено. Нам с Ниной смешно. Папе не до смеха: откуда-то появились тучки, не дай Бог, начнётся дождь, пропало сено.
Работа кипит.
Всё. Управились до дождя. Капнуло чуток, а дождь так и не пошёл.
Бедный, вечно перегруженный, мотоцикл везёт нас четверых уставших, но очень довольных, домой.