Шахматная Шкатулка. Шахматный Юмор

Алексей Ратушный
Шахматная Шкатулка. Шахматный Юмор.

Здесь нам необходимо хотя бы вкратце рассмотреть вопрос о шахматном юморе, как таковом. Понятно, что он тесно связан и с темой шахматного фольклора, и с темой шахматной психологии.
Но мы рассмотрим его сегодня с чисто информационной стороны, то есть постараемся даль некоторое общее представление об этой стороне «шахматного кубика».
Во-первых: в шахматных практиках весёлые ситуации возникают вне какой бы то ни было связи с чисто шахматным материалом. Поэтому мы предлагаем не рассматривать «общеюморные» ситуации в контексте нашей темы.
Но имеется целый ряд моментов непосредственно связанных именно с шахматной спецификой и вот именно эти моменты мы и попробуем здесь вкратце осветить, набросав как бы канву предстоящих исследований.
В шахматной литературе имеется ряд образцов чисто шахматного юмора и пальму первенства здесь прочно захватил, на мой непросвещённый взгляд, Евгений Яковлевич Гик, создавший целый ряд шедевров. В первую очередь отмечу представленную им галерею изображений пешек, которая вся пронизана остроумием. И в качестве «бонуса» к оной он написал чудесный рассказ о проигранных им пари с Ферзьбери. Где обыгрываются хрестоматийные примеры с проведением пешки в ферзи.
Найдите и обязательно прочитайте!
Большое место занимают эпизодические «шахматные» описания у авторов мирового уровня. Это и Александр Сергеевич, и Стефан Цвейг, и Ильф и Петров. Этот шахматный юмор я называю «классическим».
Имеется огромное число шахматных анекдотов и рисунков, вызывающих приступы гомерического хохота.
Но вот вам описание одной реальной истории в одном реальном шахматном поединке, имевшей место быть в действительности.
Это – репортажный шахматный юмор,  юмор основанный на реальных событиях.
Во время партии два шахматиста сидят напротив друг друга, а ноги их находятся под одним и тем же столом. Как правило эта ситуация не вызывает никаких неудобств или последствий.
Но во время партий высокого уровня вскрылось, что это далеко не самая безобидная ситуация. Два шахматиста, один из которых уже был чемпионом мира, а второй много лет претендовал на это звание играли матч на сцене в зале при большом стечении зрителей.
Представьте себе две серьёзных фигуры, положивших руки на стол параллельно горизонталям доски, склонившихся над позицией. Оба абсолютно сосредоточены и неподвижны. Каждый ход обдумывается подолгу. Всё предельно корректно. Неподвижны, думают, играют. Мёртвая тишина и за столиком и в зале. Решается кто будет играть матч за звание чемпиона мира. Претенденты!
А под столом – на виду у всех – стоят две пары ног и носок туфли одного шахматиста случайно задел носок туфли другого шахматиста. И тогда один аккуратно носком слегка отодвинул носок другого. Тот ответил аналогичным движением. И Началась беззвучная «потасовка» ног под столом. Один подпинывает другого, частота и сила пинков усиливается, а в верхней части картинки всё по прежнему – два авторитетнейших в мире гроссмейстера застыли в классических позах, размышляя над позицией. Часть зрителей просто угорала от из последних сил подавляемого хохота. Два мужика дерутся ногами ПОД сталом, а НАД столом полный штиль! Комичность этой ситуации дополнялась полной растерянностью судей, поскольку регламентом подобная ситуация была абсолютно не предусмотрена!
Другой пример чисто шахматного юмора – это юморные уникальные позиции на шахматной доске и всевозможные «шуточные» шахматные задания, когда для «решения» задачи нужно или приподнять одну фигуру, или сложить доску пополам, или закончить рокировку.
Велико число задач – шуток на легальность позиции, неапример на доске 9 пешек и нужно догадаться снять с доски любую из них.
Таким образом мы можем рискнуть выделить четыре основных направления:
- шахматный юмор в классической литературе
- шахматный юмор в специальной шахматной литературе
- журналистский шахматный юмор
- специфический шахматный юмор в композиции
И плюс к этому – шахматный юмор в изобразительном искусстве от рисунка и скульптуры до кино и песен.
И при этом шахматному миру совершенно не чужд «общий» юмор как таковой.