Тюркский мир

Гахраман Гумбатов
Все современные тюркские народы, населяющие обширные пространства Восточной Европы, Передней и Средней Азии, а также Сибири, в своём словарном фонде сохранили большинство слов, входящих в общетюркскую базисную и культурную лексику. Чтобы в течение долгого времени слова, входящие в базисную и культурную лексику сохранилась во всех современных тюркских языках, предки современных тюрков, до начала распада древнетюркской общности, несколько тысячелетий должны были прожить вместе.
Наблюдаемое сходство тюркских языков есть важнейшее проявление их общего родства. Факт сходства тюркских языков лингвистами рассматривается как указание на существование в прошлом единого общего языка-источника, из которого сложными и разнообразными путями развивались все современные тюркские языки. Удивительное сходство современных и древних тюркских языков, разделенных тысячелетиями и удаленных друг от друга на тысячи километров, может быть объяснено тем, что все они восходят к одному праязыку.
      Очень интересные мысли о тюркском мире и единстве всех современных тюркских народов пишет башкирский философ А.Р. Абдуллин. В частности  в статье «Тюркский мир: радость символов веры» он пишет следующее: «Turk dunyasi - тюркский мир. Что нам слышится в этой фразе, что мы вкладываем в нее? Мы говорим: тюркский мир или мир тюрков. Но почему нас не устраивает просто: мир или же тюрки? Почему мир видится тюркским, а тюрки образуют свой мир? Попытаемся продумать сказанное…
Всматриваясь в мир мы видим: Небо и Землю, Море и Горы, Луну и Солнце. Но видим ли мы их так, как видят это же все люди мира? Нет, и еще раз нет ! Мы видим не просто “небо” но “Gok”; не “землю”, а “Yer”; не “море” и “горы”, а “Deniz” и “Tau”…Мир дан человеку таким, каков его язык. Язык у нас - тюркский. И мир, единственно для нас возможный - это тюркский мир - Turk dunyasi. Мир тюрков есть тюркский мир. Говоря тюркский мир, мы, тем самым утверждаем цельность мира тюрков; тюркский мир - единый мир. Единство мира возникает из единства его языка. Но что означает это единство?  Единство языка возникает из наличия однокоренных слов. Однако, единство тюрков не в словах, а в их корнях. Единые корни - единят тюрков !
Но корни всегда скрыты от глаз. Корни - это тайна слов. Слово есть знак, если оно указывает на что-то; оно же есть образ, если раскрывает нечто в себе самом. И только слово как символ, сочетает свойства и знака и образа, неся в себе таинственность иного.
Тайна мира обнаруживается в символах. Подлинность тюркского мира открывается в его т.е. тюркских символах. Тюрки - это тюркоязычные народы. Произнося “тюркский” мы, уже тем самым подразумеваем единство и общность тюркоязычных народов. Но имеется ли оно в действительности? Вправе ли мы вообще, употреблять термин “тюрки”? Не превратилось ли это слово, т.е. нечто само по себе божественное, в мертвый термин ?
Наука имеет дело с тем, что она предварительно умертвит; искусство же оживляет мертвое. Слово “тюрки” активно используется наукой, но оно почти не употребляется в нашей повседневной речи. Из жизненного слова, оно превратилось в научный термин. Тюркоязычные народы утратили свою общность и единство. Нас единит не настоящее, а далекое прошлое; тюрки это не мы, а те, кто стоял у истоков зарождения тюркского мира. Сегодня нет тюркского мира, того, что некогда обладало наличным бытием и предшествовало нам. Но так ли это?  Несмотря на правильность и правдоподобность этих рассуждений, в нас остается нечто, что удерживает нас от веры в истинность выше сказанного. Мы не верим научному методу, пришедшему к выводу: тюркский мир мертв. Мысль эта абсурдна, ибо бытие не может пропасть… Тюркский мир - это судьба тюрков; судьбу не выбирают, но испытывают. Быть подлинным, значит следовать своей судьбе».
(А.Р. АБДУЛЛИН ТЮРКСКИЙ МИР: РАДОСТЬ СИМВОЛОВ ВЕРЫ)
       Необходимо отметить, что к эпохе неолита люди в Передней Азии и на Южном Кавказе (в том числе и древние тюрки) имели опыт речевого общения. Можем предположить, что шесть-семь тыс. лет тому назад  далёкие предки современных тюрков-прототюрки  начали походы с Южного Кавказа на территорию евразийской равнины и далее на юго-восток. Им понадобилось менее одного тысячелетия, чтобы завоевать или ассимилировать, а также подчинить своему образу жизни евразийские и южносибирские племена охотников и рыболовов.
       В дальнейшем тюркский мир, в эпоху великих переселений  расширился от Средиземноморья на юго-западе до Северного Ледовитого океана на северо- востоке.
      Анализ древнетюркской лексики вырисовывает перед нами образ народа, создателя этого языка, воинственного подвижного скотовода, охватывающего своими миграциями огромные пространства. Можно также предположить, что для  прототюрков шесть тысяч лет тому назад  вторичной прародиной стала вся  евразийская степь от Дуная до Алтая.