Подноготная Криворожской барахолки

Николай Кокош
      Вы когда нибудь были на барахолке? Думаю, что сейчас, при полном изобилии всего и вся, пресыщенности современников  всевозможными  развлечениями, затащить на нее кого нибудь из молодежи представляется проблематичным. Вряд ли она может чем нибудь заинтересовать широкий круг людей. В наши дни барахолку  посещают, чаще всего, коллекционеры, выискивающие залежалые на чердаках и кладовках старых домов антиквариат и раритетные вещицы, пользующиеся большим спросом как  у нас  так  и за рубежом. В советское же время, барахолки были одними  из немногих мест, где советский человек мог прилично и модно одеться, обуться, приобрести японские ручные часы теле и радиоаппаратуру...и все за родные "деревянные"  рубли.

      До сих пор помню импозантную, величавую, заваленную всевозможными капиталистическими товарами,  Владивостокскую барахолку, расположившуюся на возвышении в районе Первой речки. Чего  там только  не было! Ошалелым от заграничного изобилия "совковым" покупателям предлагалось все, чем были  богаты Южная Корея, Япония, Сингапур, Соединенные Штаты Америки и Канада : а это - первоклассная японская и южно-корейская видеотехника, велосипеды, мужская, женская и детская одежда, входившие в моду фотообои, многоярусные гардины...

      Все товары там продавались втридорога. Цены просто " кусались!" Но реальная возможность заполучить настоящие джинсовые брюки "Rifle", "Lee"..., водрузить на руку шикарные, броские часы "Seiko","прошвырнуться"  в модной заграничной одежде по набережной бухты "Золотой Рог", заставляла молодых людей идти на "абордаж" любого "корабля": одалживать деньги под нереальные  проценты у друзей и знакомых, по ночам разгружать многотонные вагоны со стройматериалами, углем, разборными финскими домиками, продуктами питания...

      Кожаные японские  туфли, купленные там мною за баснословные по тем меркам деньги, семьдесят пять рублей, я не смог сносить и за семь последующих лет! А демисезонная с утеплителем  мужская куртка фирмы"Chori"... Всякий раз, приезжая в ней к себе на Черниговщину,  я становился объектом белой зависти всего мужского населения городка Нежин, одетого в отечественные мешковатые пальто, вышедшие из моды плащи,  фуфайки и военные куртки различных видов, которые из-под полы  продавали  за большие деньги тыловики отдельного полка дальней авиации.

      Совсем другой вид и предназначение имеют, например, современные украинские барахолки. Если на Владивостокской в советское время заграничный товар предлагали моряки торгового или рыболовецкого флотов, чаще их жены и родственники, то здесь-преимущественно мужчины и женщины пенсионного возраста. Они торгуют старыми, бывшими в употреблении, вещами. Современные украинские барахолки- это последняя возможность для пенсионеров на какой-то промежуток времени удержаться на "плаву" в бушующем "океане жизни". Если еще лет пять назад в стоковых магазинах и "секондхендах" можно было одеться и обуться  на четверть пенсии, то сейчас в связи с ростом цен, туда пенсионеры заходить перестали.

      Теперь все надежды они возлагают исключительно на барахолки. Захотелось  поделиться с  читателями своими впечатлениями  о барахолке известного украинского города Кривого Рога. Ее главный "офис" и "рабочие площадки" находятся в районе Долгинцево, недалеко от центрального железнодорожного вокзала. Несколько улиц барахолки, прилегающих к местному рынку, оставляют незабываемое зрелище. Прямо на землю, на разнообразные подстилки, пенсионеры выкладывают свой  "скарб": бывшие в употреблении одежду, обувь, посуду, электротовары, ковры, хрусталь, кухонную утварь, значки и, как это не горькая констатировать, ордена, медали, которыми советская Родина, отмечала ратный труд своих защитников и работников тыла.. На многих товарах красуется советская эмблема качества, что придает им высокий авторитет.

      Не так давно мой старый товарищ Виктор Спивако, заядлый коллекционер, затащил меня в это удивительное место. Он на барахолке и "царь, и "Бог", как принято сейчас говорить:" У него там все схвачено"! Практически, каждое посещение барахолки приносит ему ощутимые дивиденты. Уникальная посуда, старинные монеты, ордена, антикварные мебель, шкатулки, подсвечники, вазы, позволяют Виктору иметь хороший приработок к его скромной пенсии металлурга с сорокалетним горячим стажем, эквивалентную  150 долларам США!

      В один из выходных дней, вместе с ним, выходим на "охоту", прихватив, на всякий случай, фотоаппарат. Сразу же за Долгинцевским базаром- главная торговая улица. Виктора, как своего, радостно приветствуют бабушки и дедушки. Авторитет его здесь достаточно высокий. В отличие от других коллекционеров, Виктор никогда не занижает цены до критического уровня и всегда входит в положение торгующих пенсионеров. От Виктора за свой товар они получают реальные деньги. Интересуюсь у моего товарища о том, что за люди здесь торгуют. Он их мне " представляет".

    Лариса-женщина лет пятидесяти пяти. Выглядит моложаво, хотя от былой привлекательности остались лишь жалкие  осколки: отяжелела, округлилась в телесах, но не взирая ни на что, молодится, пытается очаровывать мужчин-покупателей. Заговаривает с ними, делает им комплименты и строит глазки... Бестия Лариса прошла  Крым и Рим: имеет две судимости за мошенничество, никогда и нигде не работала, всегда безбедно жила за счет  спонсоров-мужчин. Но жизнь безжалостно бросила ее на свою обочину: надо выживать. И Лариса настойчиво, в ожесточенной борьбе с другими торгующими пенсионерами, отвоевывает лучшие места на барахолке  и приманивает лучших клиентов. Причем  наша героиня  ничем не брезгует: взять краденные вещи у наркоманов на продажу под высокие проценты, для нее в порядке вещей. Злые языки утверждают, что ее  крышует местный участковый, поэтому редкому наркоману удается  выбить  у нее свои кровные деньги.

    Чуть дальше от Ларисы расположилась пенсионерка Серафима Петровна.Она не раз плакалась Виктору на свою судьбу: сорок лет стажа на швейной фабрике, последние десять лет- начальником планового отдела. В конце 90-х все рухнуло в одночасье: осталась без работы, с мизерной пенсией. Барахолка для нее  как и для многих других пенсионеров- последний "спасательный круг". Кроме старых советских запасов трикотажных вещей( не понятно, откуда она их и берет, ведь торгует уже много лет), Серафима Петровна покупает в Одессе, на оптовом рынке, колготки, чулки, носки, перчатки...

     Валентина Степановна, в недалеком прошлом, завуч одной  из  средних школ города, занимает место за Серафимой Петровной. Как и многие, кто здесь торгует, долго скрывала свой высокий статус. Это и понятно, никому не хочется светиться и  оголяться  перед простолюдинами. Ее профессиональные  педагогические  знания  и  организаторские способности, тут, на барахолке, проявились во всем "блеске": она бесплатно дает дельные советы по воспитанию детей и внуков, помогает сглаживать возникающие конфликты и недоразумения среди торгующих пенсионеров. С ней считается даже, знакомая нам, Лариса, получая дельные советы, как поступать в той или иной ситуации с ее великовозрастным сыном. Специализируется Валентина Степановна исключительно на вязанных вещах. Что вяжет сама, а что перекупает у таких же  как она пенсионерок и продаёт, конечно же, дороже.

    Колоритная фигура на барахолке - подполковник в отставке Тимофей Николаевич. Орденоносец, прошедший Анголу,  Афганистан,  Югославию и получивший в "награду"от " матери" Украины пенсию в 100 долларов вынужден  тоже " прописаться"  на барахолке. Когда из-за солидного возраста его перестали брать в охранники, Тимофей Николаевич, неожиданно открыл в себе способности к столярному делу. Купив  старый советский набор инструментов , он с азартом и воодушевлением начал  изготавливать табуретки, стульчики, шкатулки...Его продукция пользуется большим спросом и отличается высоким качеством и привлекательностью. Несмотря на свое крайне скудное материальное положение, наш военный ветеран всегда в хорошем расположении духа, подбадривает других пенсионеров  и с оптимизмом смотрит в будущее. Правда, таких оптимистов можно пересчитать по пальцам. Ведь   сегодняшняя обстановка в Украине совсем не располагает бодро и с уверенностью смотреть в завтрашний день.


         Примечательной чертой Криворожской барахолки являются постоянно снующие вдоль и поперёк  наркоманы, пьяницы, люди без постоянного места жительства  и, в обязательном порядке, многодетные цыганские семьи. Наркоманы и пьяницы пытаются по дешевке толкнуть каждому встречному ворованный товар. Покупатели, при встрече с ними, испытывают неоднозначные чувства: им очень хочется купить за полцены в прекрасном состоянии   дубленки, кожаные куртки, костюмы, женские сапоги, мобильные телефоны, планшеты,  хрусталь, посуду... Но страх иметь дело с милицией, заставляют их быть сдержанными и не рисковать. Впрочем, не каждый может устоять перед великим соблазном. Риск- благородное дело!  Прижатый в милиции наркоман или пьяница  сразу же сдадут своего клиента и купленную в "горячке" такую необходимую, но  краденную вещь, придется возвращать.  Цыгане, получающие от государства солидные пособия на  детей,  самые желанные  покупатели на барахолке. Но с ними надо держать ухо востро: обмануть, украсть, понравившуюся  вещь, им не составляет большого труда.

    

      Торговля на барахолке происходит в напряженной и нервной обстановке. Постоянные ссоры, ругань между ее "постояльцами", часто выходящие  за нормы элементарного приличия, обыденное явление на Криворожской барахолке. Как показали мои наблюдения, здесь, у края "бездны", на самом дне социальной лестницы, оказались,за редким исключением, люди интеллигентные, как правило, с высшим образованием. Распад СССР и его последствия, выбросили их за "борт" новой жизни. Единицы пенсионеров смогли приспособиться к новым реалиям, остальные, как наши "герои," по разным причинам оказались не способными противостоять жизненным переменам и, практически без сопротивления, сдались на "милость победителям","плывут" по течению и лишь изредка подают "признаки жизни". Они с восторгом вспоминают "счастливые" советские времена: бесплатные квартиры и  путевки в ведомственные дома отдыха и санатории, поголовную и обязательную занятость, отсутствие безработицы...

       Но не будем впадать в уныние и пессимизм! Признаемся себе, многие пенсионеры идут на барахолку не только из-за своей бедности и состояния безнадеги. Для большинства из них барахолка-это единственная возможность пообщаться со своими сверстниками и  продуктивно заполнить время. Будем надеяться, что наши уважаемые пенсионеры не пропадут с голоду, не останутся забытыми и заброшенными. О них неожиданно вспомнят и начнут заботиться их родные дети и внуки и, конечно же, наше "родное" украинское государство, в лице Президента, Правительства и Верховной Рады. Пока все они вспоминают о пенсионерах и, в целом о народе, когда приходит время выборов.

Фото : этот уникальный коврик куплен на  Криворожской барахолке.