Мои путешествия по Беларуси. Гл. 4. Церкви и кладб

Марина Шатерова
Мои путешествия по Беларуси. Гл.4.Церкви и кладбища

(фото автора)

На фото: 1-столбик сверху вниз: 1 – Костёл Божьего Тела (Фарный костёл) г.Несвиж, Минская обл., 2 – Костёл Архангела Михаила, д. Сынковичи, Зельвенский район, Гродненская область, 3 – Костел св. Иоанна Крестителя, д. Камаи Поставский район, Витебская обл., 4 - Каменный крест, растущий из-под земли, кладбище в г.Туров, Гомельская обл., 5 – Костел Святой Анны, д. Мосар, Глубокский р-н, Витебская обл.,

2-й столбик сверху вниз: 6 – Кладбище  солдат 1-й мировой войны: памятник немецким солдатам, д. Десятники, Воложинский район, Минская обл., 7 – Костел бернардинцев, г. Будслав, Мядельский район, Минская область, 8 – родовая усыпальница Радзивиллов в Фарном костёле, г. Несвиж, 9 – Церковь Рождества Богородицы (известная также как Маломожейковская церковь), Мурованка Щучинского района Гродненской обл.,

3-й столбик сверху вниз: 10 – Костел Богоматери Ружанцовой в д. Солы, Сморгонский район, Гродненская область, 11 – Статуя Христа Спасителя возле церкви святых Петра и Павла (католич.) в г.Ивье, Гродненская обл., 12 – Фрески костёла Богоматери Ружанцовой в д. Солы, 13 - Чёрное покрывало, скрывающие скрижали завета, находящиеся в специальном шкафчике в синагоге г.Бобруйска, Могилёвской обл.,

4-й столбик сверху вниз: 14 – Кресто-Воздвиженский собор Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, г.Полоцк, Витебская обл., 15 – Могила Франтишка Богушевича, д. Жупраны, Ошмянский район, Гродненская обл., 16 – Деревянная церковь Иоанна Крестителя, музей «Дудутки» (Музейный комплекс Старинных Народных Ремесел и Технологий), дер. Птичь, Пуховичский р-н, Минская обл.,


Удивительная страна – Беларусь. Славится она не только красивой природой, замками с привидениями и роскошными дворцами, богатой историей, но и своими церквями и кладбищами, с которыми связаны просто неслыханные чудеса.


Первое чудо со мной произошло в мой день рожденья в 2007-м году, когда я поехала с «Турфирмой» на свою первую (с этой фирмой) и очень долгожданную для меня экскурсию по маршруту «Мир-Несвиж». В Несвиже, по пути в дворцово-парковый комплекс с замком Радзивиллов, мы посетили костёл Тела Господня («Божьего Тела», Фарный костёл). Красота архитектуры, фресок и внутреннего убранства, потрясает воображение. Как опытный турист, посетивший не один костёл в Беларуси, смело могу назвать его одним из самых красивых костёлов Беларуси.


Особенностью этого костёла является то, что чуть левее от входа в нём есть лестница, ведущая в несколько подвальных комнат, где расположена фамильная усыпальница рода Радзивиллов. За небольшую мзду в виде пожертвований костёлу от каждого экскурсанта, мы спустились вниз. В нескольких комнатах были расположены гробы разных форм и размеров, о чём можно было судить мужчина там захоронен, женщина или ребёнок. Надписей на гробах я не рассмотрела, либо они были сделаны на польском, поэтому наличие надписей не осело в памяти. Была комната, где было два гроба и арочный вход ведущий в неё, не был ничем закрыт, самая большая комната, где гробы стояли рядами по всей её площади, была закрыта решётчатой дверью. Я всё сфотографировала на память, хотя видела табличку, запрещающую это делать.


Фотоаппарат тогда у меня был плёночный. Когда заказала в фотосервисе фотографии и пришла с подругой их забирать, то кассирша сказала, что оператор по ошибке сделал плохую фотку, на мониторе глядя на маленькие электронные копии фотографий с плёнки, он неверно определил насколько она качественная. Пока я пересчитывала деньги в кошельке, ту самую фотку взяла подруга. Увидела ту самую комнату с двумя гробами и арочным входом без дверей и … спросила были ли там какие-нибудь фрески на стенах. Я удивилась и ответила, что нет, стены были совершенно белыми. То есть, подруга первая увидела на фотке призрак женщины на фоне белой стены над правым гробом. Она сидела, немного склонившись, скорбно опустив голову и сложив руки на коленях. Подруга закончила педагогический университет, где изучала историю костюма и она подтвердила, что женщина одета в погребальное платье той эпохи.
Был там и ещё один призрак – светлый силуэт собаки на фоне более тёмного пола. С собакой там связана одна легенда. Один из Радзивиллов очень любил охотиться. В развлекательных целях они содержали медведя, чтобы не покидая пределов своих владений, можно было имитировать охоту, стреляя мимо зверя. Но… однажды князь промахнулся и ранил медведя, чем очень его разозлил.

Говорят, что медведь, раненый в сердце, может пройти расстояние в сто метров, такой он сильный и выносливый. Раненый медведь набросился на князя .История могла бы закончится трагедией, если бы не одна из верных собак, которая кинулась на медведя, защищая тем самым хозяина. Медведя подстрелили, но верный пёс погиб от его лап. Этой собаке в парке, прилегающем к замку, стоит памятник. А этот силуэт на полу усыпальницы – это наверняка призрак того самого верного пса, который и после смерти продолжает охранять покой своих любимых хозяев.


Есть у нас в Беларуси костёлы, которые восхищают своим внутренним убранством. Таких роскошных росписей, как в Фарном костёле, редко где встретишь (например, видела я что-то похожее в православной церкви Рождества Богородицы в деревне Тарасово, Минского района), но есть одна удивительная техника росписи по сырой штукатурке, называется гризаль. Это когда, используя всего два цвета – белый и светло-коричневый или серый, но так умело используя все полутона этих двух цветов, можно получить объёмное изображение колонн и лепнины на совершенно плоских стенах. Это просто невероятно!!! Восхищаюсь мастерством художников. К сожалению не нашла у себя ни одной фотки таких росписей, но зато точно помню, что такие росписи есть в костёле бернардинцев в Будславе и в отреставрированном костёле Святого Иоанна Предтечи в деревне Гольшаны Гродненской области.


Костёл в Будславе знаменит своей чудотворной иконой Девы Марии с младенцем Иисусом. Поклониться образу раз в год, 2 июля, в этот небольшой городок съезжается огромное количество верующих. Очень много людей идут пешком, так называемые пилигримы. Совершаются крестные ходы и католические фэсты.
Есть так называемые церкви оборонного типа, похожие на замки – с толстыми стенами и маленькими окошками-бойницами в верхней части. Удивительное сочетание – церковь-замок!!! Примеры таких церквей – костёл Архангела Михаила, д. Сынковичи, Зельвенский район, Гродненская область, костел св. Иоанна Крестителя, д. Камаи Поставский район, Витебская обл. и церковь Рождества Богородицы (известная также как Маломожейковская церковь), Мурованка, Щучинского района Гродненской обл..


Первый костёл – в Сынковичах, знаменит своей чудотворной иконой Матери Божией «Всецарица», помогающей онкологическим больным. Как-то в мой первый приезд туда в 2009-м году, впечатлил священник, рассказывающий об этой чудотворной иконе. Рассказывал он о раковых больных, как взрослых, так и детях, посещающих их костёл, дабы помолиться перед чудотворной иконой. Некоторые из них не в силах ходить – их приносят на руках. И после молитв им становится немного легче, а некоторые исцеляются совсем. И случаев исцеления довольно много, исходя из того, что каждый выздоровевший привозит в этот костёл цепочки, крестики или колечки, которыми украшают икону, вешая их изнутри – между стеклом и самим образом. Это такой дар, благодарность Божьей Матери за спасённую жизнь.


Стоит группа туристов перед священником, со скорбными лицами слушает его рассказы о больных детях, а он вдруг обводит нас взглядом и бодренько так говорит:
- А чего это вы все такие хмурые? В дом Божий надо приходить с радостью в сердце!!!
Хм… как-то не могу я с радостью слушать о смертельно больных людях и тем более детях. Похоже, что у батюшки уже притупилось это чувство сострадания к людям, после того, как он уже в который раз рассказывает обо всём этом туристическим группам.


Интересен и костёл св. Иоанна Крестителя в деревне Камаи. Этому костёлу оборонного типа 400 лет (1603—1606 гг. постройки). Удивительная история его сохранности во времена советского атеизма была связана с тем, что ксендзы во время Великой Отечественной войны спасли от фашистов одного партизана, дам ему сбежать через туннель, ведущий от здания костёла в поле. Этот же партизан уже в послевоенное время работал в комиссии по борьбе с религией. Он-то и спас костёл от уничтожения, вычеркнув его из соответствующих списков.
Посещая этот костёл, мы немного опоздали к назначенному времени, поэтому пришлось ждать, пока в костёле отслужат поминальную службу на девять дней и только потом работники костёла уделили нам время. Пока ждали окончания службы во дворе костёла, то наслаждались органной музыкой и чудесным пением девушки-органистки. Удивило то, что исполнялся даже шансон – песня Михаила Круга «Исповедь», наверное, это было последнее желание покойного. С нами пообщалась девушка-органистка и ксёндз, рассказали историю костёла.

Продавали самодельный диск с записью органной музыки песен, исполняемых в их костёле. Честно говоря, как-то неприятно удивляла не по сельским меркам заломленная цена за CD-R болванку и чёрно-белую отксерокопированную обложку. За те же деньги в Минске можно было купить диск с европейского качества записью и нормальной цветной полиграфически отпечатанной обложкой.


Легендарным местом у нас в Беларуси является костёл святой Анны в Мосаре. В этом совершенно забытом цивилизацией местом вокруг костёла раскинулся красивейший парк с беседкой, декоративным колодцем, морем цветов и всякими декоративными приколами, как-то большие бетонные следы на газоне с надписями на каждом из этих следов «Бигфут» и «Йети». Вся эта красотища и слава этого места в целом держалась на плечах тогдашнего ксендза Иосифа Бульки. Надо сказать, что именно он первым в Беларуси установил памятник покойному Папе Римскому Иоанну Павлу ІІ. Иосиф Булька был ярым поборником пьянства. Когда он беседовал с пришедшими к нему людьми (выпивающими), то он очень умело взывал к их совести и брал с них обещания не пить таким образом, что потом было очень тяжело это обещание нарушить. Говорил, что это ты не мне даёшь обещание, а самому Господу Богу. И это действовало. Правда, был случай, когда на службу пришли пара добрых молодцев под градусом, но их с позором выставили. Случилось так называемое изгнание из храма. В январе 2010 этот великий человек покинул наш мир.


В деревне Солы, Сморгонского района, Гродненской области есть удивительный по своей архитектуре и росписям костел Божьей Матери Ружанцовой. Этот костёл в стиле модерн был возведён в в 1926-34 гг. Откуда такое удивительное название? Вольным пересказом изложу рассказ девушки-экскурсовода по этому поводу. Шла война. Солдатам предстояло некое серьёзное сражение, которого они очень боялись и переживали за исход сражения. Они мололись и перебирали в руках чётки – ружанцы. И вот явилась им Божья Матерь и успокоила, сказав, что всё закончится благополучно. Внутри, правда, на алтаре была икона Матери Божьей Ченстоховской, а фрески изобиловали большим количеством ангелов, святых, изображённых стоящими в больших количествах на облаках, описывались библейские сюжеты Благовещенья и того, как Иисус пятью хлебами накормил огромное количество верующих. Но больше всего меня впечатлила одна фреска, изображающая оборону Ченстоховы (это я уже узнала, изучая соответствующие информационные источники о костёле) – солдаты в шинелях с ружьями, пулемёты, военные сражения. До такой степени непривычно видеть такой сюжет в церкви, что невольно поражаешься.


Изломанный, острый, асимметричный,  силуэт костёла, слева от входа на крыше украшала скульптура Святого Ксавелия – очень чтимого в католической Польше святого. Удивительный костёл!!!


А знаете, что общего у Беларуси и Рио-де-Жанейро? Статуя Христа Спасителя с распростёртыми в разные стороны руками. Только в Рио Он расположен на высокой горе и Его можно разглядеть только облетев на вертолёте, а у нас в Беларуси статуя стоит возле костёла Петра и Павла в городе Ивье, Гродненская области.


Посещая с экскурсией славный город скульптурных бобров Бобруйск, мы посетили действующую там синагогу. Я поймала себя на мысли, что хорошо быть туристом, так как можно с туристической группой посетить такие места, в которые в обычном случае тебя бы не пустили. С нами пообщался раввин. Рассказал, что синагога разделена на две половинки – большую, для мужчин и меньшую, для женщин. Эти две половники были разграничены перегородкой из полупрозрачной ткани. На женскую половину ведёт отдельных вход и женщинам категорически запрещено заходить на мужскую половину. Поэтому я и подумала, что хорошо быть туристкой, так как мы пребывали как раз таки на мужской половине. Из интерьера наиболее запомнился шкаф, передняя часть которого была закрыта толстой чёрной тканью (покрывалом), расшитым золотыми узорами, короной и колоннами по обоим бокам. Была там и дарственная надпись на русском языке и иврите. В этом шкафу за этой тканью находились скрижали завета. Очень уж мне хотелось отогнуть покрывало и заглянуть внутрь, но очень при этом не хотелось быть застуканной за этим занятием – не избежать ведь скандала. Возле окна располагался небольшой столик, накрытый зелёной скатертью с золотой вышивкой, изображающей звезду Давида, край скатерти венчала золотая бахрома. На столике лежали вещи, явно принадлежавшие раввину – книжка и шарф в чёрно-белых тонах.


Говоря о религии и церквях Беларуси, нельзя не рассказать о Спасо-Евфросиниевском женском монастыре, что в городе Полоцке, Витебской области. Сама Ефросинья Полоцкая, чьё имя носит монастырь – это небесная заступница Беларуси, первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская просветительница. Полоцкая княгиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Её светское имя — Предслава. Родилась она в княжеской семье и была дочкой младшего сына князя Всеслава Брачеславовича (известного также как Всеслав Чародей). Мать её, София, была дочерью Владимира Мономаха.


После достижения совершеннолетия (12 лет), отказалась от династического брака и ушла в монастырь. После поселилась в келье Полоцкого Софийского собора, где в храмовом скриптории переписывала, а возможно, и переводила книги, вела активную миротворческую и просветительскую деятельность.


«Житие» рассказывает, что однажды ангел во сне взял Евфросинию и привел её в Сельцо, за две версты от Полоцка, на берегу Палаты, и сказал: «Здесь надлежит тебе быть!» Сон повторился трижды. После этого полоцкий епископ Илья, призвав полоцкого князя Бориса, отца Святослава и других знатных полочан, объявил, что отдает монахиням Сельцо.


Там же, в Сельце Ефросинья инициировала строительство женского Спасского монастыря. Около 1133 года закончилось строительство Спасского собора, что стало одним из главных событий полоцкого зодчества того периода. Согласно «Житию» церковь была построена рекордно быстро по тем временам — 30 недель (один строительный сезон). Здесь и был основан женский монастырь св. Спаса (сейчас Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь).


В 1161 году Ефросинья заказала местному мастеру Лазарю Богше изготовление напрестольного креста с реликвиями, который позже стал известен как Крест Ефросинии Полоцкой. Он был шестиконечный, высотой 52 сантиметра, инкрустирован драгоценными камнями и изображением Иисуса, Божьей Матери, четырёх евангелистов, ангелов и некоторых святых. Реликвия стала белорусской национальной святыней и одновременно памятником старобелорусской письменности.


Крест был ковчегом для хранения христианских реликвий. В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеймона, кровь святого Димитрия.


Крест хранился в церкви Святого Спаса до начала XIII в., После сперва был перевезен в Смоленск, оттуда в 1514 году Иваном III в Москву, однако был возвращен на родину Иваном Грозным. Во время войны 1812 года крест был спрятан в стене Софийского собора в замурованной нише, а в 1841 году вновь возвращен в храм Спаса.


В 1921 году крест был изъят советскими властями. В 1928 году директор Белорусского государственного музея В. Ластовский вывез крест из Полоцка в Минск, а в следующем году передал его Белорусскому музею в Могилеве, где было засвидетельствовано о больших художественных убытках креста: 13 образов святых были выломаны или испорчены, из драгоценных камней остались только два — аметист и гранат, из разных частей памятника исчезли кусочки золота и бусинки жемчуга, видны следы неудачных попыток ремонта.
Крест окончательно утрачен в 1941 году во время отступления Красной армии из Могилёва.


Послевоенные поиски креста были безуспешными, поэтому в 1997 году брестским мастером Николаем Кузьмичом сделано точная копия креста, которая хранится в Полоцке в церкви Ефросинии Полоцкой.


В Полоцке на экскурсиях я бывала дважды – в 2007 и 2012-м годах. В первый раз очень впечатлила женщина – работница местной библиотеки, которая у нас была в качестве экскурсовода по монастырю. Она показывала нам небольшие церкви, которые были на территории монастыря, рассказывала о самой Ефросиньи Полоцкой, чьи нетленные мощи находились в саркофаге в Кресто-Воздвиженском соборе, расположенном в центре монастырской территории. Женщина была одета по церковному: в длинной юбке, кофте с длинными рукавами, платке, на её необыкновенно красивом лице не было косметики, но при этом она была настолько красивой, что у меня возникло совершенно волшебное ощущение, что это она и есть – сама Ефросинья Полоцкая сейчас стоит перед нами и всё это нам рассказывает. Мы заходили в собор помолиться и приложиться к саркофагу с мощами святой небесной заступницы белорусской Ефросиньи Полоцкой. Саркофаг был закрыт крышкой с изображением Ефросиньевского креста. А вот во второй мой приезд в этот монастырь у саркофага была открыта небольшая крышка длинной около сорока сантиметров над головой покоящегося внутри тела. Но лицо самой Ефросиньи увидеть нельзя, так как её тело завёрнуто в чёрную ткань с золотыми узорами. По словам монахини, которая рассказывала нам о монастыре, нетленное тело Ефросиньи время от времени достают из саркофага, моют и переодевают. И спустя без малого 850 лет после её смерти она выглядит так, будто только что сомкнула веки, то есть, её тело совершенно не тронула смерть. Удивительной особенностью является то, что её тело испускает цветочный аромат.


Мощи Ефросиньи Полоцкой обладают свойством исцелять болезни позвоночника и совершать другие чудесные исцеления. Монахиня рассказала нам историю, как службу посетил неких чиновник с межпозвоночной грыжей, потом прополз на четвереньках под саркофагом (так нужно для исцеления) с мощами святой и болезнь его как рукой сняло. Был ещё случай, когда монастырь посетила молодая девушка с псориазом. На ней буквально места живого не было, вся её кожа шелушилась. После молитв и приложения к саркофагу она очень быстро выздоровела. Вот такие бывают чудеса.


Церкви по материалу, из которого они возведены, бывают совершенно разные – из красного кирпича, поштукатуренные белой штукатуркой, если деревянные, то чаще всего их покрасят голубой краской. Практически нельзя встретить деревянную церковь, чтобы она была не покрашена краской. Поэтому было очень удивительно и радостно увидеть деревянную церковь не голубой краской крашенную, а просто покрытую лаком от разрушения. Это церковь Иоанна Крестителя в музее «Дудутки» (Музейный комплекс Старинных Народных Ремесел и Технологий), деревня Птичь, Пуховичский район, Минская область, возведённая в 2008-м году. Удивительной красоты деревянная жёлтая церковь с коричневыми куполами и крышей.

                ***

Бывало, что в программу экскурсии входило посещение кладбища.

Первое такое посещение у меня было в мой первых год экскурсионных поездок – в 2007-м. как сейчас помню, что экскурсия была с Александром Иосифовичем по маршруту Гольшаны-Воложин-Вишнево-Боруны-Крево. Само кладбище в программу экскурсии не входило, но, как я помню, наш экскурсовод немного «схалтурил», не показал нам усадьбу и некий монастырь в Воложине, а только церковь и то по ходу движения автобуса из окошка. Поэтому в качестве «моральной компенсации» он решил показать нам кладбище солдат Первой мировой войны в деревне Десятники Воложинского района Минская области. То было стандартное для Запада военное кладбище, когда могилы не с такими надгробиями, как «гражданских» людей хоронят – с памятником, фотографией, крестом и табличкой с датами. Здесь же по аккуратной, коротко подстриженной лужайке рядами располагались гранитные таблички с именами и датами. Был памятник немецким солдатам – ступеньки, ведущие на площадку с каменной оградой, в центре площадки была колонна, сложенная из кирпичей, а на ней скульптура орла с перебитыми крыльями. Александр Иосифович рассказывал, что как-то залез на эту колонну и отрубил орлу голову, спустя какое-то время орла заменили другим. Сейчас же ветер занёс на орла берёзовое семечко, оно проросло и на орле красовалось небольшое деревце. Александр сказал, что залезть на колонну и отрубить орлу голову хватило ума, а вот залезть и срубить деревце, чтобы оно не разрушало памятник корнями – для этого больше ума надо. Среди экскурсантов была женщина, которая всю экскурсию довольно бесцеремонно клеилась к Александру и она решила «вставить свои пять копеек», говорит:
- Зато кто-то залез на колонну и посадил берёзку.
Александр долго смеялся и сказал, что это шутка дня.


Кстати говоря, похожий памятник немецким солдатам Первой мировой войны есть в деревне Полторовщина, Сморгонского района, Гродненская области, с той лишь разницей, что орёл там более красивый (литой из чугуна, а не из бетона, как в Десятниках) и с расправленными крыльями. То кладбище мы просто проезжали как-то мимо, наверное, посещая с экскурсией сам город Сморгонь.


В 2008-м году я посещала места жизни и творчества белорусского поэта Франтишка Богушевича: Залесье-Солы-Кушляны-Жупраны. В Кушлянах находился дом-музей Франтишка Богушевича, местный экскурсовод не только рассказывает о музейных экспонатах, но и играет на деревянной дудочке в конце. А вот в Жупранах, рядом с красным кирпичным костёлом святых Петра и Павла, располагается кладбище, где Франтишек Богушевич нашёл своё последнее пристанище. То есть, мы посещали не только музей поэта, но и его могилу.


Как-то в конце апреля 2009 года я ездила на экскурсию в Туров – одни из древнейших городов Беларуси, известным археологическим музеем «Туров» и памятником богослову и писателю Кириллу Туровскому. Есть там ещё кладбище, где из-под земли растёт каменный крест, который обладает удивительными свойствами – он прохладен в жару и тёплый зимой. Вокруг него тает снег, что само по себе является чудом. Этот камень украшен цветами и является местом паломничества верующих и туристов.

 
Посетив местный краеведческий и археологический музеи, мы сели в автобус, и наша экскурсовод Галина Антоновна говорит нам:
- А сейчас мы едем на кладбище, нас там уже ждут…
Это вызвало бурю эмоций у туристов.
- Кто нас там ждёт??? Покойники что ли.


Ждал нас там молодой мужчина, бывший спортсмен и «бандит», как я поняла по его рассказам, который стал верующим и рассказывает теперь туристам о вышеупомянутом камне, городе в целом, слышала, как говорил молодым девушкам о вреде абортов с религиозной точки зрения.


Какие только чудеса не случались со мной во время поездок, сколько разных удивительных историй я услышала. Складывается впечатление, что живут в Беларуси хорошие, добрые, мирные люди, и как будто покрыло их белое покрывало Благодати Божьей, что все напасти и невзгоды обходят стороной этот край.