Мои путешествия по Беларуси. Гл. 5. Неудачные экск

Марина Шатерова
Мои путешествия по Беларуси. Гл. 5. Неудачные экскурсии


Большинство моих автобусных экскурсий по Беларуси проходили вполне благополучно, без приключений. Бывало чувство дискомфорта от сильной жары или печалило то, что в день экскурсии шёл дождь и фотографии получались не такими яркими и красивыми, какие хотелось бы получить, а переснять уже не получится, так как это снова надо платить деньги «Турфирме» и ехать за десятки или даже сотни километров от дома и не факт, что в день экскурсии снова не пойдёт дождик.


Был у меня случай, когда в автобусе рядом со мной сел молодой мужчина с похмелья и во время экскурсии зашёл в магазин и решил опохмелиться коньячком, закусывать который он решил шоколадкой. Его тут же развезло, он начал ронять голову мне на плечо, пускать слюни. Во время санитарной остановки решила отсесть от него. Было свободным только одно место впереди меня. Мужчина очень расстроился, что куда-то исчезла «подушка» в моём лице и некому теперь голову на плечо ронять. Бухал всю обратную дорогу до Минска, его коньячная бутылка каталась по проходу автобуса, сам он падал в этот проход, кто-то из мужчин-туристов усаживал его обратно на сидение.


Более серьёзная ситуация на экскурсии – это поломка автобуса. Честно говоря, хорошие автобусы еврокласса турфирмы предоставляют чаще всего на корпоративные поездки, так как это богатые туристы, которых хочется видеть в числе постоянных клиентов, поэтому приходится держать планку качества на высоком уровне. Сборные же экскурсии, где в состав группы входят приезжающие в Беларусь россияне, белорусы из числа пенсионеров или просто обычные любознательные граждане – это, с точки зрения турфирм «толпа, которая схавает то, что ей кинешь». Помню одну экскурсию жарким летним днём, когда я пыталась повернуть ручку в потолке над своим креслом и таким образом включить кондиционер, но воздух подул горячий и с пылищей. Я спросила у водителя автобуса, как включается кондиционер, так как может он там у себя где-то на приборной панели должен какую-то кнопочку для этого нажать. Водитель же громко заржал и сказал, что этому автобусу лет больше, чем мне и никакого кондиционера в нём нет. А вот в то же утро, когда мы отъезжали со стоянки, я видела там другой автобус этой же турфирмы – шикарный, дорогой, где кондиционер явно есть, экскурсоводом там был сам директор той турфирмы, что само по себе делало экскурсию успешной, так как он ОЧЕНЬ ХОРОШ, как экскурсовод. От нашего экскурсовода мы узнали, что директор повёз сотрудников одного из белорусских банков. Вот это то, о чём я говорю – корпоративным туристам изо всех сил пытаются угодить, а всех прочих вообще за людей не считают.


Когда автобус ломается по дороге домой, то это не так обидно, так программа экскурсии выполнена, фотографии сделаны, единственное, что тревожит – это когда мы попадём домой, так как если нас не довезут до Минска до часа ночи, когда метро закрывается и наземный транспорт уже не ходит, то домой потом хоть пешком иди.


Был у нас такой случай, когда была экскурсия по деревням и церквям. С самого утра всё как-то не задалось – туристы не слушались пожилую даму-экскурсовода, во время остановки «в лес до ветру» они разбрелись собирать грибы-ягоды, та с криками и причитаниями упаковала их обратно в автобус. В костёл к назначенному времени мы опоздали, поэтому пришлось чуть ли не час ждать на улице, когда в костёле закончится поминальная служба по покойному (девять дней). Только после службы нам работники костёла – певица-органистка и ксёндз – уделили время, рассказывая об удивительной истории костёла.

Автобус у нас тогда был довольно древний, но кондиционер в нём был и работал исправно. Нравился мне и водитель этого автобуса – стройный, симпатичный брюнет, который имеет очень большой стаж поездок по экскурсиям и знает хорошо все маршруты, то есть с ним никогда не заблудишься. И вот тогда я и заметила, что в каждой деревне, когда мы останавливались, чтобы сходить в какую-нибудь церковь или костёл, водитель открывал заднюю крышку автобуса и копался в двигателе. Что-то там барахлило, но тем не менее автобус ехал. Но вот по дороге домой всё приобрело довольно печальный оборот – из двигателя повалил чёрный дым. То есть, там то ли масло протекало, то ли как-то неправильно сгорало. В общем, если мы и могли ехать, то очень медленно. Пусть до Минска не близкий, а на тихом ходу тем более, а уже и 11 вечера, надо успеть доехать до того, как метро закроется. Был вечер воскресенья, то есть быстро найти нам что-то другое на подхват было практически невозможно. Водитель позвонил своему начальству или друзьям каким-то и они на трёх легковых машинах за несколько раз довезли туристов до Октябрьской площади, откуда туристы уже на метро сами добирались до дома. Помню, как мне достался автомобиль, где сиденья стояли в три ряда: водительское и рядом с водителем, потом второй ряд, кресла которого откидывались вперёд, а за вторым рядом был третий ряд сидений, там, где в обычных автомобилях багажник. Я обладаю довольно пышными формами, плюс у меня с собой была сумка с фотоаппаратом и большой пластиковый пакет с разными вещичками. И вот нашу даму-экскурсовода, которая весит тридцать кило с ботинками, решили во второй ряд посадить, а меня запихать «в багажник», то есть в третий ряд. И это была просто комедия, как водитель меня туда запихивал – сначала вещички отобрал, потом затолкал меня «в багажник» мимо откинутого кресла второго ряда, потом положил на меня сверху мои вещички и кресло второго ряда благополучно откинул мне на пальцы ног. И вот так я и ехала до Минска – коленки выше головы, сверху вещички и пальцы на ногах отдавленные креслом. А по приезду в Минск была обратная процедура – доставания меня из «багажника». Водитель откинул кресло, забрал у меня мои вещи, ещё удивился тому, что я в них вцепилась и нее отдаю, потом схватил меня за руки и вытягивал из машины. При этом я явно напоминала Винни Пуха, которого пытались вытянуть из домика Кролика, но он там «застьял». Но я, слава Богу, не застряла. Водитель Александр потом ещё долго ремонтировал свой автобус и на экскурсиях его не было видно, когда я встречала ту даму-экскурсовода, которая с нами тогда была и спрашивала её о судьбе того водителя и его автобуса, то она отвечала, что тот ещё на ремонте. Спустя какое-то время автобус отремонтировали, но директора «Турфирмы» надо было сильно поуговаривать снова пользоваться услугами их автобуса, так как их репутация оказалась очень уж «подмоченной». Помню, что было в автобусе несколько скандальных женщин, которые начали клеить разборки экскурсоводу и водителю, что «Турфирма» солидная организация и могли бы уже раздобыть для нас новый автобус. А где ты его раздобудешь в воскресенье в 11 вечера, хоть бы мозги включили. И претензии какие-то странные: «Завтра рабочий день считай что сорван». А почему? Ну не в 10 вечера в Минск вы приедете, а в 12 или в час ночи, ляжете спать, а утром проснётесь и на работу, в чём проблема-то?


Была и другая история с этим же автобусом, в том же году, только на пару месяцев раньше. Это был конец апреля 2009-го, моя первая экскурсия за 2009-й годи 13-ая экскурсия с «Турфирмой» за весь период моих поездок с ними. Экскурсоводом была Галина Антоновна, экскурсовод с огромным стажем проведения экскурсий, туристам она очень нравилась тем, что очень много знала. То есть, есть такие экскурсоводы, которые зазубрят готовый текст экскурсии по какому-либо маршруту и «барабанят» его годами без изменений. Галина Антоновна же знает уйму такой информации, какую ни в одном официальном экскурсионном тексте не встретишь. Ещё она любит «бабушкины сказки» - мифы, легенды, предания, сказки, разный фольклор и прочее народное творчество – это здорово «разбавляет» исторические выкладки по той или иной посещаемой территории. Но с другой стороны, она может и утомлять излишней активностью – по дороге туда что-то рассказывает и по дороге домой.
Помню экскурсию в Пинск с Галиной Антоновной. Сначала мы около часа пешком ходили по местному краеведческому музею – зданию в два или три этажа. Нас там впечатлило огромное количество чучел местных животных. У нас сложилось впечатление, что в живой природе всех этих зверьков и зверей уже не встретишь – они все по музеям в виде чучел разойдутся. Экскурсию по музею проводил местный музейный экскурсовод (так заведено, что в музеях свои экскурсоводы, приезжие не могут водить экскурсию в чужом музее), а Галина Антоновна в это время ждала нас на улице, как я могу догадываться, отдыхая на лавочке. А когда мы вышли, то были уже уставшими, но нас Галина Антоновна с новыми силами повела пешком по Пинску. Всё мы с ней увидели – и монастырь, и дворец Бутримовичей, который в то время был на реставрации, здание местного университета (Полесский государственный университет), костёл Карла Баромея, а напоследок нас ещё отвели посмотреть на совершенно удивительное место – где река Припять впадает в Пину. Когда мы после пяти часов пешего хождения вернулись в наш автобус, то это был самый радостный момент, так как мы очень устали и здорово проголодались. Все тут же зашуршали своими «ссобойками», по автобусу разнеслись ароматы колбасы и огурчиков. Одна из туристок всё время хохмила, что до Минска ещё пять часов ехать, можно ещё пять раз поесть или ничего, что живот лопнет, главное, чтобы продукты не пропали. С одной стороны, я очень благодарна Галине Антоновне за её трудолюбие, глубину знаний и желание показать туристам всё, что только можно в данном конкретном городе, раз уж мы сюда приехали. Но с другой стороны очень уж это физически тяжело – столько ходить пешком. И я просто не перестаю удивляться откуда столько выносливости и сил в этой немолодой уже женщине, восхищает то, что она даёт фору любому молодому, хотя бы потому, что я тут сижу и жалуюсь на то, как мне тяжело. Но всё-таки, очень приятно, когда экскурсовод именно она, так как знаешь, что информации тебе дадут по максимуму, всё покажут, фотографии я сделаю – программа максимум выполнена.


Но… вернусь к моей 13-й экскурсии, которая не задалась с самого начала. Мы ехали в Туров и Давид-городок, которые располагаются на юге Беларуси (стык Брестской и Гомельской областей), на территории, называемой Полесьем. В Турове мы должны были посетить «Праздник птичек» («Свята птушак»). Не знаю, в чём конкретно заключается этот праздник, но в Беларуси каждому новому году присваивается какая-то птица (в 2009-й год был годом серого гуся) и каждый раз в новом городе проводится этот праздник птиц.


Когда мы отъехали от Минска на 136 километров и сделали остановку на «чай, кофе, до ветру», у нас сломался автобус – по приборам стала видна утечка топлива. Наш водитель Александр пытался починить автобус, но не вышло. Экскурсовод позвонила в тур.фирму – нам выписали автобус из Солигорска, так как он ближе к месту нашей стоянки, чем Минск. Но всё равно два часа времени было потеряно. На стоянке были лавочки и мусорки выкрашенные в оранжевый цвет, казалось, что покраска была достаточно давно (бумажки «Окрашено» уже были оторвано), но когда две женщины сели на лавочку, то чёрные штаны и плащик сзади были перепачканы оранжевой краской. Далее неприятности продолжились – из-за того, что та суббота оказалась рабочей из-за переноса рабочих дней, то «праздник птушак» перенесли на 1 мая, то есть на следующую субботу. Отменили в пятницу, а экскурсовод об этом узнала уже по факту, её предупредили по телефону, она сказала нам, пока мы в автобусе ехали. У неё были деньги «на хоз.нужды» и в качестве компенсации за отмену праздника (этот день для праздника птичек был определён заранее, поэтому «Турфирма» и экскурсию спланировал именно на этот день), нас за счёт фирмы водили по музеям. Вроде бы ещё скидку пообещали на последующие экскурсии – список наших фамилий будет лежать в «Турфирме». Наш автобус вместе с водителем так и остался стоять на паркинге, а мы упаковались в «солигорский» автобус с другим водителем и поехали в Туров. Автобус у нас был огромный – двухэтажный: на первом багажный отсек и водитель с экскурсоводом, а на втором – туристы. Мы рассаживались по тем же местам, где и в первом автобусе сидели. Я оказалась прямо перед лобовым стеклом над водителем. «Лобовуха» была основательно загажена птичками, так что видимость сквозь него была не столь шикарной, как хотелось бы.


В Турове мы зашли в музей природы, краеведческий музей, на Борисо-глебской кладбище, где есть святой каменный крест, растущий из-под земли, а так же в высоту и ширину. Он находиться под крышей, в окружении цветов и с ковриком для преклонения коленей. Камень может быть тёплым, а может и холодным. А некоторые люди вообще не могут к нему подойти – что-то не пускает. Из бесноватых при приближении к этому непростому каменному кресту, выходит нечистая сила. Заходили в часовню при кладбище. Посетили также Всесвятскую церковь, археологический комплекс «Древний Туров» - древняя церковь, найденная археологами и «взятая» в стеклянный дом для сохранности, а так же Замковую гору, где есть памятник Кирилле Туровскому.


В Давид-городке наблюдали памятник создателю города – князю Давиду Городокскому, ещё одну Замковую гору с потрясающим видом на Припять, лес и сельскую дорогу и церковь Св. Георгия, которая, к сожалению была закрыта.
Был ещё один инцидент в Турове, который нас сильно расстроил и взбудоражил – под наш автобус попала маленькая собачка… Она сначала гналась за кошкой, кошка скрылась под забором, собачка повернула в обратную сторону и прям под нас. Водитель не успел ни тормознуть, ни посигналить. Жутко было почувствовать, как стукнули задние колёса под корпусом огромного автобуса. Люди потом обсуждали её судьбу, кто-то видел, что она вроде бы вырвалась из-под автобуса, но когда мы из Давид-городка повернули в сторону Минска и снова пересекали Туров, то увидели её… Жаль очень… После этого, если мы видели на обочине собачек, то внутренне сильно напрягались.


По дороге домой у меня с Галиной Антоновной вышел интересный разговор. Она агитировала меня, как заядлую туристку-путешественницу, объёздившую очень многие города Беларуси, пойти учится на экскурсовода. Говорила, что у меня мимика какая-то интересная, я любознательная и людям будет интересно меня слушать, а на экскурсоводов её поколения уже смотреть не интересно, якобы из-за морщин, хотя на мой взгляд это как-то глупо и несправедливо так говорить. Я сказала, что экскурсовод – это как артист балета (я очень люблю балетные спектакли, поэтому такое сравнение сразу же само собой напросилось), закончил он балетное училище и он пока никто. Ему надо ещё долгие годы работать, прежде, чем он наработает тот самый «багаж» знаний и опыта, за который его полюбят туристы.


Идея пойти учиться крепко засела в голове. Буквально в начале лета того года я в метро увидела рекламу Института туризма при БелГосУниверситете физкультуры, в июне подала документы, взяла вопросы к вступительному собеседованию и начала готовиться, в начале сентября успешно сдала вступительные экзамены и через два года не менее успешно с «красным» дипломом закончила.


Что было дальше после той злополучной экскурсии в конце апреля в Туров? Я уже многие годы веду блог LiveJournal, где пишу о каких-то событиях в своей жизни, общаюсь с поклонниками балета и тому подобное. И вот я в очередной раз рассказываю об экскурсии, даю ссылки на фотографии Турова и Давид-городка. Рассказываю обо всех наших неудачных приключениях, при этом никого в этом не обвиняя и не навешивая ярлыков, а просто констатируя факт, что вот была у нас такая поездка. И вот как-то по неосторожности, не думая о последствиях, я указала там название «Турфирмы» и фамилию, имя и отчество экскурсовода. Как-то не думала я, что это может привести к каким-то последствиям, так как из-за того, что с комментариями у меня как-то совсем не густо, то складывается впечатление, что меня практически никто и не читает.


Через две-три недели, уже в мае у меня была экскурсия с тем же экскурсоводом -  Галиной Антоновной по маршруту Гомель-Ветка. Перед экскурсией на стоянке автобуса она отзывает меня в сторону и говорит:

- Ты знаешь, что твою статью напечатали?

Вид у неё при этом сильно расстроенный. А я ни сном, ни духом:

- Какую статью?

Та рассказывает, что в газете «Туристическая газета» появилась моя статья про поездку в Туров и наш тот разговор про моё обучение на экскурсовода там тоже был. А заголовок-то какой хлёсткий сделали: «Экскурсовод, как артист балета». Причём по её рассказам кто-то из её знакомых увидел эту статью, позвонил и рассказал об этом ей, она купила газету в ларьке «Союзпечати», тоже почитала. В общем, она была очень расстроена и разобижена на меня, якобы я её оклеветала и деловую репутацию ей подмочила. Прям-таки!!! Думаю, что туристы не дураки и прекрасно понимают, что в дороге может всякое случится и от водителя с экскурсоводом далеко не всё зависит, некоторые вещи просто случаются потому, что случаются. Я же ей объяснила, что я писала обо всём об этом в своём блоге и не разрешала газете что-то у меня брать и печатать, и до сегодняшнего утра вообще не знала, что «Туристическая газета» что-то там напечатал. Галина Антоновна настаивала на том, чтобы я нашла этот номер газеты (первая половина мая, газета выходит раз в неделю) и посмотрела статью, при этом явно намекая на какие-то действия с моей стороны, что ты не просто посмотри, а что-то ещё надо со всем этим делать, то есть, как-то надо ещё расхлёбывать ту кашу, которую я заварила. Хотя, на мой взгляд, ничего я не «заваривала», т.к. в моих путевых заметках в блоге не было ни слова обвинения в чей-то адрес, а просто констатация факта – автобус сломался, праздник птичек перенесла на следующую субботу администрация города Турова, да, всё пошло кувырком, но мы посетили музеи и в принципе очень неплохо провели время. И не моя вина в том, что газета украла мою статью из блога. Не побоюсь этого слова «украла», так у меня никто не спрашивал разрешения на публикацию, что можно было сделать через комментарии или электронную почту, указанную в профиле моего блога. Всё же было сделано тихим сапом, то есть без моего ведома.


Пошла я в Национальную библиотеку, нашла подшивку последних номеров «Туристической газеты», нашла статью, отсняла её и контактные данные газеты тоже. Была там рубрика, которую вёл мужчина-журналист «О Беларуси в сети» и, как я поняла, он не только у меня, а в принципе по чужим блогам записи для своей рубрики тырит. Написала я письмо этому журналисту на электронный адрес редакции газеты, что он взял у меня запись из блога без разрешения, а теперь экскурсовод имеет ко мне большие претензии, думая, что это я специально на неё «всю эту телегу настрочила». Другими словами, идите теперь и извиняйтесь перед экскурсоводом, так как не моя вина в том, что статья о той моей поездке появилась на ваших страницах.


Ответила мне девушка – главный редактор газеты. Уже толком не помню извинялась ли она передо мной или сказала, что блог дело публичное, но перед экскурсоводом обещала извинится.


Так как я решила поступить в Институт туризма, то со второго полугодия 2009 года на «Туристическую газету» я подписалась и выписывала около двух – двух с половиной лет. поэтому у меня уже была возможность отследить, чем закончилась эта «жуткая история». Газета взяла у Галины Антоновны интервью на всю полосу с двумя цветными фотками – пейзажем и очень красивым её портретом. Но и при таком весьма удачном стечении обстоятельств Галина Антоновна продолжала строить из себя обиженную и оскорблённую. Когда редактор у неё спросил пользуется ли она интернетом при подготовке к экскурсиям, она ответила, что нет, только книгами и газетами. А про интернет (у неё дома на тот момент интернета вообще не было, а компьютер использовался, как пишущая машинка с принтером) она сказала, что там, спрятавшись за картинкой и чужим именем можно про другого человека всяких гадостей понаписывать. Из этого я делаю вывод, что моего блога она не читала, т.к. в противном случае она бы увидела, что я не «прячусь за картинкой» - на аватарке там моя собственная фотография, а в моём ЖЖ-нике есть и моё собственное имя «Марина». Поэтому ни от кого я не прячусь и гадости я не пишу, так как я никого не обвиняла в том, что такая экскурсия у нас получилась, а просто рассказывала, как всё было. Вот так вот эта дама-экскурсовод «отблагодарила» меня за интервью в газете, передав мне такой своеобразный «привет» через интервью, что я прячусь за аватарку и ник, чтобы гадости про других писать.


Готовясь к занятиям в Институте туризма, я изучила подшивки «Туристической газеты» за все годы её существования и заметила, что газета за все эти годы НИ РАЗУ не брала интервью у Галины Антоновны, хотя она экскурсоводом работает уже добрых лет двадцать. Теперь сложившаяся ситуация увиделась мне в очень интересном свете. Галина Антоновна увидела мою статью в газете, решила, что я специально её там напечатала, а значит я «на дружеской ноге» с редактором. И если сейчас поманипулировать нашими добрыми приятельскими отношениями, которые я не хотела бы портить, постороить из себя обиженную и оскорблённую, то вполне можно с моей помощью «выбить» из газеты долгожданное интервью с собой любимой, что ей с блеском удалось. Только вот после всего этого очень некрасиво было с её стороны продолжать на меня дуться и обижаться, говоря о том, что я прячусь за аватарку и ник, чтобы гадости про неё писать.


История имела очень интересное продолжение. Как-то я пришла в офис «Турфирмы», чтобы оплатить очередные две экскурсии. В 2009 году я очень много ездила на экскурсии. Летом у меня выходило так, что я чуть ли не каждые выходные куда-то ездила, а несколько раз было так, что и суббота и следующее за ней воскресенье были заняты поездками. Поэтому я записывалась по телефону на экскурсии, а потом за 3-4 дня до поездки приходила в офис, чтобы их оплатить. И вот вижу я в офисе за столом женщину и понимаю, что это директор «Турфирмы». До этого я видела её фото на сайте и в той же «Туристической газете». Я уточнила директор ли она, та подтвердила. Я представилась, что я их постоянная туристка. Та спросила не веду ли в блог в интернете и назвала мой ЖЖ-ник. Я поняла, к чему она клонит, но призналась, что это я и, думая, что она тоже будет меня ругать за статью в газете, начала извинятся и рассказывать, что газета украла и я тут не причём. А вышло совершенно всё наоборот. Директорша турфирмы совершенно не была на меня в обиде за всю эту историю, сказала, что на экскурсиях случаи бывают разные.


Там было две комнаты, расположенные через коридор друг от друга. В той, где сидела директор, работали практикантки, заключая договора с туристами и принимая заявки по телефону. В другой комнате сидели постоянные офисные сотрудники «Турфирмы». И вот директор, пребывая в очень возбуждённом состоянии, ведёт меня в ту комнату к постоянному персоналу, ставит в центр комнаты и спрашивает их, знают ли они меня. Те покивали головами, назвали моё имя, сказали, что я «девушка с двумя большими фотоаппаратами». Директор рассказала, что это моя статья была в газете, те ответили, что они это сразу поняли.


А по поводу дамы-экскурсовода она прокомментировала это так, что пожилые люди часто бывают обидчивыми и туристы её не совсем любят. В 2009-м году после экскурсии в Гомель с Галиной Антоновной в мае месяце я «припала» на её экскурсию только в конце августа в Новогрудок. В 2010-м я на экскурсии не ездила, так как была занята учёбой в институте, а на моих поездках в 2011-м и 2013-м годах я Галину Антоновну уже не встречала, то ли просто не получалось её увидеть, так как я стала меньше ездить, то ли «Турфирма» отказалась от её услуг.


Вот такие случаи у меня бывали во время моих многочисленных экскурсионных поездок.
03.01.2015