О, братие! мы непобедимы

Николай Старорусский
2 января н.ст. – именины св. праведного Иоанна Кронштадтского


Имена Иоанна Кронштадтского и Ксении(как помнится, Петербургской тогда не добавляли) я узнал еще в раннем детстве.   Ну, с Ксенией-то мне было понятно – дочка наших знакомых, как и многие другие школьники, перед экзаменами ездили на Смоленское к закрытой часовне, в которой покоилась блаженная Ксения, и оставляла у стены  записки с просьбой помочь на экзаменах. А экзамены-то тогда были настоящие, и притом каждый год, начиная с четвертого класса. Как я теперь понимаю,  самые разные просьбы приносили и дети, и взрослые, и верующие, и атеисты...

С Иоанном Кронштадтским было  мне было тогда неясно – его имя произносили одновременно и с уважением, и с сомнением, и с оглядкой...

Лет через двадцать я был на экскурсии от своей работы в закрытом тогда городе Кронштадте. Наш катер встречали на пристани военные моряки,  пускавшие на берег по заранее согласованным спискам.

Экскурсовод, - вероятно, местная учительница – дойдя по стандартному тексту до Иоанна, ожидаемо говорила о реакционности его, черносотенстве итп... НО! речь ее становилась все медленнее, и вот – как будто вопреки собственной воле – она произнесла -

НО ЗДЕСЬ, В КРОНШТАДТЕ, ВСЕ СЧИТАЮТ ЕГО СВЯТЫМ.

И далее снова по тексту.  Не скажу, что тогда понятие святости целиком вмещалось в меня... Но и забыть впечатление от неожиданных слов я уже не мог...

Еще два десятилетия прошло.  Многое изменилось – что к лучшему, что к худшему...  Я присутствовал на  службе, на которой был канонизирован св. Иоанн Кронштадтский.  Патриарх Алексий второй, все духовенство размещались на помосте около монастыря, а мы, миряне, - на противоположной стороне реки Карповки, и многие – на крышах домов. Тогда впервые прозвучал молебен св. Иоанну, - хотя и тропари, и кондаки, и акафисты ему были сложены народом задолго  до того – но только для домашнего чтения.

(Живая деталь - под тяжестью многих людей помост обломился, потребовалось удалять всех и что-то исправлять).

Многое узнал я о св. Иоанне с тех пор  - сначала один, а потом и с женой... Совсем недалеко от места, где я живу, на аллее Шуваловского парка, он повстречал  ослепшего от угольной пыли человека... Сорвал повязку с его глаз, и тот прозрел...  Всё ли он мог – нет, не всё.  Когда тяжело болел и умирал в Ливадии Царь Александр Третий, он призвал св. Иоанна. Царю становилось легче, когда св. Иоанн клал свою руку на его голову... «Мертвых воскрешал, а Царя-батюшку спасти не смог», - сокрушался потом св. Иоанн.  А ведь история повернулась бы иначе, если бы  во главе России оставался
Царь, сказавший бессмертные слова –

У РОССИИ ЕСТЬ ТОЛЬКО ДВА СОЮЗНИКА _ АРМИЯ И ФЛОТ..

Что же - пути Господни неисповедимы. «Мертвых воскрешал» - такое не говорят ради красного словца. И, действительно, есть свидетельства о воскрешении им умерших во чреве...

Прошло еще два десятилетия с той экскурсии. И вот, в день именин св. Иоанна, я еду из больницы, с наказом жены, в Иоаннов монастырь.  На службу я опоздал, и сначала огорчился.  Шел уже крестный ход вокруг монастыря. Возглавлял его  архиерей, по-видимому, такой слабый и больной, что два иподьякона, поддерживая под локти, почти несли его...  На свое счастье, я вспомнил – буквально неделю назад этот немощный старец, митрополит Иоанн вернулся со Святой земли, где восходил даже на гору Фавор...

И я понял – может, тогда, а может, чуть позже -  вот кому передает св. Иоанн заботу о нас... Увы, для Иоанна Петербургского это стал последний год земной жизни.
__________

 Св. Иоанн Кронштадтский на встречах со священниками в Нижнем Новгороде и Сарапуле –
У вас, мои сослужители, несомненно является вопрос в душе, как я имею дерзновение молиться за столь  многих, кто просит... Но я не решился бы, братие, на столь великое дело, если бы не был зван к нему свыше...

Я тогда в двух случаях (первых исцелений)  усмотрел волю Божью, новое себе послушание от Бога – молиться за всех, кто этого будет просить. И теперь и я сам знаю, и другие передают,  что исцеления по моей молитве свершаются.

О, братие! Нам много дано от Господа Бога благодати и если мы сохраним этот дар Божий, то мы непобедимы.


Фото из Яндекса. Слева – балкон квартиры св. Иоанна в Кронштадте (теперь музей). Справа – Иоанновский монастырь.  Гробница в крипте – подземной церкви, в правом  углу здания (доступна для поклонения).

О митр. Иоанне (Снычеве) - http://www.proza.ru/2011/07/12/1229