Как старуха замуж собралась пермская народная сказ

Елена Гвозденко
Пермская народная сказка

Старуха Демьяниха замуж собралась.
«Опомнись, мать, от людей стыдно», - увещевают сыновья.
«Твои женихи давно уже на кладбище поджидают», - приговаривают снохи.
Внучки от бабки свои девичьи украшения припрятывают, да по углам хихикают. А  Демьяниха и слушать не хочет: с утра брови углём подрисует, свеколкой щёки натрёт, обрядится в лучший сарафан, навещает на тощую шею бус разноцветных – и к окошку, жениха поджидать.
«Совсем обезумела старая, - ворчит сноха Анна, - Дарьюшку сватать придут, позора не оберёшься».
Услыхала Демьяниха про сватовство внучки, губы поджала: «Не бывать младшей под венцом раньше меня, прокляну».
На Святки разъехались домашние по гостям, а Дарью дома оставили за бабкой приглядывать. Только хочется девице погулять, на гаданье к подружкам сходить. Уговаривает она старую, упрашивает, сулит своё колечко отдать, если отпустит, а Демьяниха не соглашается, собирается сама на девичьи посиделки. Пока наряжалась да прихорашивалась, внучки и след простыл. Вышла бабка во двор, огляделась, сняла валенок с ноги да за ворота бросила. Слышит, будто стучит кто. Отворила, батюшки-светы, добрый молодец валенок её держит. Зазывает его хозяйка в дом, снедь на стол выставляет, потчует. Сама села напротив, глаза потупила, бусы перебирает, робко так спрашивает:
- Чем ты, мил человек, хлеб себе добываешь?
- Служу, - пришелец ест да по углам глазами так и бегает.
- А велико ли жалованье?
- Крохотное, по рублику в год.
- Маловато будет, но за сто лет и сто рубликов накопить можно, - не унимается старуха, - а ежели к твоему жалованью да приданое хорошее.
- Так где его взять-то, - хитро выдохнул странник.
- А вот смотри, - Демьяниха ловко подскочила к сундукам, стоящим в углу. Отворила и богатства свои перед молодцем разворачивает.
- Это за кем же такое приданое дают?
- Моё это, - засмущалась невеста, - всю жизнь собирала.
- Сколько же лет-то тебе? – поперхнулся гость.
- Столько же, сколько и зим. А с таким приданым я всегда молода.
- Кто же спорит? Только вот если к этому добру ещё и лошадку добавить, взял бы тебя замуж.

Обрадовалась старая, повела гостя во двор, а там и лошадка и сани, младшим сыном расписанные.  Видит гость, что богатство само в руки плывёт,  не теряется. Грузит сундуки и прочую утварь, сажает невесту, да вон  что есть духу.  Сидит Демьяниха в санях, в шаль кутается, а сама на спину возницы поглядывает: «Вот и счастье моё, за какого красавца замуж иду». И так радостно от этих мыслей стало нашей старухе, что затянула она песню. А надо признаться, что голос у неё был замечательный, хоть всю губернию исходи, а второго такого голоса не сыщешь. Знаете ли, как скрипит в буран старая сухая ветла за нашей околицей? Представьте, что под этой ветлой собралась огромная стая волков.  Воет, скрипит новоявленная зазнобушка, а потом вдруг начнет клацать, будто кузнец молотом. И чем только клацает, рот уже и позабыл о зубах?
От такой песни жених всё сильнее лошадку подстёгивает, гонит сани по зимней дороге к заброшенной избушке на краю леса. Наконец доехали.
- Вот и дворец мой, проходи, хозяйствуй, а я за родственниками поеду, свадебку играть, - сказал, да поминай как звали вместе с богатством.

Сидит Демьяниха в нетопленной лачуге, плачет. Набрала  щепок, а печку и разжечь нечем. На её счастье Дарьюшка скоро пропажу обнаружила. Всей деревней искали беглянку, но нашли раньше, чем та успела замёрзнуть. С тех пор старуха о замужестве и не помышляет.