Мои путешествия по Беларуси. Гл. 3. Страна замков

Марина Шатерова
Мои путешествия по Беларуси. Гл.3. Страна замков и дворцов


(фото автора)

На фото: 1-й столбик сверху вниз: 1-2 Мирский замок, 3 – Несвижский замок, 4 – Кревский замок, 5-6 Руины замка Сапег, Гольшаны, 7 – Новогрудский замок Миндовга

2-й столбик сверху вниз: 8- замок в Любче, 9- Лидский замок, 10-11 – дворец Сапег в Ружанах до и во время реконструкции (2008 и 2013 гг.), 12-13 – дворец в Коссово до и во время реконструкции (2008 и 2013 гг.),
 
3-й столбик сверху вниз: 14- дворец Румянцевых и Паскевичей, г.Гомель, 15 - дворец Булгаков в Жиличах, 16 - усадьба генерал-лейтенанта Гатовского, Красный берег, 17 – экскурсовод в историческом костюме горожанина конца 15 – начала 16 вв.; 18 – король Миндовг (анимация на экскурсии), 19 – рыцарские бои (анимация на экскурсии)

                Архитектура – застывшая музыка (с)


Беларусь… Островок нетронутой природы. Так хочется пронестись над тобой стремительным полётом журавлиного клина. Любоваться тем, как густые леса сменяются полями, как блестящей голубой лентой разрезают поля реки. Видеть, как рассыпались сапфирами по изумрудной зелени лугов озёра.


Среди всего этого великолепия седой стариной возвышаются замки. Их мощные каменные стены помнят мужество и героизм наших предков, нелёгкую их, но, как мне хочется верить, счастливую жизнь.


Первой моей экскурсией, по чудесному стечению обстоятельств, припавшую на мой день рожденья (поездка была 24 июня 2007 года), была поездка в Мир (Гродненская обл.) и Несвиж (Минская обл.). Замки в этих населённых пунктах внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В том году только-только началась их реставрация, поэтому вовнутрь замков мы попасть не смогли. В Мире в этот день вообще был какой-то концерт, фасадную часть закрывала сцена, поэтому наиболее красивые фото замка были сделаны уже в последующие годы, так как Мир включается в состав совершенно разных маршрутов. Любопытен был и сам процесс реконструкции замка, с каждым годом было интересно приезжать и смотреть на произошедшие изменения. В Несвижском замке в моё первое посещение мы зашли на мост, подошли к самому замку, но решётчатые ворота его были закрыты, сквозь них мы увидели груду камней во внутреннем дворе замка. Только в 2009-м году я второй раз посетила этот замок, но тогда была отреставрирована только половина замка, в которой была музейная экспозиция из книг, оружия, мебели и картин.

 
Помню, как слышала и читала в газете много нареканий по поводу качества реставрации замка. Например, на окна поставили коричневые ПВХ-стеклопакеты, вместо того, чтобы сделать окна из тех материалов и то тем технологиям, которые использовались в те времена. Летом 2009 года Несвижский замок посетила 91-летняя княгиня Эльжбета Радзивилл. Помню её портрет в газете «Туризм и отдых» и комментарий: «Что это за идиотская луковичка». Имелась ввиду башенка с островерхим куполом на крыше одной из стен замка.

 
Реконструкция замков завершилась в 2010 году, они были открыты, как музеи, то есть представляли собой не только пример памятника архитектуры, но и были наполнены выставкой экспонатов той эпохи, восстановлены интерьеры.
Больше всего я люблю посещать Мир. Тихая деревенька с шикарнейшим замком на берегу озера. К замку прилегает парк, через озеро на его противоположный берег ведёт деревянный мост. На противоположном берегу красивая аллея из высоких тополей. В безветренную погоду замок с его башенками в стиле виленского барокко отражаются в водной глади озера, образуя перевёрнутую зеркальную копию. Очень красиво!!!


С этим озером связана одна интересная легенда. Когда-то на месте озера был роскошный яблоневый сад. У последнего владельца замка Николая Святополк-Мирского была аллергия на цветочную пыльцу, поэтому время цветения яблонь было для князя суровым испытанием. Однажды весной, страдая в очередной раз от аллергии, он приказал вырубить сад и выкопать на его месте озеро, прекратив таким образом проявления недуга. Но рубить цветущие деревья считалось очень большим грехом, так как это словно загубить молодую жизнь. Кто срубит цветущее дерево, тот будет проклят, а его род будут постоянно преследовать несчастья. Именно поэтому никто из жителей Мира не решился губить молодой сад.


Но князь настаивал, даже самолично срубил несколько деревьев, а затем нанял людей, которые всё-таки вырубили цветущий сад. Проклятие было запущено. Начались работы по обустройству озера, во время которых случались всяческие несчастья и гибли люди. Говорят, что среди погибших был молодой парень, единственный сын местной ведьмы, которая в гневе прокляла озеро, сказав: «Пусть утонет в нём столько людей, сколько было загублено молодых цветущих деревьев». С тех пор каждый год в озере тонут люди, преимущественно мужчины.


Есть в Мирском замке и своё привидение – это княгиня Сонечка, вроде бы тоже утонувшая в этом злополучном озере. Сотрудники замка видели проявление призрака в том, что закрытые на ночь двери спален вдруг оказывались распахнутыми, а в маленькой башенке, которая находится в противоположной от входа части замка, ночью загораются огоньки, как от свечей. Видели и саму княжну, идущую по лестнице в белом пышном одеянии.


Если присмотреться к ближайшей к озеру стене замка, то можно заметить одну архитектурную особенность – вмурованную в стену голову барана. По преданию голова служила оберегом от вражеских нападений на замок. Но если попытаться её извлечь из стены, то замок разрушится.


Есть ещё такая легенда, что в те времена, когда Мирский и Несвижский замки принадлежали Радзивиллам, то между ними был прорыт тоннель такой ширины, что по нему могла проехать карета, запряжённая тройкой. Расстояние между замками составляло около тридцати километров. В этом же тоннеле Радзивиллы вроде как спрятали свои несметные богатства. Позже, правда, были проведены исследования, которые не смогли доказать наличие этого тоннеля. Но, на мой взгляд, тоннель был, но он был тайным, а на то он и тайный, чтобы его никто не смог найти.


Несвиж… Приехав впервые в этот небольшой город, центр одноимённого района, я была буквально покорена им – небольшой, тихий, уютный, с массой озёр, большим парком, прилегающим к роскошному, уже отреставрированному замку Радзивиллов. Есть в нём смесь истории, архитектуры, насыщенной культурной жизни и такой неспешности, ощущения дома и Родины. После посещения этого города с экскурсиями (приезжала в 2007-м году и в 2009-м, во второе своё посещение вместо похода в ресторан с группой туристов, совершила небольшую пешую прогулку с целью фотографирования) у меня появилась мечта купить домик на берегу озера в Несвиже и жить в нём на пенсии.


Ещё раз я приезжала в Несвиж с рабочей командировкой, когда посещала Несвижский завод медицинский препаратов. Это было в мае 2010 года. Меня очень восхитила та любовь и гордость, с которой работники завода рассказывали о своём городе, о том историческом наследии, которое осталось городу и его жителям от князей Радзивиллов.


Но самым знаменательным в тот мой приезд в Несвиж было посещение историко-краеведческого музея. Это большое из красного кирпича одноэтажное здание с коваными решётками на окнах, расположенное  на въезде в Несвиж, сразу привлекает внимание. Но… посещение этого музея не входит в экскурсии, на которых мне доводилось бывать. В Несвиже обычно всё ограничивается осмотром замка, скульптур в прилегающем к замку парке, проездом из окна автобуса показывается Слуцкая брама и посещается ресторан возле городской ратуши. Потом туристов везут в Мир. Обидно то, что исключение музея из экскурсионной программы никак нельзя объяснить нехваткой времени автобус возвращается в Минск в пять часов вечера. А можно было бы ещё часок-полтора погулять по музею.


Поэтому, пользуясь тем, что я в Несвиж приехала с командировочными целями, а не с экскурсионными, то решила посетить этот чудо-музей. Само здание музея постройки конца 19 века, по некоторым сведениям, предназначенном под ремесленное училище. Позднее в здании размещались польские казармы, а затем склады воинской части. По словам местной жительницы, здесь так же был военный госпиталь.


Экспозиция музея довольно интересна. На улице располагались хозяйственный постройки, иллюстрирующие сельский быт – сеновал, домик из брёвен, напоминающий баню, гончарная мастерская и кузница. В самом музее выставлялась княжеская одежда и дорогие предметы мебели, образующие пример оформления комнат замка, к примеру. Сельская одежда, как на манекенах, так и просто приколотая к доске на стене, «уголок» иллюстрирующий интерьер сельской хаты – стол, лавка, колыбель для младенца, кровать и ковёр на стене рядом. Были сельскохозяйственные орудия труда, старинные деньги. Экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне, включала в себя старинный патефон с пластинкой, красную гвоздику, стоящую в металлическом пустом снаряде вместо вазы, каску и стул, накрытый полупрозрачной чёрной шалью, как напоминание о вдовстве, горечи утраты. Шикарный музей, очень рада, что смогла его посетить.
Сам Несвиж полон тайн и загадок. Одна из городских легенд связана с парком, прилегающим к замку Радзивиллов. Лунными ночами, примерно в час ночи на одной из аллей можно увидеть один из самых известных призраков Беларуси – Чёрную Панну.


Существование этого призрака подтвердили даже уфологи. Дух Черной панны ошибочно приписывают королеве Барбаре Радзивилл, умершей, кстати, в Вильне, а не в Несвиже. По легенде Жигимонт Август, Великий литовский князь, а позже польский король влюбился в красавицу Барбару до умопомрачения. Влюбленные тайно обвенчались. Но мать Жигимонта, королева Бона Сфорца, была против брака. По слухам именно она отравила невестку. Король так тосковал, что обратился к алхимику, чтобы вызвать дух любимой. Тот согласился, но строго-настрого запретил прикасаться к Барбаре во время сеанса. Но как только призрак появился, Жигимонт не выдержал и бросился обнимать любимую. Тут раздался взрыв, пошел сильный трупный запах. И призрак исчез. Происходило это якобы в Несвиже, а заведовал сеансом местный алхимик пан Твардовский.
Сами же Радзивиллы не раз заявляли, что Черная панна - это умершая в 1746 году Анна Катерина Радзивилл, в девичестве Сангушко. Похоронив почти всех своих многочисленных детей, Анна носила черное платье еще при жизни, за что и получила прозвище Черной панны. Она была очень ревностной хозяйкой Несвижского замка и осталась такой и после смерти - именно перед какими-то бедствиями её дух видят либо в самом замке, либо на кладбище. К примеру, ее видели рабочие в 2002 году перед крупным пожаром в Несвижском замке.
Замок в Крево представляет собой только стены и полуразрушенную башенку в деревянных строительных не то лесах, не то укреплениях, предназначенных защитить её от дальнейшего разрушения (консервация). Внутри стен был шикарный газон, на котором пасся конь, а на одной из стен замка свили гнездо аисты. Вот таким мы его увидели во время экскурсий в 2007 и 2009 годах.
Как-то печально на всё это смотреть, зная, какие исторические события хранят эти стенные. В 1385 году в этом замке была подписана Кревская уния — соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём.


И здесь тоже не обошлось без призраков. Говорят, что с наступлением сумерек замок в Крево оживает. Здесь можно услышать лязг цепей подъемного моста, удары молота по наковальне, стук копыт и ржание лошадей. Кажется, что мужики закатывают в ворота бочку.


Но чаще всего здесь видят призрак дамы с собачкой. Легенда гласит, что жила когда-то в Крево красавица. И так она понравилась двум князьям из замка, что устроили они дуэль между собой. Победитель должен был жениться на девушке. Но своенравная красавица отказалась от их предложения. Разгневанный победитель проклял ее и приказал слугам замуровать красавицу вместе с ее любимой собачкой. Еще несколько дней из стены раздавались стоны и вой собаки. А потом все стихло. И вот с тех пор по ночам призрак девушки выходит выгуливать свою собачку.


Однажды привидение попросило одного из парней принести в замок все золото из костела, чтобы ее душа наконец-то успокоилась. Взамен смельчак должен был получить сундук золотых монет. Парень пробрался в костел и собрал золото, но началась такая сильная буря, что вор не смог выйти на улицу. Золото призраку он так и не донес. В итоге душа девушки получила еще 100 лет скитаний. Но теперь не в виде прекрасной девушки, а в виде старухи со скелетом своей собачки.


Не обошлось без призраков и в замке Сапег в Гольшанах. Прежде, чем начать повествование о руинах замка, рассказу о замчище, которое располагается в лесу недалеко от Гольшан, буквально в паре километров. Это высокая гора (хотя скорее холм) Красная (в смысле – красивая, а не от цвета)  в сосновом лесу. Если взойти на него, то сверху открывается шикарный вид на Гольшаны, дух захватывает.


Явился в эти места князь Ольша (Гольша), основатель рода Ольшанских, увидел много леса, полей и речку. В 1280 году возвёл он здесь замок, тогда ещё деревянный. Связана с этим замком следующая легенда. Молодая княжна Мария полюбила простого деревенского парня, но мать княгини не позволила им обвенчаться. Тогда княжна в сердцах топнула ногой и сказала: «Чтоб вы провалились со своим замком». И замок тотчас же провалился, на его месте возникла гора, а вокруг холмы на месте тех хат, что были вокруг замка. Говорят, что когда замок провалился, то образовалось некое жерло (отверстие), люди в 19 веке приходили на это место и бросали туда монетки. Со временем там образовался клад монет, если прислушаться, то эти монеты звенят даже в наше время. Говорят, что если начать раскапывать этот клад, то он принесёт большие несчастья тому, кто будет это делать.


Существует ещё одна легенда, связанная с этим местом. Рядом с деревянным замком был построен костёл, куда всё время приходил очень бедный крестьянин и молился, чтобы Бог послал ему ребёночка, так как у него не было детей. И вот Бог услышал его молитвы и появился у него сын, через год ещё один сын, и ещё через год тоже сын. Крестьянин рассказал об этом чуде ксендзу. Тот удивился и сказал, да чтобы у него каждый год по сыну рождалось. А тот ему и отвечает, что пусть тогда тут каждый год ксёндз умирает, кто будет так говорить. Так и вышло – каждый год у крестьянина рождались сыновья, а ксендзы в этом приходе больше года не служили.


Красный каменный замок в самих Гольшанах был возведён в первой половине XVII века, как дворцовая резиденция подканцлера Великого княжества Литовского Павла Стефана Сапеги. Гольшаны достались Сапегам в первой половине XVI века в качестве приданого последней княжны из рода Гольшанских. Замок сохранился лишь на треть. Но и эта треть впечатляет – внешние и внутренние стены замка практически целые, есть башенка, внутри арочные входы. Особо бесстрашные туристы карабкались на стены и ходили по ним, совершенно не боясь упасть.
На эту небольшую деревню Гольшаны приходится целых два призрака – белая дама и черный монах.


По легенде простой парень Гремислав Валюжинич влюбился в красавицу из знатного рода Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Для тайных встреч с замужней дамой он переодевался в монаха. Супруг, узнавший про измену жены, убил любовников, а Гремислава замуровал в стену замка.


По другой версии, красавица была незамужней панной, юной дочкой князя, и расправу над безродным возлюбленным дочки учинил ее отец. Как там было на самом деле, мы уже не узнаем, но что в Гольшанах с тех пор поселилось привидение молодого монаха – это факт.


Существует еще одна местная легенда о том, как 400 лет назад рядом с Гольшанским замком стали строить монастырь. Дело уже шло к концу, когда странным образом рухнула одна из стен. Каменщики ее восстановили, но она снова обрушилась. И так несколько раз. Строители решили, что это место проклято и надо провести магический обряд жертвоприношения. Замуровали в стену барана. Несколько дней стена простояла, а потом опять рассыпалась. Князь Сапега дал строителям три дня, чтобы все исправили, так как открытие монастыря было приурочено к какому-то большому церковному празднику. Перепуганные строители решили, что баран - слабая жертва, надо замуровать женщину. Решили, что жертвой станет та женщина, которая первой принесет обед мужу на стройку. Каждый из рабочих-строителей втайне молился, чтобы это не его жена первой принесла обед в тот день. Больше всех переживал один молодой парень, который недавно женился и буквально пылинки сдувал со своей красавицы-благоверной. И вот как назло именно она принесла обед первой. Как ни умолял он не трогать любимую, но человеческая жертва была принесена – девушку замуровали в стену.


Привидения Гольшан появляются в лунную ночь. Белая дама недолюбливает мужчин, что и понятно: при виде нее они седеют, теряют ориентацию в пространстве. А увидевшие Черного монаха, забывают обо всем и словно каменеют.


В моё первое посещение Гольшан в 2007-м году мы посещали этот монастырь. В нём на тот момент располагался местный краеведческий музей, экспозиция которого состояла наполовину из предметов быта, найденных при раскопках или подаренных местными жителями. Показали трещину в стене, наверное, то и была та самая стена, о которой велась речь в легенде. Вторая же часть экспозиции музея – это фотографии местной пенсионерки-фотографа. Основные темы фотографий – местная природа, архитектура и жители. Порадовал маленький голый толстенький мальчик на фоне цветущего луга. Фотографии очень понравились, не зря ими украсили музей.


Впечатлила женщина-экскурсовод, проводившая для нас экскурсию по музею – натуральная брюнетка за сорок в красивом не то бежевом, не то ярко-жёлтом костюме с юбкой и … жутко волосатыми ногами, какие могут быть только у брюнеток, сочетание юбки такого нежного оттенка и чёрной, как у мужика, шерсти на ногах поражало своей сюррелистичностью.

 
На кассе продавались сувениры – магнитики, открытки. Мне же приглянулся камешек, явно отколотый от стены монастыря, на гладкой поверхности которого акварельными красками была нарисована башенка этого самого Гольшанского монастыря.


Про кости замурованной в стену девушки рассказывали, что их нашли во время реконструкции монастыря, кажется ещё в советское время. По костям бедра было подтверждено то, что это девушка. Сами же кости были утеряны. По слухам человек, которому доверили эти кости, зашёл вечером в местную корчму, где у него ящичек с костями и увели. А кто-то видел, как местные мальчишки играют в футбол человеческим черепом. Видать они и снесли те кости. Их настоящее местонахождение не известно.


Не лишено мистики и само здание монастыря. Есть там одна комната – чей-то рабочий кабинет, иногда в ней на диванчике селят постояльцев, приезжающих в командировку в Гольшаны. Гостиницы в Гольшанах нет, но можно по договорённости остановиться на ночь у кого-либо из местных жителей, а командировочные, какие-нибудь научные сотрудники что ли, останавливались в одной из комнат музея, располагавшегося в здании бывшего монастыря. Так вот, в определённые дни месяца, как я поняла, привязка была к какой-то конкретной фазе луны, постояльцы не могли спать в этой комнате. Сводчатые потолки бывшего монастыря как-то «давили» и «опускались», слышался какой-то шум, дыхание.


Провели в этой комнате спиритический сеанс – были зажжены свечи на столе. Человек сидел на стуле спиной к печке, от которой шло тепло. Он просил того, кто обитает в этой комнате, выйти с ним на связь. И … выход на связь произошёл – заколыхались свечи, и медиум ощутил, как повеяло холодом в спину и чья-то невидимая холодная рука начала гладить его по спине.


Вот такие жуткие истории происходят в этой буколической местности, не даром писатель Владимир Короткевич вдохновился Гольшанами для написания своего романа «Черный замок Ольшанский».


Во второй мой приезд в Гольшаны в 2009-м году музей в монастыре был закрыт из-за аварийного состояния здания, но зато открылся после реконструкции, проводимой как раз в мой прошлый приезд, костёл Святого Иоанна Предтечи, интерьер которого впечатлял росписью стен в стиле гризаль – это когда оттенками белой и коричневатой краски достигается объёмность изображения на плоской поверхности, то есть, создаётся впечатление наличия колони и лепнины на стенах, где фактически их нет – стены остаются плоскими.


Посещение замка в Любче (Новогрудский район Гродненской области) входило в одну экскурсию с посещением руин замка Миндовга в самом Новогрудке. Это была экскурсия-анимация «Тернистый путь короля», предполагающая посещение замка в Мире, где мы посещаем его, как музей, а в Любче и Новогрудке уже идёт анимация на фоне руин замков. На эту экскурсию я ездила в конце августа 2008 года.


Автобус «Турфирмы», с которой я обычно езжу на экскурсии, был присоединён к ещё двум автобусам турфирмы «Анимация», которая, собственно говоря, и проводила эту экскурсию-анимацию, пригласив рыцарей, музыкантов, играющих на волынке и барабане, а так же артистов какого-то клуба исторической реконструкции, изображавших князя Миндовга и его свиту. Кроме трёх автобусов с туристами, был ещё один «технологический автобус», в котором ехали эти самые артисты. Был такой забавный момент уже в конце экскурсии, когда анимация закончилась и мы должны были ехать на озеро Свитязь (там после наступления темноты в лесу нам показали огненное шоу), то рыцари переодевались из доспехов в обычную современную одежду, делая это не в их спецавтобусе, а на улице рядом с ним. Наш автобус стоял сзади и у женщин, при виде красивых полуголых парней, головы повернулись в одну сторону, шеи вытянулись и просто челюсти поотпадали, а одна женщина за пятьдесят даже очки в спешке одела, чтобы успеть их рассмотреть.


Замок в Любче представлял собой два здания, стоящих параллельно друг другу, между ними стена с въёздной аркой, над которой возвышалась башня. Внутренний двор был покрыт густой травой. Сторона, параллельная въезду, заканчивалась обрывом с потрясающим видом сверху на реку Нёман. Помню, как фотографию этого пейзажа у меня даже купили для какого-то туристского журнала.


Замок был построен в 1581 году, о чём свидетельствует обнаруженный в нём флюгер с выбитой датой «1581». Инициатором строительства замка стал владевший Любчей влиятельный магнат и вельможа Великого княжества Литовского Ян Кишка. Первоначально практически все строения замка, кроме одной каменной башни, защищавшей въезд, были деревянными. В конце XVI века новый владелец — князь Николай Радзивилл — значительно перестроил замок: были возведены ещё три каменные башни и каменные внутренние постройки, что значительно повысило фортификационные характеристики крепости. С тех пор замок неоднократно менял владельцев, пока в XIX веке остатки внутренних построек не были снесены, а на их месте, рядом с двумя сохранившимися башнями, был возведён двухэтажный дворец в стиле английской неоготики.


В 1964 году при школе, занимавшей здание дворца, был организован краеведческий музей, создание которого способствовало сохранению истории и оставшихся построек замка.


В настоящее время силами белорусских волонтёров, создавших фонд Любчанского замка, ведутся работы по восстановлению древних башен и превращению исторической достопримечательности в объект международного туризма.


Нашим экскурсоводом в тот день был студент Белорусского государственного университета Павел, одетый в исторический костюм горожанина конца 15 начала 16 века, который он сам своими руками себе сшил. Колоритный внешний вид завершали светлые волосы до плеч, усы и небольшая бородка. На фоне Мирского замка он смотрелся просто отпадно, помню, с каким удовольствием его фотографировала. По его рассказам, он тоже принимал участие в реставрации замка и даже показал нам стену, над которой он работал. После 2008 года, к сожалению, я не бывала больше в Любче, поэтому не знаю, в каком состоянии замок на данный момент. В двух других автобусах эускурсоводы тоже были одеты в исторические костюмы: девушка в средневековом платье и Александр Иосифович (директор «Анимации») в костюме шляхтича.


Далее началась самая занимательная часть нашей экскурсии - появились два средневековых музыканта, одетых в исторические костюмы: один играл на волынке, другой бил в барабан. Был забавный момент, когда волынщик развернулся и хорошенько долбанул барабанщика по голове дудками волынки, которые лежали у него на плече, естественно, что это произошло непреднамеренно.


Затем появились рыцари. Их было четверо: двое тевтоны и ещё двое – литвины. Тевтоны одеты в белое с чёрным, а литвины в красное с белым. Сражение происходили с попеременным успехом. То одни побеждали, то другие. В завершении первой части анимации нашему взору предстал Миндовг и спросил нас:

- Бояре, хотите ли Вы, чтобы я у вас княжил?

Боярами были мы, но так как мы толком ещё не определились, то ответы были очень уж противоречивыми. Но так как славянский народ всегда любил эксперименты над собой, то мы, в общем-то, согласились. А отказаться не могли, ведь в случае отказа, чтобы мы тогда дальше смотрели. Потом пошёл дождик, который потом лил чуть ли не весь день, мы упаковались в автобусы и поехали в следующий пункт нашего воскресного моциона - Новогрудок.


В Новогрудке мы пришли к замковой горе, на которой высилась одна из стен замка. К сожалению, этот замок очень плохо сохранился, практически невозможно представить (если только поискать схемы замка в литературных источниках), каким он был изначально. Здесь нас ожидало захватывающее действо под названием «Коронация Миндовга».


Колоритный дядька Миндовг восседал на троне, играли музыканты, экскурсанты зябко ёжились под зонтиками. Коронации предшествовали «народные гуляния» (к историческим событиям, как-то не очень подходит слово «тусовка» которое так хочется употребить) - средневековые танцы. Под руководством Александра Иосифовича и под музыку волынки и барабана народ начал согревать продрогшие кости незамысловатыми танцульками. Потом были рыцарские бои. И после этого всего наконец-таки началась коронация Миндовга, в которой тоже было задействовано «местное население» - экскурсанты. По два человека чинным шагом подходили люди к рыцарю и, преклонив колени, передавали ему атрибуты власти: цепь (точно не знаю, как называется это «металлическое ожерелье» которым украсили шею Миндовга), мантия, корона, скипетр и меч. Поочерёдно рыцарь нанизывал всё это на Миндовга. После коронации у нас было немного свободного времени на то, чтобы сфотографироваться с Миндовгом, его свитой и рыцарями.


Затем мы спустились с замковой горы, обошли вокруг неё, посетили костёл Преображения Господнего, в котором в 1799 году крестили Адама Мицкевича. Затем была заключительная часть анимационной программы – свержение и убийство короля Миндовга. Всё это происходило на склоне замковой горы, то есть замковая гора с руинами замка возвышалась аккурат над происходившими событиями. Свита короля во главе с самим Миндовгом билась на мечах с рыцарями и один из рыцарей «убил» Миндовга, всадим ему саблю под мышку. Король пал на мокрую от дождя траву. Жалостливые туристы пожалели его и попросили встать, чтобы тот не простудился. Всем очень понравилась сегодняшняя программа – зрелищно, красиво и очень необычно для экскурсий (напомню, что это был 2008-й год).


Александр Иосифович рассказывал забавные истории, связанные с этой анимационной программой и туристами. Однажды, когда во время убийства Миндовга, тоже была дождливая погода, так некоторые туристы вместо того, чтобы смотреть, как убивают короля, начали лазить по склону замкового горы и собирать улиток. А ещё одна женщина-туристка перед началом экскурсии попросила дать ей меч, чтобы она сама убила Миндовга, но Александр Иосифович или забыл за день о данном обещании, или просто не захотел ничего менять в программе – пусть программой занимаются нанятые артисты. Но женщина потом сильно расстроилась, что ей не дали убить короля Миндовга.


Ещё один замок, который я посещала с экскурсией – это Лидский замок (г. Лида, Гродненская обл.) – замок Гедимина 1323 года постройки. На момент экскурсии чисто внешне он выглядел отреставрированным, если и велись ещё какие-то работы, то больше внутренние. По зрелищности замок не представляет собой ничего особенного – прямоугольник из стен и пару башенок в противоположных углах замка. Мы обошли вокруг замка. Вовнутрь пускали за деньги, но экскурсовод нас туда не повёл. Я в наглую подошла ко входу, заглянула во внутрь, увидела совершенно пустой двор, сфоткала вид изнутри на башню, выслушав при этом нотации кассирши, что надо сначала заплатить за вход, а потом фотографировать, но посчитала нецелесообразным платить за просмотр пустого двора, прикинулась шлангом и поспешила вслед за экскурсией.
Экскурсия была в 2008-м году. Позже, после окончательной реставрации замка, я, к сожалению, не посещала больше этот замок, но по рекламе и статьям в туристической газете знаю, что Лидский замок работает, как музей, зимой его внутренний двор используется, как каток, а летом замок – это место проведения рыцарских турниров и средневековых фестивалей, анимаций на тему женитьбы старого короля Ягайло на молоденькой Софии Гольшанской.


Лидский замок, как и любой другой, овеян легендами. Одна из них гласит о стройных соснах, выросших на месте убийства местными жителями девяти монахов, проповедовавших христианскую веру. Эти сосны долгое время не рубили, но однажды неким крестьянином была срублена веточка. На месте сруба выступила кровь, и с тех пор никто никогда не осмелился рубить те деревья.
По ночам в восстановленном знаменитом Лидском замке тоже бродят привидения, но не панны и не монахи, а рыцари. Можно услышать бряцанье их доспехов, как и увидеть самих ратников XIV века. По легенде, это погибшие при осаде замка воины. Замок осаждали крестоносцы, и во время одного из нападений литовский князь Дмитрий Коребут трусливо скрылся, оставив своих воинов одних. Храбрые воины погибли, и с тех пор их привидения вот уже больше 600 лет охраняют замок. Они тоскуют по битвам, поэтому чаще всего их можно увидеть в дни репетиций рыцарских турниров и показательных боев.


Впервые дворцы я посетила в 2008-м году. Это были руины резиденции Сапег в Ружанах и дворец Пусловских в Коссово. Что могу сказать? Пожалуй, соглашусь с мнением, что настоящая архитектура красива даже в развалинах. Ружанский дворец из красного кирпича, имеет два флигеля по обеим сторонам от въездной брамы и жилые здания с противоположной стороны, а между ними по окружности идёт соединяющая их аркада. То есть, как я могу догадываться, то было два коридора с арочными окнами либо же просто стены с арочными окнами, которые защищают большой внутренний двор от внешнего воздействия. В последнее моё посещение Ружан в 2013 году произошло после того, как я в прессе прочла о проводящейся здесь реконструкции. До её завершения ещё довольно много времени должно пройти, не один ещё год, наверное, но просто было интересно посмотреть, что уже сделано. Ружанский дворец решили реставрировать в зелёных тонах. Допускаю мысль, что он изначально и был таким, если смотреть старые рисунки или читать описания, но я просто настолько привыкла к тому, что он красный и кирпичный, что этот зелёный цвет и штукатурка, на мой взгляд, испортили всё впечатление, лишили дворец того изящества, лёгкости и величия, что ли.


На момент лета 2013 года были отреставрированы два флигеля по бокам от въездной брамы, где располагался музей. Экскурсию для нас вела молодая девушка, которая перед началом экскурсии очень требовательным и не терпящим возражений тоном прочитала нам правила поведения на экскурсии по дворцу. Складывалось впечатление, что она, ведя экскурсии, мнит себя чуть ли не княгиней, хозяйкой дворца. Когда она замолчала, несколько туристов, преимущественно мужчины, засмеялись и прокомментировали её напыщенную речь:

- Какая строгая!!!

Она явно не ожидала такой реакции, но этот комментарий оставила без ответа, просто начала экскурсию. Музейная экспозиция весьма стандартная для дворцов – мебель, оружие на стенах, картины, макет дворца на большом столе, предметы быта, просто какие-то вещи в стеклянных шкафчиках.


Дворец Пусловских – интересное здание с двенадцатью башенками, символизирующими двенадцать месяцев года. Наиболее урожайные — центральные четыре башни — это хлебные месяцы года: май, июнь, июль и август. Замок выстроен так, что каждый год два с половиной дня солнце освещает полностью одну комнату. Система внутренних проходов и окон позволяет проникать солнечным лучам в каждый уголок замка. По легендам, в «день комнаты» её убирали, наряжали и радовались солнечному дню именно в ней.


С дворцом Пусловских связано много преданий. По некоторым данным, в парадном зале был стеклянный пол, под которым плавали рыбки. К сожалению, эта информация пока не нашла официального подтверждения. Еще одна легенда гласит, что хозяева дворца держали «домашнего» льва, которого ночью выпускали гулять по замку в целях защиты от краж.


Самый распространенный миф — наличие подземного хода между Коссовским дворцом и резиденцией Сапегов в Ружанах. Говорят, тоннель был шириной в карету и длиной 25 километров. Как-то это перекликается с тем, что между Минским и Несвижским замком тоже якобы был тоннель такой ширины, что две кареты могли разминуться, но его, в конечном итоге, так и не обнаружили.
Дворец построил на собственные средства воевода Казимир Пусловский, но его внук проиграл дворец в карты.


До реставрации это было здание белое по первому этажу и серое по второму, где башенки. От дороги он был спрятан за лесом. Сейчас же дворец реставрируют в розовых тонах с белыми башенками, что придаёт дворцу некий женский, игривый вид, а лес перед дворцом просто вырубили, мне кажется, лишив его (дворец) тем самым некой тайны. Когда я посетила его впервые, то туристическая группа шла по тропинке через лес, затем надо было подняться по лестнице, так как рельеф местности имел некий вал или холм. По мере продвижения сначала были видны только башенки, то есть верхняя часть дворца, а после подъёма по лестнице дворец представал перед нами во всей своей красе. В 2013-м году, когда я там была в последний раз, здание было обнесено зелёной оградительной сеткой, велись работы по реконструкции, то есть, смотреть внутри было абсолютно не на что.


В том же 2008-м году посетила Гродно. Там есть два замка – Верхний и Нижний, но они как-то больше на дворцы похожи. Дворцы находятся на обрыве, на берегу реки Нёман, между ними пролегает огромный мост. На экскурсии мы были только в одном из замком (дворце). Экспозицию не могу вспомнить вообще, за исключением небольшого зала с зелёными стенами, небольшой сценой, на которой располагался белый рояль и стульями человек на тридцать-пятьдесят, расположенными рядами на разной высоте, другими словами, мини концертный зал. Ко второму дворцу мы просто подошли, пройдя по большому мосту вдоль берега Нёмана. Запомнилось, что у входа во дворец стояли пушки. Там же была смотровая площадка, с которой открывался просто невероятный вид на Нёман. Дух захватывает оттого, что находишься на высоте, над обрывом, а внизу на огромном пространстве перед тобой простирается широкая, могучая река.


В 2009-м году была я в Гомеле, где в удивительном по своему разнообразию и уникальности растений парке находился дворец Румянцевых и Паскевичей. В 1775 году Екатерина Великая пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле. В 1834 году дворец был выкуплен известным русским полководцем И.Ф. Паскевичем. При нём была осуществлена реконструкция дворца и разбит парк.


Экспозиция музея, находящегося во дворце, довольно обыденна – интерьер, вазы, макет дворца, картины на стенах, скульптуры и тому подобное. Впечатлило то, что на кассе туристы с фотоаппаратами заплатили деньги за фото (чисто символическую плату), а потом оказалось, что фотографировать можно только в самом первом зале дворца, где кроме гипсовых скульптур по углам больше ничего нет, а во всех остальных залах экскурсоводы запретили фотографировать, ссылаясь на устное распоряжение главы государства. Тем не менее, деньги-то всё равно были взяты.


В общем, Гомель производит очень приятное впечатление, как уютный, утопающий в зелени, ухоженный город на берегу реки Сож. Пока мы гуляли в парке, прилегающем к дворцу, я заметила лестницу, ведущую вниз, к набережной реки, а там был круглый фонтан со скульптурой мужчины в лодке. Мужчина стоял, в руках у него было весло, а рядом сидела рысь. Как можно было догадаться – это памятник основателю города, а рысь – это символ города, так как она изображена на его гербе. Проезжая на автобусе по одной из главных улиц, мы заметили небольшой яблоневый сад, под деревьями которого были так называемые «малые архитектурные формы» - яблоки, отлитые из бетона и раскрашенные красками. Одно яблоко было разрезано пополам и из него выползал весёлый червячок.


Кроме посещения Гомеля, экскурсией было предусмотрена поездка в небольшой город в двадцати километрах – Ветку. Ветка знаменита своим «Ветковским музеем народного творчества», а так же наличием Красной площади, но не действительно красной, как в Москве, а просто носящей такое же название. На музее стоит остановиться подробнее, так как очень уж уникальны там экспонаты. Первым экспонатом, который нам встречается – это деревянные резные входные ворота в музей. Настоящий шедевр!!! Первый этаж занимают предметы быта, старинные фотографии на стенде под стеклом, иконы и тому подобное, а весь второй этаж занимает выставка вышиваных рушников, расположенных в шкафах под стеклом. Экспозиция занимает две комнаты, в первой из которых в центре располагался огромный ткацкий станок. Рушники – это чудо!!! Цвета используемых ниток и сюжеты рисунков – это просто кладезь славянской символики. Например, та же свастика – это символ Солнца. Это потом фашисты взяли этот символ, загнули «лучи» в противоположную сторону и сделали своим логотипом.


Ещё запомнился рассказ дамы-экскурсовода о том, как она однажды проводила экскурсию по маршруту «Гомель-Ветка» в апреле 1986 года. Пока местный музейный экскурсовод проводил экскурсию для туристов, показывая экспозицию, она была на улице, сидела на лавочке возле музея. В какой-то момент она ощутила во рту странный свинцовый привкус. Потом уже, гораздо позже, когда стало известно об аварии на Чернобыльской АЭС, можно было соотнести эти два события и сделать вывод, что этот привкус во  рту – это следствие воздействия радиации. Может печень так реагирует на излучение.


Усадьба «Добосна», он же дворец Булгаков в Жиличах (Могилевская область, Кировский район), поражает своими размерами. Часть дворца находится на реставрации, а та часть, что мы посетили – два этажа и мансарда, честно говоря, производит очень печальное впечатление из-за очень сильного советского отпечатка в интерьерах, т.к. тут в советское время была и школа, и библиотека, сельскохозяйственный техникум, во время Великой Отечественной войны фашисты устроили тут госпиталь и склад. Радует то, что во дворце не было ни одного пожара и бомбы в него не попадали. Если поработать хорошенько над интерьером и наполненностью помещений, то точно будет на что посмотреть. На мансарду я не ходила, так как туда вела лестница сквозь какой-то очень уж узкий лаз, и я просто боялась повторить судьбу Винни Пуха, уходящего из дома Кролика.


Усадьба генерала Гатовского в посёлке Красный Берег Жлобинского района Гомельской области на момент нашего визита (2011 год) была на реконструкции. Но внешний вид её настолько необычен, сказочен, я бы сказала, по сравнению со всем тем, что я видела ранее, что я просто не могу не показать фото этой усадьбы, чтобы удивить тем, что такое может быть. Очень красивая усадьба.
Посёлок Красный Берег печально знаменит тем, что в годы Великой Отечественной войны здесь был концлагерь для детей, у которых брали кровь для раненных немецких солдат. Сейчас на том месте расположен мемориал, напоминающий о тех жутких событиях. Помню нашего экскурсовода – девушку Надежду. До сих пор вспоминаю с какой проникновенностью она рассказывала о лете, когда началась война, как это страшное событие могло «видится» детям, как фашисты обращались здесь с детьми. Туристы реально плакали друг у друга на груди.


Мемориал состоит из скульптуры девочки с поднятыми над головой руками, скрещенными, как будто она защищается от кого-то. Есть там три ряда белых мраморных школьных парт, учительский стол и доска, на которой написано письмо 15-летней девочки, находящейся в концлагере, своему отцу. На обратной стороне школьной доски была расположена изломанная карта Беларуси с нанесёнными на ней местами расположения других концлагерей.
Белый кораблик, как символ не реализованных детский мечтаний, украденных войной. Далее идут белые гипсовые стенды с витражами из детских картинок, в некоторых стендах были фигурки животных - кот, утки, кабан, лошадь - это уже к моменту создания мемориала был объявлен детский конкурс на лепку и рисунки.
Видеть это всё, узнавать глубокий смысл каждого из экспонатов было просто невыносимо тяжело.

                ***

Удивительная страна – Беларусь. Чем больше изучаю её, езжу по её просторам, тем больше люблю и восхищаюсь. Много чего удивительного произошло со мной во время моих поездок, есть ещё о чём мне рассказать.