Случай на уроке

Николай Киселев-Полянский
Это случилось где-то в третьем-четвертом классе. После окончания войны прошло чуть более десяти лет. Детей  тогда рождалось  много.  Сразу  после войны государство начало  стимулировать  рождаемость для  скорейшего восполнения громадного человеческого урона.  В  наших  классах  было не менее  тридцати  учеников.

Мы, мальчишки, уже знали, что  в будущем заменим своих отцов: шахтеров, шоферов, сварщиков, …  и потому не напрягались с учебой. Ботаников среди нас не наблюдалось.  Однако, если по успеваемости состав мальчиков в классе однородный, в основном, троечники-двоечники, то  девочки имели явно выраженное многоуровневое расслоение.  На верху социальной лестницы находились «круглые отличницы» -  очень старательные девочки, которые всегда и по всем предметам получали пять баллов.  Эдакие маяки успеваемости для всех остальных нерадивых.

Последняя группа,  можно сказать отверженные,  это  «подлизы» — девочки, которые путем услужливости и  доносительства  пытались получить у преподавателей некие  преференции  (завышенную оценку, незаслуженную похвалу…).  Словарь Ушакова дает  термину подлизы следующее толкование  —  льстивый, подлизывающийся человек.

К отличницам мы относились нейтрально, более того, если отличница давала списывать и могла подсказать на уроке, то даже положительно.  А вот к подлизам, очевидно,  отношение отрицательное  и было из-за чего. Например, при разбирательстве, кто принес в класс дохлую крысу и сорвал урок, подлиза запросто  могла сдать Ваську.  Потом — по поручению учителя — пойти к нему  домой и передать, что Васька плохо  ведет на уроках и родителей вызывают в школу. За это  мы делали им разные  пакости, но хочу особенно отметить:  н е   р а д и  п а к о с т и как таковой, а только с воспитательными целями.

Одна  из таких   воспитательных  пакостей — это бросить в чернильницу подлизы карбид. Тогда не было шариковых ручек, писали чернилами и каждый носил с собой чернильницу в портфеле. В классе эти чернильницы выставлялись на партах и стояли  в открытом доступе. Как известно из химии, при попадании  карбида в жидкость происходит бурная реакция с выделением газа (ацетилена) неприятного запаха.
Не помню, что сделала тогда  эта девочка подлиза, но на большой перемене я незаметно бросил в ее чернильницу небольшой кусочек карбида. После перемены она сразу пожаловалась пришедшей учительнице, которая вместо учения начала с энтузиазмом проводить дознание:
— Кто это сделал?
Естественно, класс молчал. Тогда учительница не придумала ничего лучшего,  как перейти к персоналиям. Она сказала:
— Я буду по списку вызывать всех мальчиков, каждый должен встать и дать честное пионерское слово, что он этого не делал. Помните, вас недавно приняли в пионеры и,  если кто обманет и солжет, то его исключат из пионеров.  Начинаем: А…

Сейчас, с высоты своего возраста,  я понимаю всю  убогость и дешевизну этой процедуры. Точно также  шаманы при поиске виновных требовали, чтобы их соплеменники клялись именем всемогущего бога Ыы, что они этого не делали, а кто солжет, того Ыы   жестоко покарает. Рим, Греция, Венеция, пионеры, шаманы – всё едино и всё повторяется.

Но тогда мой мальчишеский, ещё не изощрённый,  ум должен был решить непростую моральную задачу. В мозгу плотным потоком шли  мысли:  бросил я и давать честное слово, что не бросил, нехорошо, ведь это честное слово. С другой стороны, если бы я его добровольно дал — Сашка,  дай ножик поиграть,  завтра принесу, честное слово — это одно, а сейчас ведь  вымогают это слово. Потом пришла  более существенная  мысль, если сознаваться, то тогда становишься беззащитным во всех подобных случаях: всегда будут говорить – дай честное пионерское -  и ты опять попался. Это совсем не годится. Но, опять же, обманывать и давать честное слово нехорошо. 

Всё. Мысли начали  ходить по кругу. Решение, что мне делать, не рождалось.

А очередь, как говорят неумолимо,  приближалась   к моей букве  К.  Вот уже вызывают моего друга Сашку Кашуба. Он встает и трагическим голосом произносит:
— Это я сделал.
В моей голове новая буря мыслей-эмоций:
— Как...,
    — почему...,
          — зачем он на себя...?
Потом приходит  моральная оценка происходящего — Сашка не виноват и  пострадает  несправедливо.

После этой мысли я медленно встаю — ибо представляю дальнейшие весьма отрицательные последствия для себя —  и, наверное, таким же трагическим  голосом повторяю те же слова:
— Это я сделал.

Получилось очень смешно: то ни одного, а то сразу два злоумышленника. Класс рассмеялся. Обстановка разрядилась и нас серьезно не наказали.

Серьезно — когда мать вызывают в школу. Наказание матери  я не боялся. Даже если она наказывала одной рукой, то второй жалела. Но она могла сообщить отцу, а это уже было весьма чревато... Если к тому времени у меня накопилось бы много не отпущенных грехов, то отец мог их все отпустить за раз по полной программе  (по пустякам и единичным случаям он не расходился). Когда отец входил в раж, то меня спасали только материнские руки: ей становилось жалко сыночка-поскрёбыша и мать  подставляла руки под его ремень. Тогда отец осознавал, что, видимо, переусердствовал и пора прекращать воспитание непутёвого сына.

В то время я не  понимал  мать и думал:
— Вот, сама нажаловалась на меня и сама же получила.

Когда после урока мы с Сашкой «перетерли» ситуацию, то оказалось очень забавно:  на перемене мы оба независимо друг от друга бросили карбид этой девочке. Судя по всему, друг Сашка не пожалел карбида и его вклад был основным. То-то тогда на  той перемене я удивлялся и радовался, что от моего маленького  кусочка так долго шипело и воняло.