Неизвестный БАМ. БАМЛаг в экономике страны

Журнал Алексеевск-Свободный
Прядкин В.М.

Вклад заключенных в экономику страны и победу над фашистской Германией.

 В мирное время

1. Амурский исправительно-трудовой лагерь(БАМЛаг). (СозданПриказом  ОГПУ СССР № 1020/с, от 10.11.1932 года, на основании Постановления СНК СССР № 1650/340с от 27.10.32 г. « О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», на базе УС БАМа НКПС)
За шесть лет были построены вторые пути Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, соединительные ветки БАМ – Тында, Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре, Известковая – Ургал (станции Кульдур, Яурин, Таланжа, Халкан, Тырма, Мошка, Ягдынья, Чекунда; в 1942 г. ветка с большими недоделками вступила в работу); заключённые вручную уложили почти 2700 км.дороги, реконструировали станции, депо, построили новые рабочие поселки, больницы, школы, клубы, стадионы.

2. Управление железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке СССР,(ЖДСУ) (создано приказом НКВД СССР за №043 от 28 февраля 1939 г. на базе БАМЛага):
- Юго - Восточный ж. д. ИТЛ: достраивал ж. д. линию Волочаевка-Комсомольск;
- Восточный ж.д. ИТЛ: прокладывал железную дорогу Комсомольск-Ургал;
- Западный ж. д. ИТЛ: вел работы на линии Тайшет-Братск;
- Буреинский  ж. д. ИТЛ: строил трассу Известковая-Ургал;
- Амурский ж. д. ИТЛ:  завершал строительство вторых путей Карымская-Ворошилов-Уссурийский. Достраивал ж. д. ветку БАМ-Тында. Готовились к строительству участка Тында-Зея;
- Нижне-Амурский ж. д. ИТЛ: строил ж. д. линию Комсомольск-Совгавань;
- Приморский ж. д. ИТЛ: строил ж. д. линию Барановский-Посьет;
- Южный ж. д. ИТЛ: строил ж. д. линию Биробиджан-Ленинское.

В тех местах, где полотно железной дороги проходило слишком близко к границе, было построено свыше 63 км.глубоких обходов. В процессе строительства было наведено 4 моста через реки Бикин, Иман, Уссури и Хор.

3.Главное управление лагерей железнодорожного строительства НКВД СССР, (ГУЛЖДС)(создано приказом НКВД СССР за №0014 от 4 января 1940 г. на базе отдела железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке).
- Амурский железнодорожный ИТЛ ГУЛЖДС НКВД СССР (АМУРлаг)(создан в январе 1940 года на базе Южного, Буреинского, Приморского и Амурского лагерей ЖДСУ): строил ж. д. линии; Транссиб (ст.БАМ)-Тында; Тында-Зея; Известковая-Ургал; Биробиджан-Ленинское; Барановский-Посьет; Завитая-Поярково; достройка вторых путей Транссиба от Хабаровска-Ворошилов-Уссурийск и станционных путей объектов на линии Свободный-Хабаровск. Кроме того, АМУРлаг вел достройку нескольких промышленных объектов в т. ч. на Забайкальской, Амурской, Дальневосточной и Приморской ж. д. Сдали в постоянную эксплуатацию вторые пути от Хабаровска – Ворошилов-Уссурийск и Волочаевка-Комсомольск.

-Буреинский железнодорожный  ИТЛ ГУЛЖДС НКВД СССР (Буржелдлаг) (создан в июле 1941 г.); достраивал железнодорожные линии: Известковая-Ургал, Биробиджан-Ленинское; Барановский-Посьет; Завитая-Поярково. Открыто сквозное движение поездов по линии Известковая-Ургал; Барановский-Посьет и Биробиджан-Ленинск. В 1942 году сдана ж. д. ветка Ургал-Чегдомын и Завитая-Поярково.

- Нижне-Амурское строительное управление - ИТЛ (создано приказом№ 0014 НКВД СССР 4 января 1940 г. на базе Юго-Восточного, Восточного, Нижнетамбовского и Нижне-Амурского лагерей): строили военные стратегические заводы в Комсомольске;  военные аэродромы, ж. д. линию Комсомольск- Совгавань от ст. Пиваань до ст. Котои мостовой переход через реку Тунгуску; паромную переправу через реку Амур с причалами, железнодорожными подходами и станциями.
В августе 1940 г. сдали в постоянную эксплуатацию железнодорожную линию Волочаевка – Комсомольск.

?- Южный железнодорожный лагерь (Южлаг): строительство ж/д линии Заудинская-Наушки (Улан-Удэ - Наушки) (строительство №202), участка БАМа Тайшет - Братск (с конца 1940 г.), обеспечение инертными материалами спец строительств ГУЛЖДС (с 21.04.41г.), изготовление корпусов противотанковых и противопехотных мин, лесозаготовки, с. х. производство ширпотреба, жилищное строительство:

                В военное время

1.Главное управление оборонительных работ НКВД СССР (Главоборонстрой,ГУОБР НКВД СССР)(образован в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО СССР)от 22 августа 1941 г.№ ГКО-543сс).
- Управление военно-полевого строительстваГлавоборонстроя НКВД (Управление ПС-13), создан на базе БАМпроекта:  на оборонительных рубежах Валдай-Осташков, Волговерховье-Свапуша-Колода и озеро Саремо протяженностью 280 км., выполнено;
- земляных работ -1,3 млн. куб. м;
- заготовлено камня -32 тыс. куб. м.;
- заготовлено леса -65 тыс. куб. м.;
- привезено грузов – 1 млн. тонн/км.;
- построено противотанковых рвов – 68 км.;
- построено окопов -1215 комп.;
- проложено грунтовых дорог -510 км.;
- построено огневых точек – 963, в т. ч. дзотов 307, дотов 9;
- построили ж. д. ветку Чагоды-Кабожа.
- участок Волжской ж. д. рокады от Сталинграда до Саратова дл. 342 км.
- участок Волжской ж. д. рокады Свияжск-Ульяновск  дл. 202 км.
   Из 982 километров построенной Волжской рокады, 663 км.было построено подразделениями снятыми с БАМа. Там же были уложены рельсы, снятые с участков: БАМ-Тында и Известковая-Ургал. Дорога строилась под постоянной бомбежкой авиации фашистской Германии.

2. Главное управление лагерей железнодорожного строительства НКВД СССР, (ГУЛЖДС) (создано приказом НКВД СССР за №0014 от 4 января 1940 г. на базе отдела железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке).
С 1941 по 1947 года построило:
- 25860 километров железнодорожных линий;
- 11 тысяч км. автомагистралей;
- 161 аэродром;
- 3870 км. нефтепроводов;
- 1046 км. газопроводов;
- строили оборонные заводы в г. Комсомольске.

Архивные документы свидетельствуют, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 производительность труда у заключенных превзошла довоенный уровень в два раза. В лагерях и колониях (БАМЛАГ уже не существовал, на его базе было развернуто восемь железнодорожных лагерей) широко практиковались стахановские вахты, трудовые салюты, открывались лицевые счета по выпуску сверхплановой продукции в фонд армии, собирались тёплые вещи для отправки на передовую, облигации. Часто это были добровольные, искренние начинания – люди желали помочь и помогали, чем могли, фронту.

              В архивах хранится несколько любопытных документов практически неизвестных широкой общественности, в частности: Постановления ГКО № 1575 от 11.04.1942 и № 2100 от 26.07.1942 о двух призывах в Красную Армию трудпоселенцев (спецпереселенцев)… По «спецмобилизации» на фронт было отправлено без малого 20 тысяч спецпоселенцев и 5174 спецпоселенца в «трудармию» (стройбаты)...

          На взгляд автора, заключенные (в большинстве реабилитированные) внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. Ни орденов, ни медалей им никто не даст, верней дадут, но только тем, кто носил погоны НКВД. У них нет даже могил и могильных надгробий. Они словно растворились во времени и пространстве. Но я убежден, что придет время и подвиг этих людей будет оценен по достоинству!


(Полностью книгу Виктора Прядкина "Неизвестный БАМ" можно прочитать на его странице на Проза.ру: http://www.proza.ru/avtor/viktor9)