Проблемы и задачи

Мила Садко
  Мы помогаем дочери-шестикласснице делать домашнее задание по математике. Задача попалась не из лёгких, если учесть, что мы с мужем не математики, а в школе учились давно. Но всё же и эту одолели, и теперь она нам кажется не такой уж и трудной.
   Подобным делом нам приходится заниматься частенько вот уже целых девять лет, с тех пор, как взяли детей из детского дома. Со своими детьми мы так не мучились, а тут… То ли их судьба виновата, то ли  новые программы, то ли множество разных других интересов вроде телефонов, музыки, и т. д.  Мешает также стремление к ежедневным просмотрам фильмов, многие из которых не несут в себе воспитательных задач,  Многочисленный их поток не позволяет анализировать очередную полученную информацию, что плохо сказывается на логике. Мы стараемся контролировать ситуацию и насаждать всё новое, светлое, нужное.
  Работать с детьми приходится сразу по многим видам деятельности: расширяем кругозор, прививаем правильную культуру, даём возможность приобретать множество необходимых навыков. Особенно бывают проблемы с логикой. Дети запущенные, двоих пришлось буквально вытаскивать из коррекционной школы. Со старшим из приёмных это было особенно трудно.
  Дима попал в нашу семью в десятилетнем возрасте. Вертун он был неимоверный. Первый год проучился в нашей школе в четвёртом коррекционном классе восьмого вида. Учился легко, нагрузок ему не давали, так как там были дети намного проблемнее. Я поняла, что расти его интеллекту нет возможности. Чтобы человек тянулся для достижения новых результатов, необходимо поднимать планку. Дома я старалась развивать его, но здесь нужен учитель-специалист. И тут в конце учебного года мы узнали, что «коррекцию» расформируют, и детей будут распределять по классам. Мы попросили поместить его не в пятый, а в четвёртый класс по общеобразовательной программе, где училась наша Аня. Так легче будет осуществлять контроль и быть в курсе всех дел. Ребёнок адаптируется и вольётся в пятый класс уже подготовленным. Учитель вместе с директором пошли нам на уступки.
  Не скрою, поначалу было трудно. Пробелов было много, и мы усердно взялись их заполнять. Позже на Аню была возложена обязанность что-то вроде коренного, ну а брат шёл в пристяжных. Сестра порой уставала и начинала роптать. Я её просила ждать всякий раз, когда Дима сделает своё задание, чтобы потом свериться и по необходимости помочь. Ведь по всем предметам мы не могли знать темы, которые они проходили на данный момент, и к тому же у нас было много других важных дел. Чувство превосходства её я гасила, объясняя ей ситуацию, схожую с альпинизмом. Люди, восходящие на гору, связаны одной верёвкой, поэтому необходимо помогать тем, кто находится ниже. И вот, бывало, брат «забирался» на высоту не хуже сестрёнки; дела пошли на лад. 
  Год пролетел быстро, и принёс он неприятный для нас сюрприз. Коррекцию восстанавливали, и Диме было велено возвратиться обратно. То ли вверху что поменялось, то ли на сей раз было набрано нужное количество учеников, недостающих тогда для ставки учителя, но нас это не устраивало. Дима учился хорошо, не хуже многих других ребят в классе. По русскому языку он делал мало ошибок и писал красиво и чисто. Комиссия уже приезжала в школу, и теперь уже нам пришлось обращаться только в область. Узнав координаты и собрав необходимые документы, мы с ребёнком отправились в Иркутск. Был выделен один день.
  Шансов у нас почти не было. Нам объяснили, что легче перевести на коррекцию, чем снять её. В кабинете у психолога ему задавали вопросы, над которыми задумывалась и я, не в состоянии ответить быстро, поэтому баллов получилось недостаточно. Врач сожалел, но ничем помочь не мог. И всё же мы пошли дальше. Пришлось долго ждать. Каких только детей мы там не увидели… Не удивительно, что врачи от такого негатива быстро уставали, были раздражены. Вот и наша докторша вышла сердитая. теперь мы были последними. Она бегло просмотрела документы и выразила сомнение. Я убеждала принять нас, и она сказала: «Ждите, вызовем».
  Слёзы навернулись на глаза, и я обратилась к Диме: «Плохи наши дела. Неужели мы зря приехали в такую даль (350 км.), давай молиться". Я помолилась, выразила Творцу свою просьбу, Дима меня поддержал. Вскоре меня пригласили. Я вошла спокойно, без истерик. Бог успокоил меня. Я выложила суть, показала тетради и дневник. Потом я рассказала, как наша семья пополнилась, как радуются теперь все три брата, что живут вместе. А ещё я выразила желание видеть этого ребёнка в дальнейшем полноценным человеком, полезным обществу. Лица медиков посветлели, и Диму пригласили в кабинет и задали ему несколько вопросов, после чего вопрос решился в нашу пользу.
  Теперь уже Дима на законном основании продолжил учёбу вместе с сестрой в пятом классе. Хотя он и был ещё легкомысленным, весёлым, и сильно допекал своим поведением учителей, всё же мы не позволяли ему расслабляться, а  школьному коллективу не раз желали терпения и здоровья. Так и дошла наша «упряжка» до девятого выпускного класса. Аня проявила таланты в музыке и определилась на учёбу в Иркутский региональный колледж по специальности музыкального педагога.
  Дима ещё какое-то время нас напрягал, но паники у нас не было. Мы привыкли решать жизненные задачи. И вот потихоньку всё решалось и устраивалось. Со второй попытки наш отрок сдал экзамены и определился в Ангарское ПТУ по специальности автомеханика и сварщика. Теперь уже и третий наш питомец Антошка готовится расправить крылья в свободном полёте. Он добросовестно готовится к экзаменам, а ведь когда-то считался очень слабым учеником, которому никак не давалось чтение. В детском доме он считался нервным. Об этом свидетельствовал нервный тик, как и у старшего брата. Они со временем прошли, как и всё плохое, что беспокоило их по ночам страшными кошмарами.
  Младший из братьев Костя и вовсе неплохо учится. Вот только задачи не все может решать, приходится иногда помогать, да к истории-географии подталкивать. Зачастую ему не даёт сосредоточиться гипер-активность. Сейчас уже нас реже вызывают в школу из-за его поведения. "Маугли" в нём ещё проявляется в безудержном желании лазать и скакать, а ещё барахтаться без устали на снежных зимних коврах. Наверное, нет в окрестности таких сугробов, на которых не побывала его нога.
  Бывают в нашей жизни и грех, и стыд, и беда. Все проблемы, связанные с детьми, мы решаем без страстей, без криков и угроз. Мы просто принимаем меры, в основном это беседы и увещевания. Каждую проблему мы воспринимаем, как очередное испытание, задачу. Проблемы надо переживать и давать детям возможность очищаться, то есть осознавать и раскаиваться в содеянном. И чист опять небосклон, и ярко светит солнце. И снова можно жить счастливо.
  Любовь Бога, распорядившегося поместить этих детей в нашу семью, осветила жизнь их жизнь новым радостным светом. Они уверены в любви к ним приёмных родителей, и сила эта может свернуть горы, если это понадобится, и жизненные проблемы их не пугают. В одной христианской песне поётся:
Жизнь задаёт задачи сложные,
Попробуй, каждую реши.
Соделать явью  невозможное
Бог хочет для твоей души.
  С сестрой Ани Ксюшей нам приходится труднее всего. Заторможенность её постепенно отступает, но порою бывают у нас с мужем вспышки возмущения и изумления от её выходок и ответов. Проявляется это чаще всего во время занятий математикой. Порой кажется, что она нарочно делает ошибки, как это бывало в начале нашего совместного проживания, когда она ещё противилась судьбе и рвалась обратно в ту среду, которая её вытолкнула.
  Теперь всё намного легче, но заниматься с ней приходится очень много. Раньше она заранее паниковала, что усугубляло ситуацию. В такие минуты мы советовали ей обращаться к Богу, и положение стало меняться, особенно с примерами. А вот задачи попадаются порой – ну очень крепкие орешки. Муж мой уже и на уроки в школу ходил, перенимать опыт учителя. Там ему очень понравилось, и кое-что он уяснил. 
  Иногда приходит к нам соседская девочка. Примеры она очень ловко щёлкает. А вот с задачами у неё дело обстоит похуже, не всегда они решённые. Ей это кажется неважным. У нас же на этот счёт другое мнение. Задачи учат логически мыслить. Когда их решаешь – упражняешься в поиске ответа. Это готовит детей к самостоятельной жизни, которая каждый день приносит новые задачи, -- одну или несколько. Их Все надлежит решать правильно. Во избежание ошибки приходится порой перебирать несколько вариантов. Хорошо бы ещё сразу сверяться с ответами, как в учебнике. А то ведь неправильно решающий задачи или вовсе отмахивающийся от них бывает бит. Учась в школе, можно с нерешённой задачей подойти к одноклассникам или спросить подсказку у учителя. В жизни же нерешённых задач быть не должно, так как не перепишешь  испорченный листок заново и не допишешь начатое, не исправишь.
   В жизни человек что посеял, то и пожал. К старости все приобретённые ошибки от нерешённых задач превращаются в хвост и тащатся, мешая двигаться вперёд. Тогда появляется неприятное чувство никчёмности и ненужности. Человека всё раздражает, ничего не радует. Крылья его души повисают безвольно и не позволяют наслаждаться полётом вверх. Человек же обязан постоянно развиваться – всё выше и выше, чтобы соединиться с Творцом. Нам необходимо довериться Богу. В этом смысл жизни каждого, и знать это должен каждый. Закончу свои размышления строчками из песни:
Нам остаётся лишь довериться,
Сказать: «Я Твой, меня веди».
И Он в морозы и метелицы
Пойдёт с тобою впереди.

На фото: я в своём огороде, 2021 г.