Как оттащить ребёнка от компьютера и...

Заряна Нина Некрасовы
 И ЧТО С НИМ ПОТОМ ДЕЛАТЬ
 
Шел седьмой день каникул и нашего отпуска.
И седьмое утро я заставала одну и  ту же картину: сын, пульт и кошка лежали в кровати, а телевизор орал.

     На экране целовались и говорили слегка цензурными словами. Правда, в этот раз обходилось  без мордобоя. Сын снова вяло попробовал убедить меня, что и  эта передача крайне интересная, даже познавательная, только  вот вхожу я в комнату в исключительно неудачные моменты.

Если учесть, что за стенкой присутствовала та же картина, только место кошки и ребенка занимали муж и собака, вы понимаете,  почему мой голос приобрел  твердость стали.

     - Так, - сказала я, - хватит. Телевизор переезжает в гостиную.
Сын отреагировал абсолютно спокойно, то есть никак. И тут-то до меня дошло, какую грандиозную ошибку совершила. Я начисто забыла о компьютере!

     Личный компьютер мы подарили мальчику ровно два месяца тому назад, тем более,  что учителя в один голос называли сына гордостью класса. И вот уже два месяца, как  эта «гордость»  мчится из школы только затем, чтоб кинуться в объятья виртуального мира. Тем  из любящий мам и пап, кто  успел сотворить ту же глупость, дальнейшее пояснять не требуется.

     Итак, случилось нечто невероятное: в самый воспитательный момент я начисто забыла о компьютере. Но менять что-либо было поздно. Абсолютно ясно, что отобрать у младенца две игрушки одновременно у меня просто не хватит сил.

     Компьютер. Гроза всех сознательных мам начала двадцать первого века.

Может быть, последующее поколение и привыкнет, что новорожденные прямо из кроватки потянутся за "мышью" вместо погремушки, но пока большинству из нас компьютер представляется  такой штуковиной, которая появляется в доме исключительно для того, чтобы  прилепить ребенка к стулу, затуманить его взгляд и заставить отвечать на все ваши монологи длинным: "Да-я-только-что-начал-играть!"

Допускаю, что бывают и другие дети, но лично я таких не встречала.

     После бурных сражений мне все-таки удалось  урегулировать вопрос "Интернета". Произошло это только  благодаря внушительной сумме счета, который я пару раз  «забывала» у мужа на столе.

     Но  в борьбе  за здоровый образ жизни я оказалась в полном одиночестве.
Иногда муж,  правда, соглашался с моими: "Это вредно! Это уже не ребенок, это уже   зомби какой-то!" - и решительным шагом  направлялся   в детскую.

Честно прождав десять, пятнадцать, а то и все двадцать минут, я шла  туда же. И  заставала  любимых мужчин за... сами понимаете чем.

     И тогда я поняла: выход один. Диверсия.
Надо что-то  сделать с диском, чтоб он не «пахал», то есть «не шел».

 Идею поцарапать с одной и с другой стороны отмела сразу как несерьёзную. Во-первых, царапины, даже тонюсенькие, можно заметить, а во-вторых, не будешь же драть все двадцать шесть дисков, которыми ребенок успел запастись за эти два месяца. Да и какие из них – его, какие – одноклассников и приятелей – с ходу не разобраться. Значит, возьмемся за дисковод.

     Быстренько набрала номер. Проконсультироваться с опытной подругой никогда не помешает. 
     - Гиблое дело, - сказала та. – Я убирала  программу запуска, я залезала в папку, я удаляла  «иконку»,- голос ее становился все драматичней. -  И даже докатилась до того, что срубила у Ленки половину видеофайлов.  А потом, представляешь, выскакивает надпись:  "Мамочка, ты не тренируешься на хакера?"

     Нет. Эти советы лично  мне не подходили. Как-то не очень хотелось прочесть адресованное в свой адрес нечто  вроде:  "Чайники атакуют!"

     В результате (явно с отчаяния) я сняла крышку с системного блока и выдернула провод, ведущий к этому самому дисководу.

Сын абсолютно самостоятельно и очень  быстро нашел неувязку, пардон, проблему. По дому разнесся привычный грохот боя и завывания   атакующих монстров.
И знаете, мне  даже как-то приятно стало. Какой же способный у нас ребенок!

     Тогда к  вопросу  виртуальных игр  я  подошла  научно, то есть  принялась читать всю подвернувшуюся по этой теме литературу, в  результате чего приобрела  немного знаний и много головной боли, а намечающиеся тенденции  в деле детской компьютеризации просто подкосили меня.

Советов специалистов оказалось такое количество и были они иногда  столь противоречивы, что пришлось приступить к систематизации.

     Правда, один совет, о цветах, я реализовала сразу же.
 
     У компьютера, за которым засел ребенок, надо поставить  кактус, так как  он забирает жесткую отрицательную энергию. Или посадить на компьютер кошку, так как она тоже это умеет делать и даже с пользой для себя.
     Для надежности я сделала  и то и другое.

     Но ни о какой пользе кошка и слышать не хотела, совсем наоборот; она тут же предпочла жить на кухне поближе к миске с едой. А кактус (самый большой из тех, что нашелся в цветочном магазине) сын  немедленно потребовал заменить, потому что  из-за него не стало  видно монитора.

Я протестовала! А этот мелкий вундеркинд  отрезал и  притащил мне всю  колючую верхушку бедного растения. И сказал: "Не переживай, ма, подсуши его и сажай, кактусы легко приживаются". Надо думать, намекал, что эта половинка  должна уравновешивать и  перерабатывать отрицательную энергию. Мою.
 

     Телефонный звонок прервал мои воспоминания. Звонил лучший друг моего сына, и это значило, что в ближайшие пол, а то и полтора часа славное изобретение Эдисона  будет принадлежать только молодому поколению. Впрочем, сегодня меня это даже не возмутило.

     Понимая, что впереди нелегкая борьба и потому обрадовавшись внезапно подвернувшемуся тайм–ауту, я принялась собирать мысли в кучку. Собрала.
     Но разложить их по полочкам не успела.

     Сын интенсивно общался по телефону:
     - Борян! Я  придумал, как пройти в балдурине, - вопил он из соседней комнаты.
Боже мой, ну где он берет этих "балдуринов". И...

     - На фига мне твоя адвенчура?- вдруг заорал он уже совершенно диким голосом.
     - Ты на каком языке разговариваешь? - взвилась я, все-таки педагог и даже литератор.
Сын не удостоил меня ответом,  только сочувственно вздохнул.
 
Не знаю, как кому, а мне помогает холодная вода – побрызгать в лицо и подождать, пока высохнет. Или дыхание под открытой форточкой. Или щекотка – надо пощекотать собственное нёбо. Делается это так: медленно считаешь до десяти и медленно, очень мед-лен-но, едва касаясь,  проводишь кончиком языка по нёбу. Раз десять туда и обратно.  В этот раз пришлось прибегнуть ко всем трём, поочерёдно. 

     Но зато я ус-по-ко-и-лась и пошла в комнату к сыну. И  немедленно взялась за углубленное  изучение компьютерных игр по  принципу: много вреда – очень  много вреда. С помощью собственного ребёнка, конечно.

     Лекторских голос сына до сих пор звучит в моих ушах. Вот он, конспект его просветительской лекции  и моих невысказанных эмоций. Как знать, возможно, он пригодиться кому-то из вас…

     - Самые первые компьютерные  игры – "Аркада". Они еще совершенно  детские. Чудики бегают, прыгают и никого почти  не убивают.
(Судя по голосу сына, это явный недостаток таких игр.)

     - Игры серии 3Д экшн или шутер. Это бродилки и все подряд мочилки. Иногда бывают более мирные, тогда скисаешь. А воаще  - просто трехмерное убийство.
Цель: просто порубиться. Играешь – и расслабляешься.
(Я расстроилась).

     - Симулятор. Всяческие гонки, полеты, катания, баскетбол-футбол и все в этом роде. Они интересны тем, что есть стремление к победе.
( Заочное приобщение к спорту, стало быть, и воспитание целеустремлённости?)

     - RPG – сложнее предыдущих. Управление производится путем подзыва героя.
     - Что-что?
     - Ну, ты кликаешь на ту  точку, куда надо прийти, кого ударить, куда залезть.
Я заинтересовалась, а куда это можно залазить, но сын игнорировал мое любопытство и увлеченно продолжал:
     - Есть набор характеристик, которые надо развивать в герое. Больше дерешься – станешь сильнее...
     - Больше двигаешься – станешь ловчее, - подхватила я.
     - При условии, что зарабатываешь, - повысил он голос, - поднимаешь уровень чего угодно.
( Господи, не на меня ли он намекает?).

     - Экшн – RPG – это смесь жанров. Управляешь героем, не используя стрелку мыши. Но есть характеристики, которые надо развивать
( Кошку бы напустить, для развития, - подумала я мечтательно.)

     - Ролевая игра или ролевуха
( кажется, я слегка покраснела)
     - Она похожа на RPG, но отличие в том, что управляешь не одним героем, а несколькими. Они бывают и боевые, и мирные.
( Слава Богу, можно не прибить, а просто помахать кулаками )

     - Походовая ролевая игра.  Она подобна настольным играм, только управляется виртуально. Тебе - ход, врагу – ход.
( На вопрос, кто может быть врагом, сын достойно ответил, что это может быть другой человек, или компьютер, или...

А я вспомнила, как в его глубоком детстве мы играли, сидя за уютным кругленьким столиком, а когда он проигрывал, заливался слезами протеста и обиды, и поэтому я поддавалась, а муж восклицал  патетически: "Мужчина должен уметь проигрывать   с достоинством!"  Но так как поиграть с ребенком ему было вечно некогда,  я преспокойно игнорировала подобные реплики.

     - Стратегия, - донесся до меня из настоящего голос сына. Глобальная игра! Имеется три основных типа стратегий. 1 тип: RTS – стратегия в реальном времени; управляешь солдатами, танками, машинами. Строишь здания. Главное здесь – заработать деньги, чтобы накупить юнитов и победить врага. 2 тип: Экономическая стратегия - строишь город, страну, парк развлечений...

     - А галактику можно? - заинтересовалась я.
     - Угу, потом управляешь всем этим, следишь за порядком. Третий тип - Походовая стратегия, она  похожа на походовую ролевуху, только тут более глобально.
     - Помесь РТС и походовой игры? - робко вставила я.
     - Ага, - кивок головой, и лекция продолжилась.

     - Адвенчура - приключенческая игра. Она то более медленная, то динамичная, только мучишь не других, а самого героя.
     - Себя, что ли?
     - Это как хочешь, отождествляешь ты себя с героем или нет.
     - Ты отождествляешь? – излишне торопливо спросила я.
     - Ну, - сын пристально посмотрел в  мое  лицо и что-то там увидел особенное, - Не всегда.

     - Квест – игры, где надо прежде всего думать. Есть определенное место действия, определенный герой, который подбирает предметы, использует их, разговаривает с кем-либо…
     - И еще  мыслит   при этом? – съехидничала я.
     - Мыслить еще никому не помешало, - парировал продвинутый ребенок, - Есть еще масса типов игр, которые можно назвать скрещенными жанрами. Рассказывать?
     Нет, этой информации мне уже  было вполне достаточно.


     Освобожденный сын умчался гонять своих монстров, а я уставилась в сводку игр.
     В сущности, легкость выданной классификации и четкость формулировок говорит о том, что мозги у него  работают. А это значит, значит...

Дальше мой мыслительный процесс забуксовал, видимо, не хотелось признаваться самой себе, что мне вдруг захотелось поиграть... в стратегию, например, и как следует последить за порядком в мире, который выстрою к тому же абсолютно самостоятельно.

     И тогда, напрочь сражённая этой непедагогической мыслью, я... села сама поиграть.

     Пользователь я никакой, в то время, помнится, до уровня "чайника" едва ль дотянула, и в компьютере меня интересовала лишь функция печатной машинки, да завораживали появляющиеся из неоткуда картинки. Но тут... тут... Словно меня саму подключили к розетке и во мне замкнулась какая-то цепь. И я отключилась от реального мира.

     Там, на периферии сознания туманной тенью слонялся мой сын, то заходил в комнату, то исчезал куда-то, появлялся муж и, кажется, даже что-то говорил при этом. Я  замечала их и не замечала, и видимо, было во мне что-то какое-разэтакое, что ни один не рискнул отвлекать

     И только когда в комнате стало совсем темно, а в глаза застлала туманная дымка, я отодрала себя от компьютера.
Рябило в глазах, гудела спина, хотелось с кем-то слегка поругаться. Но - удивительно - в этот мир я вернулась, сердитая и очень довольная – одновременно.
     "Кошка объелась сметаны" - "Мам, ну ты и даёшь", - сказали мужчины  хором.
 
     Я долго приводила в систему свои разбросанные мысли.   
     Потом, когда все, даже собаки,  уснули,  проскользнула в гостиную, достала тетрадь и написала: "Почему я считаю, что компьютерные игры вредны,  и как это устранить".

Потом подумала и  зачеркнула вторую часть фразы как  нереальную. Вместо этого подписала: "Как уменьшить их вредность". При этом слово «вредность» трактовалось мною в самом что ни на есть широком смысле.

     Итак, вот  плод паники,  мучительных раздумий и здравых размышлений. Может, он кому-то ещё пригодится.
Список фактов и Что с ними делать
               
                *   *   *
КАК УМЕНЬШИТЬ ВРЕДНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ РАЗВЛЕКАЛОЧЕК

Факт. Виртуальный мир затягивает. Очень трудно оторваться самому               
Что делать? Придумать эффективное средство, как из него помочь выбираться

Факт.  Играю-играю-играю… и не могу остановиться               
Что делать? Предупреждать: «осталось 10 минут…7 минут… и т.д.

Факт.  Устают глаза               
Что делать? Давать им отдых, в идеале – избегать перегрузок. Делать  "Зарядку для глаз"

Факт.  Трещит  голова               
Что делать? Звук - уменьшать (и постараться обойтись без наушников). Создавать перерывы в игре, отдых/прогулка на свежем воздухе.

Факт. Позвоночник связался в узел               
Что делать? Подвигаться. И - ура физзарядке!

Факт. Не замечаю, сколько играю
Что делать? Придумать эффективную "напоминалку" (например, завести и поставить будильник – и что как-ак зазвонил)

Факт. Слегка онемела рука               
Что делать? Во время игры держать мышку то левой, то правой рукой

Факт. Напрягаешься!!! то обидно, то злишься, когда мешают и отрывают  по пустякам
Что делать? Не вмешиваться в игру. Не отвлекать, ни о чём не спрашивать, в общем – не дёргать ребёнка.
 
Факт. Закончил играть, оторвал себя от ноубука/компьютера, а мыслями ещё там…    
Что делать? Дать время прийти в себя, не приставая с вопросами и делами.

Факт. Игра закончена, а взвинченность остаётся; настроение меняется словно само собой.
Что делать? Переждать (и при этом - не обижаться, не приставать и т.д.)
Сделай паузу!

Факт. Аргументы и доводы не воспринимаются
Что делать? Найти другие, более веские. Объяснять надо так, чтоб захотелось услышать: доходчиво, кратко, с примерами и по-доброму
                *   *   *

            Утром за завтраком, сдвинув в сторону пустые чашечки и блюдца, я выложила на стол свою "Таблицу".
     Мои мужчины вздохнули, переглянулись и принялись изучать новорожденный текст. Обсудили, постановили и тихо посовещавшись, приняли как руководство к действию. (Можно подумать у них был выбор).
     Отныне сын, перед тем, как нырнуть в свой виртуальный мир, выполняет такие правила:
   * предупреди о "погружении" кого-нибудь из членов своей семьи,
   * учти и выполни рекомендацию из правой стороны таблицы,
   * поиграл – уступи следующему

     И всё то лето, и несколько других лет подряд, когда сын спрашивал меня:
     - Мам, можно я поиграю?
     - Да, конечно, -  отвечала я,-  только сначала…
     Мальчик не обижался. Потому что через часок-другой я его спрашивала тоже:
     - Лёнь, а можно мне...
     На что он имел полное право сказать:
     - Да, конечно, только сначала...

      За череду прошедших лет нам так и не удалось напрочь оторвать ребёнка от компьютера. И по сей день по выходным (и не только) из его уже не детской комнаты раздаются и грохот, и вопли, и странные музыкальные дивертисменты.

И я, бывает, распахнув дверь, грозно вопрошаю с порога:
- Да сколько можно, в конце концов! – а он поднимает на меня затуманенный взгляд и сердито сдвигает наушники.

Но нам удалось договориться. И, кажется, тот компромисс,  который мы сумели когда-то найти, помогает мне – успокоиться, ему – не напрягаться сверх меры, нам - с уважением и любовью относиться друг к другу.

Несмотря на мелкие  разногласия и недоразумения, которые, в сущности, вполне приемлемы там, где под одной крышей живут взрослые и дети – люди из двух разных миров.


Рассказ из книги
Заряны и Нины Некрасовых
"Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним потом делать"

Леонид Некрасов, иллюстрации цикла "Виртуальность и реальность"