Ч. 1 Мне бить китов у кромки льдов

Владимир Врубель
После войны в Севастополе появились корабли, полученные в качестве трофеев. Я хорошо помню две белоснежные яхты со сверкающими на солнце надраенными матросами медяшками, которые обычно стояли в Южной бухте.

Одна, побольше, принадлежала гросс-адмиралу Денницу, который командовал военно-морским флотом в фашистской Германии, её назвали «Ангара».  Другая, поменьше – королю Румынии Михаю. На этой красовалась надпись «Риони». Была ещё одна большая парусная яхта, которая, как говорили, тоже принадлежала королю Михаю.

Первые две предназначались для правительства, а парусная – для учебных целей. Она была окрашена шаровой краской, как военные корабли. Посуду с этой яхты раздали офицерам Черноморского флота. Отцу выдали стопки с гербом короля и сколько-то тарелок. Это было, кстати, потому, что в магазинах тогда посуды не было, в ход шли даже пол-литровые банки.

 Все они постепенно разбились, в том числе и не без моего участия. Осталась пара стопок с красивым, выгравированным на тонком стекле гербом, но потом и их благополучно разбили мои друзья, отмечая мой выпуск из училища. Несколько раз видел в бухте и теплоход «Победа», бывший немецкий лайнер «Магдалена».

Последний раз в 1948-м году он пришёл на Морзавод в Южной бухте после пожара. Вид у лайнера был печальный. Белая краска обгорела, стёкол в каютах не было. Говорили, что во время пожара погиб какой-то важный китайский военный. Он застрял в иллюминаторе, пытаясь выбраться из каюты.

Сейчас в интернете можно прочитать об этом пожаре, а тогда, как обычно в подобных случаях, знал весь мир, только у нас расходились слухи. Но самым интересным был приход в Севастополь китобойной флотилии «Слава».

 Мы жили тогда на улице Ленина в доме 42, сейчас на его месте стоит другой дом, старый снесли. Напротив нашей квартиры была большая коммунальная квартира. В одной из комнат жила женщина, которая работала буфетчицей на «Славе».

Она подарила мне зуб кашалота. Когда возвращалась из плавания, то угощала меня заграничным шоколадом. В Севастополе в те годы продавали шоколад двух марок: «Золотой якорь» и «Серебряный якорь» с соответствующей окраской больших якорей на обёртках.

Куда делся зуб, который я держал на столе, не помню. Наверно, туда же, куда и альбом с марками независимого государства Тува, и коллекцией дореволюционных, керенок и белогвардейских бумажных денег.

Эти деньги тогда были у многих мальчишек на территориях, побывавших под оккупацией. Кто-то их хранил, ждал возврата прежней власти. Не дождался. Наверно я всё проиграл в пёрышки или в маялку, были тогда такие азартные игры у пионеров.

В газетах тех лет много писали о капитан-директоре Солянике, у него была шумная слава. Много писали и об успехах советской китобойной флотилии.

Китобойную базу «Слава» построили в Англии в 1929 году для норвежцев. Потом она оказалась у немцев под названием «Викинг». В 1945 году всю китобойную флотилию захватили в Киле англичане. В 1946 году в Ливерпуле её передали Советскому Союзу в счёт репараций. На «Славе» имелось оборудование, которое позволяло переработать кита за тридцать минут в китовый жир, консервированное мясо, печень и костную муку.

Забоем китов занимались маленькие судёнышки, на носу которых были установлены гарпунные пушки. На первые две путины наняли норвежских гарпунёров и ещё кое-каких специалистов. Потом их сменили советские моряки, в основном, с Дальнего Востока.

Очень хорошо помню, как в газетах, вместо «спасибо», иностранцев клеймили позором, что, дескать, не хотели они обучать советских людей, и зарплату требовали большую.

Наши корабли министерства рыбного хозяйства впервые уходили так надолго и далеко от родины, к Антарктиде. Была такая песенка, которую часто можно было слышать по радио и на пластинках: «Одесский порт». Её исполнял Леонид Утёсов. В памяти остались её бесхитростные слова:

«Махнёшь рукой,
Уйдёшь домой.
Выйдешь замуж за Васю-диспетчера.
Мне бить китов
У кромки льдов,
Рыбьим жиром детей обеспечивать! ».

Работа на маленьких судёнышках-китобоях была адская, но китам приходилось ещё хуже. В первый сезон убили всего лишь 386 китов. Но перед пятым сезоном от имени коллектива китобойной флотилии написали письмо Сталину с обещанием добыть не менее 500 тонн китового жира.

Годовой улов достигал уже трёх тысяч убитых животных. Солянику присвоили звание Героя Социалистического труда. В ноябре 1959 года к «Славе» присоединилась крупнейшая в мире китобойная база «Советская Украина», построенная в Советском Союзе.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/12/23/2255