Их глазами и устами...

Валентина Марцафей
 

                Памяти К.И.Чуковского
   
    Есть книга, которую я читаю всю жизнь. Я могу открыть её с любой страницы,
 я знаю её почти наизусть. Каждый вечер я должна пообщаться, как с лучшим другом,
с её автором и с его семьёй. Это книга Л.Пантелеева "Наша Маша. Книга для родителей". Эта книга не появилась бы на свет, если бы друг автора,Корней Иванович Чуковский, не уговорил бы его опубликовать свои записи наблюдений за подрастающей дочкой Машей. Это удивительно откровенная и мудрая книга, которая в свою очередь
воодушевила меня вести подобные записи. 

   А началось всё так. В юности я дружила с одной девочкой, у которой было три сестры, мал-мала-меньше. Младшей, Леночке, было всего четыре года, и без неё мою подругу гулять не отпускали. Мы всегда гуляли втроём. Леночка болтала без умолку,  и  часто говорила очень смешные вещи. Мне в ту пору впервые довелось прочитать книгу К.И.Чуковского  «От 2-х до 5-ти», и я стала записывать Леночкины смешные фразы. Просто так, для себя.
      Потом я стала студенткой филфака и  мечтала о будущей научной работе, связанной с изучением творчества моего любимого писателя А.П.Чехова. У меня уже было собрано немало  книг о нём, я отслеживала в книжных магазинах новинки, и в один из дней   мне посчастливилось купить только вышедшую из печати небольшую книжечку К.И.Чуковского « Памяти Чехова». Я перечитала её несколько раз.
 О своём восторженном впечатлении от этой книги я написала самому
Корнею Ивановичу, а заодно приложила свои записи Леночкиных изречений.
       Каково же было моё удивление и радость, когда я получила из Переделкино неожиданный ответ Корнея Ивановича. « Милая Валя,  писал Корней Иванович, – я был очень рад получить Ваше письмо с добрыми словами о моей книге «Памяти Чехова», тем более, что в печати о ней не было ни слова». И в конце письма – благодарность за присланную детскую страничку, а также совет «продолжать это благородное дело".
   Примерно в это же время в мою жизнь вошла"Наша Маша" Л.Пантелеева и стала
 другом и наставником на всю жизнь. Благодаря этой книге и совету К.И.Чуковского,
я вела наблюдения за своими девочками, эти записи и составили нашу семейную настольную книгу.

  Хочу надеяться, что прочитав эту небольшую, но интересную, и в чём-то немного поучительную книжку, мамы и бабушки последуют моему примеру. Ведь дети вырастают так быстро…Нужно не упустить время, чтоб запечатлеть чудные моменты их детства!    
        Приятного и весёлого  Вам   чтения!


               


                Гл а в а  1    ИННОЧКА
         Мы умудрились дать дочери имя Инга, упустив тот факт, что у этого имени нет ласкательной формы. И потому  с рождения  все чаще зовут её Инночкой, или Иннулей.
         - Инночка, пойдём  гулять, - зовёт её дедушка, хотя на улице пасмурно и накрапывает дождик.
         - Не пойду гулять, сегодня лужный день. Давай лучше порисуем.       Она берёт карандаш, садится  к столу, долго водит карандашом по листику и огорчённо говорит: - Плохой карандаш. Одни кружевы и нитки рисует! 
       
         - А где папа? - вдруг замечает отсутствие папы Инга.
         - Он пошёл в аптеку. У него разболелась голова…
         - Так он же лысый! - удивляется Инга.

         Вчера перед сном вдруг села в кроватке  и  спрашивает:
            - Мама, а у негров родинки есть?
     Недавно так же неожиданно спросила, есть ли пуп у курицы и почему
     его не видно.

            - А какие у тебя волосы? - спрашивает Иннуля.
            - Каштановые - отвечаю я.
            - А у меня ореховые.
       
          Мы с папой вернулись из кинотеатра.
            -А почему меня в кино не взяли? - обижается Инга.
            -Это кино для взрослых, тебе оно было бы неинтересным.
            -Вот и расскажите, что там было неинтересного? - настаивает дочка.

         Зашли как-то с Инночкой  в магазин игрушек и купили детскую стиральную  машинку.
          - Сейчас приедем домой, дадим папе машинку и попросим постирать, -  стараясь быть серьёзной, говорю я дочке.
         Инга вдруг в слёзы:
          - Так он же её поломает!
        Я, вытирая ей глаза и нос, утешаю:
          = Эх, Инга, не сработало у тебя чувство юмора!
          - Да-а, - обиженно тянет Инга, - а вдруг и у него не сработает?

      
        Играет с куклой, и я слышу, что кукла, оказывается, живёт в подвале.  Я говорю:
        -  Зачем  же в подвале? Ведь там темно и сыро.
        - Да, - соглашается Инга, - там темно и полно сыра.

       
         Инночка была в гостях у родственников. Спрашиваю её:
         -  А дедушка Володя с тобой разговаривал?
         - Да, он сказал мне «до свидания».

         Дедушка Вася  отдыхает на диване. Рядом со своей куклой примостилась внучка. Дед  делает  вид, что спит, но ногой всё время подталкивает внучку.
         -  Дедуля, не делай подвиг задней ногой, ты мне мешаешь,  - 
  просит Инночка.

      Спать давно пора, а Инга  никак не может успокоиться, всё вскакивает в кроватке.
        -  Ложись,  -  говорит папа,  -  а то выпорю (шутит).               
        - Откуда ты меня выпорешь?-с радостью и готовностью немедленно «выпороться» из кроватки  вскакивает снова Инга.

          В воскресенье катались на катере. Перед отплытием стоим на палубе. Инга  машет кому-то рукой.
          - Кому ты машешь, Иннуся?
          -А вон моя подружка Катя остаётся на берегу, -  и машет, машет… А на причале стоит  какой-то  рекламный щит с изображением девочки.
      
        Странное впечатление сложилось у Инги о том, чем занимается папа в своём  институте: слышала, как сказал он маме перед уходом, что устроит головомойку своей группе. Пришедшей в гости бабушке она откровенничала: « Студенты у него балуются. Он им всем сегодня будет мыть  головы. Я сама это слышала».

        Инга сочиняет про вымышленную подружку:
        -  Бедная Лена, нет у неё папы, нет у неё мамы…
        -  А где же они? -  участливо спрашивает бабушка.
        -  А они ещё не родились.

        Инга перебирает купленные мамой яблоки: «Какие красивые! Прямо  как  отравленные»
       
        Вечером жаловалась: «У меня болит не зуб, а его подошва»
       
        Мама нарезает лук и вытирает слёзы. Дочка сочувственно:
          -  Бедная мамочка, у тебя такая плачевная работа!
               

               


                Г л а в а    2.       АЛИНОЧКА.

      К сожалению, из-за частых переездов затерялась наша первая тетрадь, та, в которой были запечатлены  семь лет  из детства нашей дочери Инги.  Совместными усилиями мы восстановили по памяти некоторые смешные её выражения. Инга выросла, окончила с медалью школу и университет, стала учительницей,  вышла замуж, и появилась у нас долгожданная  внучка  Алиночка.

     Родилась она под созвездием Льва, и это, как нам кажется, повлияло на её характер, хоть и не очень верилось изначально в астрологические прогнозы. Всегда и во всём она старалась быть первой: бегать быстрее всех, стоять в первой паре, сидеть на первой парте ( а это уж не всегда удавалось, поскольку девочкой она была высокой), и главное, учиться лучше всех. Но то, что она «Лев», мы помнили постоянно. Её стремление во всём быть лидером и ей самой мешало, особенно в детском коллективе, в школе, где не всегда складывались дружеские отношения, так как всегда в классе находились такие же «львы» и «львицы».
    


         В детский сад Алечка пошла в 4 года. Проводив её в первый день, мама была готова к долгим уговорам и слезам, вспоминая, как утопала в слезах она сама в детсадике всё недолгое время пребывания в нём. Но Алечка забыла о маме, как только переступила порог садика.
         Вечером из садика она уходить не захотела. И это благодаря тому, что повезло с воспитательницей, доброжелательной и внимательной к детям.
       Но главное, она нашла себе подружку – спокойную, незлобивую  девочку Катю, готовую во всём подчиняться Алине. Хотя сразу возникла проблема: с Катей хотела  дружить ( и дружила до появления Алины) другая  « львица», Олечка.  С приходом Алины образовался «любовный треугольник», и «львицам» пришлось вести  постоянную борьбу за Катю, которой  нравилось дружить с обеими. Однажды Олечкина мама  встретила  нашу маму и пожаловалась, что Олечка ночью плакала, потому что Аля запрещает ей подходить к Кате.  Вечером  мама устроила Альке допрос с  пристрастием и выяснила ситуацию, где получалось всё наоборот.
     - Пусть Оля уйдёт из нас, -  сурово сказала Аля, глядя в сторону.
       Но со временем страсти улеглись, и с Олей они стали «изредка дружить». Часто, придя со двора, где они гуляли под присмотром одного из дедушек, Алина радостно рассказывала:
     - Мы так веселились и бегали с Олей, как хвост за хвостом! И видели ящерёнка. Ну, ребёнка ящерицы. Он от нас убежал. Потом мы ловили куницу.  Она тоже уползла от нас по стенке (мокрицу, как оказалось). Мы так нагонялись, что нужно чем-то оживиться. Вот дайте мне дульку арбуза, и я буду снова оживлённая!

        - Это ожидается скоро, когда ты придешь?- спрашивает Аля  уходящую маму.
        - Ба, дай мне копеек два-четыре, у меня  ни одной капельки  не осталось.
        - У Яшки 37 градусов температуры!
        - Хороший у тебя  сынок Яшка.               
        - Тем более у него хорошая мама, -  отвечает скромница Алина.
      
        (Несколько слов о Яшке, так как он будет упоминаться не один раз.
     Это  потрёпанная меховая обезьяна в красном комбинезоне, любимая
      игрушка маминого детства. Яшке более тридцати лет, из него не раз
     сыпались уже опилки, но мы латали и берегли его. Потому, что это
        был   подарок от любимого дяди,  и к тому же, у обезьянки  была
        очень симпатичная и весёлая  мордашка.)
 
   
   Слышу, как Аля, играя с куклами и Яшкой, заставляет
 их маршировать и сердито на них покрикивает.
    - А  у меня ножка болит, я не могу идти, – говорю я Яшкиным  голосом.
    -А ну вставай ,- командует Аля, - никакой тут болячей ножки. У всех тут
     болячие ножки! А вы все абсолютно здоровы. А ну марш два, марш  три!
   
    - Кто напугал  куклу Тату, тот будет сидеть дома без зарплаты!
      (Это угроза Яшке)
      
      Сегодня мы купили красивую и очень вкусную рыбку - кефаль.   Алина долго её рассматривает и приговаривает: - А это рыба или селёдка? А глаз этот ей не подходит. А ну, давай свой глаз! Толстая рыба, длинная. А это её крылья? А чего  на рыбе шелуха? А можно я её поглажу? Хороший ротик, маленький.  Только голова  не оторванная…
 ( И ещё много всякого, что не успеваем записать.)

        -  И почему я люблю эти  ножки? -  говорю я, делая ей массаж ступней.
        -  А потому, что ты, вообще, всю меня любишь! ( Это уж точно!).
               
               
         Дала Альке играть наш старый телефон. И теперь она якобы звонит своей подружке Саше. Говорит долго и с новыми нюансами: -  «Родненький, ты чего плачешь? Опять заболела? Я так и знала. Но ничего, родненький! Секундочку…» - бежит, возвращается и опять через слово «родненький» и «минуточку», и опять убегает. Явно копирует чей-то разговор.
               
         -  Я, когда вырасту, подарю тебе всё моё количество золотов.

         Звонит телефон. Аля первая снимает трубку и отвечает на чей - то вопрос:
         -  Папы дома нет, он уехал на приседание.
        ( Слышала, что папа спешил на заседание)

         Смотрит из окна, как во дворе косят траву газонокосилкой.
        -  Мама, смотри , травобрейка работает!

        Алечка решила написать письмо и вместе с рисунком послать родственникам в Киев. Долго сидела у себя в комнате и опять нарисовала какое-то чудище с сисями и в очках. Принесла показать и спрашивает: « Красиво?»  Я смотрю, а сверху написано: Л А Я.                Ура! Алинка сама написала своё первое слово! Пусть не в том порядке, главное, что все нужные буквы собрала вместе!
        Вечером, не особенно веря в успех, мама посадила её рядом с собой и говорит: « Сейчас вспомним твою давнюю подружку…»
         - Сашу?
         - Нет. Вот смотри, что я пишу….Читай.
         -Это ю. Это л. Это я - и вдруг с радостным удивлением - ЮЛЯ!
         Процесс, кажется, пошёл! Отметим: Алиночке -4 с хвостиком.
 
Дорогие мои читатели, всё интересное - впереди.  Читайте, пожалуйста,

Продолжение http://www.proza.ru/2016/01/06/2418