Вишневый сад в Школе Драматического Искусства

Русеже
В Москве много театров, даже слишком, поэтому все посещать невозможно, да и, наверное, не нужно. Наверняка, среди этого списка найдутся те, в которых вы никогда не бывали и ничего от этого не потеряли. Предложение друзей сходить в дотоле неизвестный мне театр «Школа Драматического Искусства» на «Вишневый Сад» было воспринято насторожено. Ну, что же, не все же встречаться по домам, сходим…
Для нетерпеливых сразу скажу, если классика в принципе не вызывает у вас отторжение, то посмотреть этот спектакль стоит. Есть там и спорные трактовки и, отнюдь, не всегда идеальная игра молодых актеров, но, в целом, спектакль дает то, зачем мы и ходим в театр, - смеяться, грустить и привносить в свою жизнь новые мысли, переживания.
Игра ведущего дуэта, Игоря Яцко и Людмилы Дребневой, бесспорно, заслуживает похвалы их актерскому мастерству. Вернее сказать, когда смотришь спектакль думаешь не об актёрском мастерстве, а просто сопереживаешь драме их героев.
А, вот, молодежь, да, и не только молодежь, надо отучать орать на сцене. Почему в Малом или МХАТЕ умеют апеллировать к эмоциям зрителя без надрывного крика? С внятностью речи редко, но тоже возникали проблемы по ходу действия.
Возникали, но не у всех. Игра Федора Леонова в роли Мити была превосходна. Своими монологами он держал публику и блестяще справился с режиссерской идеей. Заметим, трактовка роли Мити не совсем классическая, не авторская. Чехов, выводя Митю на сцену, хотел показать тех молодых людей, что своими благими намерениями должны были бы указать стране путь в «Светлую Обитель», а мы уже видели в Мите активного участника «Хождения по мукам». Поэтому в Митиной студенческой тужурке легко читался комиссарский френч. А от прекраснодушных Митиных монологов вольно или невольно веяло отголосками митингующих площадей 17-го года.
На мой взгляд, не все трактовки режиссера вписались в спектакль. Если зритель не может воспринимать классику в целом, не стоит пытаться завлечь его в театр парой-другой эротических сцен. Не стоит оно того.  Поэтому игра Алисы Рыжовой в роли Дуняши сама по себе похвальна, но, в общем течении звучала диссонансом. 
С другой стороны, сценка с распитием шампанского Лопахиным (О. Малахов), заставил всех принудительно вспомнить, что «Вишневый Сад» не зря была названа Чеховым комедией.
Да, это – комедия, человеческая комедия. Несмотря на горе в словах и лицах, это -комедия смены поколений. Старшее поколение покидает сцену, заламывая руки и проливая потоки слез над уже никому ненужным хламом, кажущимся им вечной ценностью. Новое поколение в лице Лопахина и Мити, каждый по-своему, провозглашает свои ценности, которые, безусловно, тоже вечные. Они другими и быть не могут, иначе, им, молодым не стоило бы и рождаться.
О, закон отрицания отрицания – как ты болезненно проявляешь себя в людском сообществе!
Трагедия порубки сада, выращенного несколькими поколениями (крепостных), разве она не сравнима для многих наших современников с грядущим выносом Тела из Мавзолея! Римляне тоже в Колизее плакали, когда им запретили смотреть гладиаторские бои. Им казалось, рушатся основы Римской Империи. Казалось, и не зря.
Увы, но надо освобождать место под новые проекты…
Люди страдают не сколько от того, что рушится нечто уникально-вечное и прекрасное, а столько от того, что это- знак, им уже пора уходить.
Осень – для одних, и весна- для других…  На месте Вишневого сада один, правда, видел коттеджи для среднего класса, другой – благостно марширующие в вишневую тайгу колонны тружеников и мыслителей, но мы то знаем, чем все на самом деле кончилось…
13.12.2015