Рабочая юность

Владимир Островитянин
  Предыдущий материал - http://www.proza.ru/2015/04/27/1152               

 Рабочая юность

.

     И вот в апреле 1964 года  я стал рабочим саранского экскаваторного завода. Почему экскаваторного? А там уже работали двое моих бывших одноклассников, что пошли туда сразу после окончания 8-го класса. Один был токарем, а другой слесарем-лекальщиком.  Определили меня в цех №1 учеником к опытному специалисту. Этакий  мрачноватый мужик посмотрел на мою синюю беретку и изрек - Не люблю стиляг. Они с меня зимой шапку сняли. Ладно. Стой тут рядом и смотри.
    Вот так я стоял и смотрел. В первый же день восхитился красивой сизой и длинной стружкой из под резца, и схватил ее горячую голой ладонью . Эффект был великолепен.   А потом  убирал станок от стружки, протирал от эмульсии и масла. Чуть позже он доверил мне черновую обдирку резцов. А вот к станку, практически, не подпускал. Все токаря работали тогда «с выработки» и траты времени попусту, если хотели заработать, не допускали.
    За мной он особо не следил, а потому я имел возможность наблюдать за всеми стадиями производства. Сначала в своем цехе – фрезеровка, сверловка, строгальные станки, шлифовальные, механические ножницы. Кстати, в то время станочный парк завода имел  немало немецких трофейных изделий. Даже помню  названия  отлитые немецкими буквами на их станинах  – «Шайер», «Магдебург».
    А в других цехах – литье, сварка, сборка узлов и как финал конвейер, с которого сходили готовые экскаваторы на базе трактора «Беларусь». И, конечно,  мне было приятно, что в этих изделиях есть  и совсем малая, но толика и моего труда.
    Как-то сразу с моими новыми знакомыми по цеху я набирался жизненного опыта в том числе и в курилках. Мужики балакали всякое.  Один как-то рассказал, что по оргнабору переехал с семьей на Западную Украину. В полупустом хуторе заселили их в дом. Дали инвентарь и какую-то скотину для развода. А однажды ночью из недалекого леса пришли угрюмые дядьки.  Постучали в калитку и спросили – Хозяин! Дай воды напиться?
   Сообразил я и ответил – А не хозяин я. Хозяин где-нить в далеких краях мается если еще жив!
    Усмехнулись. – Это ты правильно ответил. Если бы по другому, то…
    В общем скоренько мы собрались. Бросили все и сюда вернулись.
    А после снятия Хрущева с должности  во всех заводских курилках громко декламировали:
  -Товарищ, верь! Придет она!
    На водку старая цена!
    И на закуску будет скидка;
    Ушел с поста Хрущев Никитка!
    И еще запомнился мне в цехе грузчик-стропальщик Боря. Здоровенный до невозможности.  Тяжеленные металлические отливки он без всякого крана руками с тележки сгружал у станков. В душевой на него страшно было смотреть. Огромный,  с покатыми плечами, заросший густым волосом спереди и сзади как обезьяна-горилла. В дни получки у кассы, если давали ему зарплату крупными бумажками ругался – мало? И ему ее выдавали рублями. Т.е. счета он не знал и удовлетворялся количеству на глаз.
        Жили мы тогда уже на улице Пролетарской 110. Это сразу за новым Универмагом в заводскую сторону. Двор наш был огромный – на четыре дома. Много сверстников с различными уровнями воспитания и образования. Были, конечно, и «блатари» в старшей компании. Они потихоньку приобщали молодняк к своей субкультуре. Помню двоих по прозвищам-кличкам Пырла и Буратино. Тогда за детской больницей на улице Полежаева был старый фруктовый сад. Там стоял шалаш-сторожка и они здесь подальше от глаз взрослых приобщали нас к картежной науке. Конечно  не в «дурачка», а в «очко» и «три листика» (свару). Там я постигал, что в картах при игре на деньги есть свои правила и жаргон, установленные в блатном, мире. Например, независимо от возраста и занимаемого положения к партнеру во время игры обращаются только на «Вы». Типа – Вы больше не берете?.
     Количество очков при объявлении набора называются обязательно жаргонно. 15 – «пипки-влипки»,16 – «шиши не дыши», 17 – «семки», 18 – «васьки», 19 – «девки», 20 – «банкирское очко». Две десятки – «две доски», два туза – «Москва», перебор в 22 –«очко с молочком» и т.д.
    Все участники игры строго следили за соблюдением правил сдачи карт банкующим – перемешивание, снятие, подрезка, очередность сдачи (сверху или снизу). И если кто-то замечал нарушение правил , то не мешкая громко объявлял: «Ваш банк!!!» Забирал оттуда все деньги и право банковать от этого неудачника переходило к нему.
    Как-то удалось мне выиграть вполне приличную сумму. На радостях я пошел в соседний универмаг и купил там портсигар, зажигалку и что-то еще подобное. А когда пришел вновь в картежную компанию «учителя» мне в присутствии остальных недовольно выговорили, что сразу выигрыш тратить нельзя. Надо придти с ним и дать возможность товарищам отыграться.
   Но я как-то быстро от той компании отошел. А вот двоих наших те «старшаки» научили, как подломить продуктовый магазинчик. Они попались и получили реальные сроки.
      А до работы мне было совсем рядом.   Было очень хорошо по утрам идти в пешей массе рабочих своим человеком. Заходить через проходную на территорию завода, где тебя встречали бодрые песни из репродукторов. Через положенные три месяца я стал работать самостоятельно, но токарем пробыл недолго. С подачи моих новых заводских товарищей перешел  в сборочный цех слесарем-комплектовщиком.  Прошло немного времени,  и я смог в кредит оформить покупку мотоцикла. Конечно, самого простого и дешевого – это был мотороллер «Вятка», но это была реализация мечты любого мальчишки того времени. Счастлив я был невероятно. На городской окраине у леса за телецентром был дом моей бабушки, где и ставил я своего друга.
         А наша компания одноклассников, что была еще с 4-й школы, не распалась, а еще более сплотилась. Мы стали взрослее, самостоятельнее. В совместных поездках и походах осваивали новые территории. Ездили на рыбалку на Мокшу и Суру в летнее время и на многодневные охоты в пойму Алатыря.
   . Как-то мы смогли оформить отпуска одновременно и отправились в длительный поход  в Сабаево на озеро Инерка. Сура протекала рядом. В те времена, да и сейчас, наверное, это было одним из самых популярных мест отдыха. Там было несколько пионерских лагерей и турбазы саранских заводов. А те, у кого не было там своей базы, приезжали на автобусах, а чаще всего на бортовых грузовиках цеховыми коллективами на выходные. Палили огромные костры на берегу, орали песни нетрезвыми голосами и затихали только на рассвете. Вот в те места мы и направились своей дружной компанией. Палатка, бредень, котелок, чайник и минимум продуктов. Переправлялись на другой берег Суры подальше от основной массы отдыхающих, ставили палатку и полностью отдавались вольной жизни на природе.
    В то время на Суре и в ее старицах рыбы было много и мы ее на еду ловили,  сколько  хотели. Но вот в остальном… Через пару-тройку дней наши продуктовые запасы подходили к концу, но выход мы нашли. Каждый день по очереди кто-то отправлялся по кухням пионер лагерей«агентом по снабжению». Там он должен был изобразить жалобную «козью морду» и  выпросить пяток картофелин, луковичку, несколько горбушек хлебца и горсточку соли. А если подвернется случай, то и слямзить чего-нибудь. Вот так и жили. А после уезда заводских автотуристов вообще оставалось много ими неиспользованных продуктов. Там были и хлеб, и консервы недоеденные в открытых банках, картофель и лук, макароны и крупа, да много еще чего  другого. Главное надо было не пропустить момент их уезда и прибрать оставленное, пока местные собаки это не растаскали.
       А как-то  на заводе я познакомился с молодым парнем, что жил на окраине города. Сдружились с ним на предмет рыбалки. Жил он в районе Республиканской улицы. Там где дома частного сектора вплотную подходили к железной дороге, а за ней сразу была наша речка Инсар. И навестил я его однажды во время весеннего половодья. На реке был ледоход. Люди из ближайших домов с  железнодорожной насыпи любовались этим великолепным зрелищем. Мужики по освободившимся ото льда закраинам рыбачили наметками. Это такой сачок на длинном шесте с Т-образной перекладиной.  У моего товарища там рыбачил кто-то из знакомых и мне разрешили черпануть несколько раз. Это было нечто! Я загорелся этой рыбалкой сразу. И задался целью заиметь такую же снасть. А мой товарищ показал, как это вязать самому, подарил челнок для вязки, немного ниток и вместе со мной сделал для примера задел для вязки сачка. Вот, видимо, с того времени я и увлекся ловлей сетными снастями.
       И, конечно, во времена ранней юности мы жили не только охотой и рыбалкой. Первый магнитофон был, конечно, у Олега Смирнова. В его квартире мы проводили почти все свободное время. Там состоялись наши первые знакомства с современной музыкой. Рок-н-роллы на пленке огромного ящика-магнитофона. Она частенько рвалась и ее нужно было клеить уксусной эссенцией. Потом появились  надолго в нашей жизни Битлы. Так же мы отчаянно болели за наших хоккеистов на чемпионатах мира и олимпиаде. А в 1966 году не отходили от телевизора во время матчей чемпионата мира по футболу в Англии. Все мы жили неподалеку от центрального стадиона, а потому зимой массовое катание под музыку на освещенном катке было для нас весьма привлекательным занятием. Потом пришло время и танцам в парке. Поначалу мы были там робкими статистами, но  очень быстро завели знакомства с ребятами из оркестра. Помню Игоря Попова. Это был наш сверстник. Его старший брат Владимир играл на саксофоне, а Игорь на трубе. Помню в этом же оркестре братьев Авербухов. Их отец был известный актер городского театра, а они пошли по музыкальной стезе. На танцах они, в сущности, подрабатывали, а постоянно трудились в театральном оркестре.
    С нравственностью тогда было строго,  и комсомольские дружины добросовестно следили за порядком. Но мы искали любую возможность «твистануть». У меня, в частности, была постоянная партнерша. У нее была и кличка соответствующая «Тонька-хвист». Как только внимание дружинников ослабевало, а это бывало где-то под конец вечера, мы договаривались с оркестром и они лабали для нас твиста. Болельщики отыскивали в толпе Тоньку, подводили ко мне и мы в кругу восхищенных зрителей отрывались с ней по полной программе. В общем, тогда было таких 2-3 пары «профессионалов». Почти всегда появлялся комсомольский патруль и нас  принудительно выводили с танц площадки. Шли мы как истинные герои под взглядами поражённых зрителей.
   Ну и, конечно, потихоньку  к винцу привыкали – мы же как-никак зарабатывали что-то. В основном на квартире у Олега – он после гибели родителей жил один, а соседка напротив была его опекуншей,  но иногда делали походы в ресторан. Он тогда был в городе один – Центральный, что находился на первом этаже здания одноименной гостиницы. И вот даже по прошествии времени помню наши заказы: - Печеночный паштет, пельмени в бульоне и бифштекс с яйцом. На четверых бутылка водки. Пивом это дело не мешали, но уходили почти в дрыбодан. Вот такие тогда у нас были еще нетренированные на алкоголь организмы. Даже помню, что мы четверо  укладывались в червонец. А в середине 60-х это были серьезные деньги – наши зарплаты были в пределах 70-80 рублей в месяц.
       Обучение я продолжал в вечерней. Это была школа №16 на углу Ботевградской и Полежаева. В 1966 году, в связи с какими-то реформами в среднем образовании, произошло два выпуска одновременно – 10-е и 11-е классы. Т.е. проблема поступления в ВУЗ, а это в нашей семье с повестки дня не снималось, усложнялась вдвое. Потому я и перешел на опытный завод электротехнического НИИ на должность электромонтажника. Это, скажем так, на случай неудачи с поступлением в ВУЗ была бы уже более чистая и совершенная рабочая специальность. На экскаваторном заводе тяжелый молоток и гайковерт. Ты постоянно облит маслом из гидросистемы изделий, а тут чистый халат, паяльник и электронные схемы на приборных платах
    . Опытное производство находилось на территории завода «Электровыпрямитель». Я очень быстро и хорошо вошел в новый коллектив, освоил азы специальности, и будущее виделось мне вполне комфортно. В то же время я занимался с репетиторами – мамиными знакомыми, которые натаскивали меня по профильным предметам. Поступать я готовился на химико-биологический факультет, а потому с их помощью штудировал химию. В общем, плохо ли хорошо, но я, как говорится не без «Божьей помощи» и своих двух лет рабочего стажа, поступил на дневное отделение химико-биологического факультета Мордовского государственного университета. И после этого началась моя НОВАЯ ЖИЗНЬ!      
       
          


 На фото - я рабочий человек. Мне 16 лет.

   Продолжение - http://www.proza.ru/2015/06/24/1935