Тяжелый Дар Ордем Гали

Татьяна Дорофеева-Миро
Начала читать, и ругала себя за то, что взяла в руки книгу.
"Тяжёлая книга!",- думала, и читала. Наверное, слегка раздражалась от чтения, но посмотрев год издания - 2015-ый, решила дочитать. Чтобы быть "в курсе", чтобы знать новинки Чувашского книжного издательства, чтобы было что обсудить с теми, кто книгу читал.

Книга - размышление. Причём - размышления через личное автора- о всеобщем.
В самом начале чтения казалось, что автор писал книгу  в состоянии депрессии.
Отчасти, наверное, так и есть: много "хлебнула" Ордем Гали в своей жизни!

Книга - печалька. Книга- поучение: думайте, что говорите, делаете; следите за собой, радуйтесь жизни, берите все лучшее от неё, не копите богатств материальных.
Не убедительно. Потому что грустно читать о изломленной судьбе женщины.
Книга - откровение. Очень много "пикантных" подробностей из личной жизни...

Автор достоин если не уважения, то - восхищения, точно: выстояла, несмотря ни на что. Но...

Жизнь - есть жизнь, даже если это - смерть. Люди уходят. Уходят близкие, любимые... Не только у автора. У всех. Все кого-то теряют, кого-то находят.
Это - жизнь. Которая не стоит на месте, мир движется по своим законам,  не дрогнув, даже  от ухода наших близких.

В первый раз это осознание пришло, когда ушла бабушка.
Я плакала. Я единственная из всех, присутствующих на похоронах.
"Что ты ревёшь? - Она же старая, много(87,5 лет) прожила!",- говорили мне.
А я любила бабушку. И она меня.
"Таня, доченьку мою! Щасти есть! Щасти будет!"- часто говорила мне бабушка, рассказывая о своей трудной судьбе: вышла замуж, через неделю началась война, муж ушел на фронт, пропал, ждала его, любила, не дождалась, вышла второй раз замуж, похоронила семнадцатилетнюю дочь, потом мужа, всю жизнь страдала от непонимания близких...

Через год ушел папа. Внезапно. В субботу мы были у него, срезали капусту, пообещав приехать в среду солить её, уехали.
Он уговаривал маму остаться на выходные, мол, скучно, тоскливо, "даже поругаться не с кем".
Мы сели в машину, посигналили. Он стоял у ворот, подняв руку, в знак прощания...
В среду в обед мы нашли его окоченелое тело...

Мир качнулся, я почувствовала, что почва из-под ног ушла.
"Умер от тоски, совсем, как Чудище из "Аленького цветочка",- думаю я сейчас.
А тогда...
Тогда я чувствовала, что вместе с горечью утраты я чувствую невыносимую обиду на мир, что  миру все равно, кто умирает, кто рождается.

"Когда умирает кто-то,
Солнце не перестает светить.
 Когда теряешь кого-то,
День не перестает быть.
День остается днём же,
Ночью звездам на небе светить", - пишет Ордем Гали в книге.

Я писала:

Уходят люди… Все остается:
И ветер злой,и дождь в  окно,
И мир,как будто,черно-белый,
Да так и есть,наверное,оно.

Уходят люди.Мы остаемся.
Как прежде были.так теперь…
Друг с другом снова расстаемся,
Пусть тяжело,ты верь-не верь.

И вновь:ромашки под окном,
И тучи в небе как кольцом…
А для тебя тут новый дом.
Навек простившись,плачут люди.

Уходят люди.Ты остаешься…

Мама  стала вдовой. Скрывает, но это видно, что ей тоже невыносимо горько.
Ведь ЗА этой смертью - совместная жизнь длинною в  тридцать восемь лет: стройка дома,  рождение двоих дочерей, события, обиды, разочарования, радости, праздники, работа, мечты, мечты...
Всё предопределено заранее, говорит в книге Ордем Гали.

Книга - уверение. Что есть ангел-хранитель, что всё, что происходит - предначертано, что в жизнь посылает нам предупреждения-знаки.
Наверное. Я не могу этого знать наверняка.
Бывают совпадения, а значит, могут быть и знаки, которых мы,- увы! -не видим. Су-е-тим-ся. Торопимся. Не замечаем очевидного.
Очевидное-  что жизнь-то одна!
Любить бы! А мы требуем - любви, внимания. "Загоняем в рамки" саму любовь, поведение, и даже... жизнь.
Об этом  в книге.
Об этом мы все знаем, понимаем это.
Книга - попытка обратить внимание, напомнить еще раз: остановись! Посмотри вокруг. Как ты живёшь? Что несёшь в мир?

Понравилась ли книга?- Не могу сказать.
В ней - всё правильно. Как должно быть. Все размышления верны.
Хочется верить, что и сама Ордем Гали - такая же...
Я её не встречала. Не могу сказать, какая. Понимаю, что в людях есть и черное, и белое:


Не делите меня на такую-сякую.
Не ищите во мне минус-плюс.
Не делите вслепую, впустую иную!
Я на разности  не поделюсь!

Не ищите ромашки-цветочки-колючки.
Не делите на холод- тепло.
Не делите на бусинки и закорючки,
По себе не судите всего!

Я - и ветер холодный  с полей в окна дома.
Я - и ласковый шелк лепестков.
Я с несчастьем и радостью  близко знакома!
Ложь страшнее. Нет хуже оков!

Не делите меня, не бичуйте напрасно.
Не навешивайте ярлыки!
Ведь у вас тоже  есть  в шифоньерах и  маски,
И поэзия,   черновики.

Это моё. Это я написала буквально несколько дней назад.
О том же пишет Ордем Гали: люди в своей сущности содержат как положительное, так и отрицательное. Всё зависит от точки зрения на данность, и от... самого "смотрящего" на человеческие качества другого.

Трудная книга.
Остаюсь при первоначальном мнении: очень трудная книга, несмотря на то, что написана короткими, простыми и понятными предложениями.
Суть сложна.
Всё мы понимаем, всё знаем, а живём -  как живём. Не то, чтобы не правильно. Стереотипно. "В рамках".
В масках:
И жизнь нам стала, как игра,
Ведь каждый день мы в масках.
                Ордем Гали. В масках

Книга - руководство к действию.  Читаешь - и ощущаешь правдивость повествования, без приукрашивания. Честная книга.
Нет ощущения лживости, недосказанности. Может, потому что много "пикантностей"?
По крайне мере, сравнивая с подобного рода книгой большущего чиновника, осознала, что у него книга  получилась слащавой настолько, что автор  получился идеальным  до тошноты, до отвращения, будто и не человек – божество.  Начав читать ту книгу,  так и забросила.

Книгу "Дар" Ордем Гали прочла  за вечер. Не легла спать, пока не закрыла последнюю страницу.
 Но спала плохо.
Снилась высохшая, подгнившая рассада баклажанов и перекопка грядок...
Знак?..
"Знак!" - утверждает в книге   Ордем Гали.

Не  в восторге от книги. Нет. Но это не значит, что она плохая. Ровно, как не значит, что не может быть хорошей.
В любом случае, книга прочитана, и она, скорее всего, как знак - появилась в моей жизни не случайно.

Тяжелая книга.
Впрочем, кому как, наверное.
Читайте сами.