Шахматная Шкатулка. Шахматные жесты

Алексей Ратушный
Одна из практически не освещаемых тем  в  популярной шахматной литературе.
Между тем в психологической борьбе за столом эта тема имеет первостепенное значение.
Общее правило запрещает разговоры партнёров между собой во время партии.
Можно однократно предложить ничью и можно произнести «Сдаюсь!»
Даже ранее обязательные: «Шах!» и «Гардэ» отменены!
Но оказалось, что имеется сумасшедший арсенал жестов, которые могут:
- Выводить партнёра из себя
- Сбивать партнёра с толку
- Мешать партнёру сосредоточиться.
Начнём по порядку поступления.
Ход фигурой выполняется одной рукой.
Можно просто зажать верхушку фигуры большим и указательным пальцами одной руки и перенести фигуру из пункта А в пункт Б.
А можно сделать то же самое как-нибудь вычурно.
Например «художественно» выгибая кисть и совершая фигурой полуобороты в о время перенесения затем медленно и «красиво» установить её на избранное поле.
Затем вновь вычурно медленно и плавно мягко переключить часы.
Я играл с одним таким «специалистом» и он просто выводил меня из себя.
Впрочем я понял, что лучшее возражение здесь – разнести его позицию вдребезги, переиграть его по всем пунктам, что я и сотворил. Когда мы подошли к турнирной таблице, я попросил у судьи его авторучку и имитируя вычурность движений проигравшего партнёра вкатал ему красивый, художественный ноль.
По некоторым источникам рука человека способна принимать 200 различных положений.
Не знаю, что имели авторы ввиду, но бросая доски на торцовке я уверенно различал значительно большее число позиций. По крайней мере разнообразие приёмов перемещения фигур на доске фантастически велико.
Например один великий шахматист казалось бы «ввинчивает» свои фигуры в доску.
Огромное значение имеет момент поднесения руки к выбранной для хода фигуре.
Это может быть пронесение руки над доской или выпрыгивание кисти из под стола в последний момент…
 Мы плавно переходим ко второму пункту нашего вступительного беглого, ни в коем случае не претендующего на полноту, обзора.
Партнёр считает варианты.
Когда времени дефицит, особенно в острейшем цейтноте, поднесение руки то к одной фигуре, то к другой – естественно без касания! – это фирменный приём, нацеленный на дезориентацию партнёра.
Здесь важен и поворот головы, и взгляд «не в тот угол доски».
Есть, наконец, совершенно неэтичный приём «случайного» сбивания своей фигуры, не имеющей права хода, или фигуры партнёра – например короля!- которую нельзя брать.
У некоторых шахматистов большой популярностью пользуется предварительная запись своего хода, что вынуждает партнера считать варианты так, словно записанный ход уже сделан.
Есть еще дополнительная игра: ход записывается, а затем демонстративно запись прикрывается самой ручкой, использованной для записи. Далее ручка вновь берется в руки, ход жирно вычеркивается и записывается другой ход…
Но не будем долго о печальном и перейдём к третьему пункту,
Иногда жес или поза связаны с ситуацией возникшей на доске.
Мастер К. рассказывал интересный случай, когда в серьёзном турнире у него м мастером В. Возникла ситуация, при которой одна пешка слегка наехала на другую пешку.
Беззвучно К. показал жестом своему партнеру, что предыдущий ход был сделан им не аккуратно, и что такое наклоненное состояние пешки его раздражает.
Когда В. Взялся за свою пешку, дабы её поправить, К. стремительно сделал ход, атакующий ферзя партнёра, перевёл часы и воскликнул: «Взялся-ходи!» и подозвал судью.
Его партнер так и застыл от удивления с пешкой в руке.
Имеется огромное число жестов, при которых перед глазами партнера происходят различные перемещения тела за доской – достается носовой платок, тщательно протираются окуляры очков, поправляется шевелюра, роются в карманах, наклоняются и перевязывают шнурки на ботинках, делают вид, что читают эсмэски, очень неуклюже встают из-за стола перед прогулкой по залу, крайне неуклюже вновь садятся за стол…
Приёмов и приёмчиков-  море!
Отдельная тема – произведение взятия фигуры.
Своим деткам я показываю несколько приемов, когда в тот момент, как указательный и большой пальцы одной руки несут и ставят свою фигуру на поле, занятое фигурой партнера,  мизинец и безымянный ловко подхватывают срубаемую, то бишь – взятую!- фигуру партнёра.
И вновь – способов взятия – достаточно много!
Наконец, отдельный вид жеста – поправление фигур и сметание песчинок с доски указательным пальцем с последующим «обдувом» доски губами, сложенными в трубочку.
Во время партии партнеры смотрят на друга редко, и каждый раз такой взгляд – небольшой, но предельно выразительный спектакль.
Гамма «взглядов» необычайно широка. Тут вам и взгляд исподлобья, и пронзительный взор широко раскрытых глаз, и презрительный взгляд, и взгляд уничтожающий, и невинный взгляд нашкодившего подростка…
Надеюсь я смог дать вам некоторое первичное представление об этой теме.