Новая формула свободы

Бегущий Поворот
(Статья не является оконченной, требует серьезных доработок, поэтому я остро нуждаюсь в критических замечаниях, особенно негативных)

Хочу предложить миру новую формулу  свободы, веря, что это может прибавить всем нам счастья.
Свобода – это способность мыслить любой объект как свободу и как несвободу одновременно.
Это определение нуждается в некотором комментарии. Я попробую его привести. Мне по долгу своей службы пришлось брать интервью у нескольких десятков хороших танцоров. Разные виды танцев: и балет, и бальные танцы, акробатика,  хастл, фламенко, модерн, воздушная гимнастика. Я спрашивала, что для них танец. Итог один. Танец для них – это свобода. Приведу некоторые примеры.

«Танец – спасение от серой повседневности. В нем все не так, необычно,  ярко»

«Для меня танец – это моя жизнь.  Я живу танцем»

«В танце я могу быть сама собой. Только здесь я действительно могу показать свои эмоции.»

«В танце я могу быть кем угодно или даже чем угодно.»

Общий знаменатель всех высказываний – свобода. Для кого-то это свобода от себя, для кого-то свобода в том чтобы как раз быть собой. Для кого-то танец – уход от жизни, то есть свобода от повседневной жизни. Для кого-то танец – это приход к жизни, то есть жизнь.


Потом я спросила о том, что такое танец у людей которые не любят танцевать. Вот какие ответы мне встретились.

«Это последовательность строго заученных и тысячу раз повторенных движений.»

«Это прелюдия, социально допустимое символическое, иногда изящное переживание интимной связи. Но что бы люди при этом ни говорили, танец – форма брачного ритуала»

Иными словами для людей, которые не любят танцевать не мыслят о танце как о свободе. Наоборот. Танец для них – это несвобода, последовательность операций, инстинктивная форма.

Как танцор замечу, что ни одно высказывание не претендует на абсолютность, как и не лишено смысла. В танце бывают импровизации, но они тоже строятся по определенным канонам. В танце используются заученные движения, в танце можно выражать себя или кого-то другого (что-то другое). Итак, танец можно мыслить и как свободу и как несвободу.
Потом я поняла одну закономерность. Если люди мыслят какое-либо действие (или объект) как свободу, они счастливы. Но стоит им только перестать ощущать эту свободу, как радость от действия пропадает. Так в «Чайке» знаменитый писатель Тригорин жалуется на свою жизнь.

«День и ночь одолевает меня одна неотвязная мысль: я должен писать, я должен писать, я должен... Едва кончил повесть, как уже почему-то должен писать другую, потом третью, после третьей четвертую... Пишу непрерывно, как на перекладных, и иначе не могу. Что же тут прекрасного и светлого, я вас спрашиваю? О, что за дикая жизнь! Вот я с вами, я волнуюсь, а между тем каждое мгновение помню, что меня ждет неоконченная повесть. Вижу вот облако, похожее на рояль. Думаю: надо будет упомянуть где-нибудь в рассказе, что плыло облако, похожее на рояль. Пахнет гелиотропом. Скорее мотаю на ус: приторный запах, вдовий цвет, упомянуть при описании летнего вечера.»

По сути Тригорин тут говорит о том, что он несчастлив, потому тчо несвободен в своем желании писать.

Мое предложение состоит в том чтобы мыслить о любом объекте или событии не взаимоисключающе (это моя свобода или это моя несвобода), но диалектично (моя свобода здесь в том-то, моя несвобода здесь в том-то). Думаю что все можно мыслить таким образом.

Например, бессонная ночь молодого родителя. Ребенок кричит – нельзя уснуть. Нужно носить на ручках-кормить-проверять температуру. Несвобода состоит в том, что спать нельзя. Свобода состоит в том, что «демоны сна побеждены». Ночь будет свободной ото сна.


Когда я рассказала об этой своей мысле другу-философу, Александру Евдокимову, он ответил
-Это замечательно, но тут тоже есть своя несвобода. Здесь нет свободы не мыслить.

Я сначала расстроилась, потом подумала, что надо добавить еще одно слово в определение свободы.

«Свобода – это способность мыслить о чем-либо как о свободе и несвободе одновременно, а также возможность не мыслить вовсе.»

Вот только пока с одновременностью непонятно что делать.