Про кино

Виктор Кон
В советское время почти каждый знал знаменитую фразу Ленина "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". В википедии написано, что эту фразу Ленин сказал в беседе с Луначарским в феврале 1922 года, потом она попала в книгу, в журнал, и в конце концов оказалась в полном собрании сочинений. Но никто не читал ничего такого, а фразу превратили в цитату для плаката.

Можно спорить о том -- является ли кино вообще искусством. Я все-таки думаю, что является, потому что кино -- это продолжение театра. Особенно старое кино, которое записывалось на пленку. Первое кино было очень несовершенным, даже немым, и в то же время оно даже больше, чем теперь, являлось искусством. Потом кино разделилось на игровое и документальное, а к документальному кино добавилось простое видео, которое сегодня каждый может записать на своем смартфоне.

Я всю жизнь любил смотреть кино. При этом я так хорошо запоминал кинофильмы, что все смотрел только один раз. Смотреть повторно было уже не интересно, я все помнил. Мое детство проходило в 50-е годы, а юность -- в 60-е годы прошлого века, и в то время кино можно было смотреть только в кинотеатре. Как правило, мы смотрели все фильмы подряд, которые показывали в ближайшем к дому кинотеатре, а там репертуар сменялся каждую неделю.

Кинофильмов было мало, и все они казались шедеврами. По телевизору в эти годы очень часто крутили и старые фильмы, такие как "Волга-волга", "Кубанские казаки" и им подобные. Советские фильмы почти все были на  производственную тематику, либо про войну и шпионов, то есть про общество. Фильмы про любовь или частную жизнь были большой редкостью и воспринимались как инородные. Да и сделаны они были с очень большими оговорками. Ведь была очень сильная идеологическая цензура, которая полностью запрещала даже намеки на секс, а без него про любовь много не скажешь.

На этом фоне зарубежные фильмы вызывали повышенный интерес, так как там показывали совсем другое и про совсем другую жизнь. Но в кинотеатрах зарубежные фильмы тоже очень тщательно фильтровались. Запомнилась большая серия фильмов про фантомаса с Луи де Фюнесом, были музыкальные фильмы типа "Серенада солнечной долины". В те времена кинотеатры были забиты битком и каждый фильм принимался с большим интересом.

Из советской классики наиболее запомнились фильмы Гайдая и молодого Рязанова. Так "Карнавальную ночь" я смотрел еще школьником, фильм "Пес, барбос и необычный кросс" просто шокировал своей новизной динамики сюжета. Было очень смешно, так как наш опыт кинозрителя был крайне низким. В то время кино реально было наиболее массовым искусством, а кинофильмы обсуждались повсюду.

В 1981 году я впервые попал за границу, в Будапешт, и все свободное время провел в кинотеатрах, просматривая все то, что в СССР не показывали, например, фильмы Пазолини, Звездные войны и так далее. Часть времени приходилось проводить в магазинах выбирая что купить на те небольшие деньги, которые нам дали, такое, чего у нас не было.

Но время шло и технический прогресс давал все больше возможностей. Появились видеомагнитофоны, а с ними возможность смотреть кино дома, и даже выбирать репертуар. Впрочем поначалу видеомагнитофоны были очень большой редкостью, и даже появились мини-кинотеатры для просмотра фильмов на телевизоре с видеомагнитофоном. Они отличались от больших кинотеатров тем, что там был другой репертуар, много западных фильмов, включая мультики про Мики-мауса, Тома и джери, которых мы не видели раньше, а также эротические фильмы типа "Эмануэль".

Я купил видеомагнитофон в конце 80-х годов, уже во время перестройки. У сына школьника был знакомый, старший брат которого как раз работал в описанном мной мини-кинотеатре, и через него сын приносил домой на несколько дней видеокассеты с самыми разными западными фильмами, в том числе и про частную жизнь, а также разные кинокомедии про студентов и вообще молодых людей с первым опытом секса и отношений.

В СССР такие фильмы не ставились в принципе да и в жизни все было по другому. Из таких фильмов на ум приходит серия фильмов "Полицейская академия", "Американский пирог" и им подобные. Просмотрев эти фильмы я достаточно хорошо изучил стиль западной жизни, дома, улицы и так далее. Поэтому мой первый визит в западную Европу, а точнее в Мюнхен, в 1990 году прошел без шока и неожиданности. Ничего особенно нового для себя я там не увидел. Разве что в магазинах за мелкие деньги можно было купить то, что в СССР стоило очень дорого, потому, что этого не было.

В частности там я купил уже японский видеомагнитофон, а советский видеомагнитофон, который был до этого, я продал за 4000 рублей и все эти деньги потратил на любые товары, которые еще продавались, поскольку полки магазинов стремительно пустели. Я даже купил 10 пионерских галстуков на всякий случай, много сувениров и тряпок. И все потом пригодилось. А другие 8000 рублей, что остались на сберкнижке, сгорели в 1992 году в результате инфляции. Через много лет я получил за них небольшую компенсацию, но в то время она мне уже была не нужна, денег хватало и так.
       
Надо сказать, что уже и тогда кино можно было смотреть часто и его было много. Но все таки не все фильмы. Следующий этап для меня наступил тогда, когда я купил себе новый компьютер с DVD дисководом. Это случилось летом 2005 года. А до этого у меня были казенные ноутбуки с CD дисководом, на которых кино не помещалось. В те годы развилась новая торговля -- на каждом углу продавались DVD диски с записанными на них подборками фильмов. Диски были левые, копировались частным образом и потому стоили недорого.

Власти на все это смотрели сквозь пальцы и никто тогда с пиратским копированием фильмов не боролся. Я купил себе очень много DVD дисков и просмотрел все фильмы с участием Челентано, Бреда Пита и других известных западных актеров и актрис, многие из которых никогда не шли у нас в кинотеатрах. Кино можно было смотреть каждый день. Качество фильмов было неважным, но и разрешение экранов в то время тоже не было супер высоким, так что картинка получалась большая, все было понятно, и главное внимание занимали не картинки, а сюжет и слова.

Этот период продолжался относительно долго, и за это время я так наелся западным кино, что сейчас оно меня совсем уже не интересует. Точнее, этот интерес я полностью удовлетворил, а новое появляется не часто. Надо сказать, что были и очень захватывающие западные сериалы. Всех я перечислять не буду, но два из них стоит указать. Это "Lost", который переводили на русский язык как "Остаться в живых", и "Побег из тюрьмы".

В обоих сериалах был очень закрученый сюжет в необычной обстановке и были какие-то намеки на моральные ценности, смысл жизни, счастье и удачу и так далее. В обоих сериалах в конце концов авторы выдохлись, фантазии не хватило и сериалы кончились ничем. Но начало и середина были захватывающими. Оба сериала я покупал на DVD дисках. А в конце этого периода, когда торговые точки по продаже DVD фильмов стали пропадать, я купил серию из десяти DVD фильмов "X-files", что по русски переводили как "Секретные материалы".

Этот сериал много лет подряд шел по российскому телевидению, но телевизор я вообще редко смотрел, а кино по телевизору смотрел еще реже. Интересно, что эти десять DVD дисков я так и не успел посмотреть. Они до сих пор у меня есть, как и все другие диски, но на них не хватает времени. Началась новая эра, в наш дом пришел кабель интернета и я провел его в свою квартиру. До этого момента интернет был только на работе, где можно было скачать музыку, тексты и так далее, записать это все на дискеты и принести домой. Но кинофильмы скачивать было нереально. Ну а дома был модем на телефон, который работал очень медленно и позволял только посылать и отправлять электронную почту, через собственный сервер у нас на работе.

Я выбрал себе провайдера от фирмы "Corbina", которая в числе других обслуживала наш дом. Выбор пал на нее потому, что у них был свой сервер с библиотекой фильмов, которые можно было скачивать с огромной по тем временам скоростью 100 мегабит в секунду (мб/с). А основная скорость интернета была от силы 2 мб/с. Я скачал кое что из этой библиотеки себе, но не сообразил скачать больше, а потом эта услуга пропала, так как борьба с пиратством набирала обороты и такой сервис тоже отменили.

Вскоре провайдер "Corbina" был продан фирме "Билайн", но я так и остался со своим кабелем, теперь уже пользователем Билайна. Тариф не меняется много лет, а скорость интернета все время растет и сейчас она достигла 30 мб/с, что вполне достаточно для быстрого показа любых сайтов. А время скачивания зависит не от скорости, а от быстродействия сервера, с которого скачивается файл. Интересно, что в интернете до сих пор существует сайт "www.corbina.tv", на котором есть какие-то архивы телепередач. Но с ним трудно работать и я им не пользуюсь.

Сейчас при определенном умении работать с поисковиком можно найти в интернете любое видео, любой текст и любой фильм. Можно смотреть онлайн, а можно скачать себе на компьютер. Оба способа имеют свои плюсы и минусы. Чтобы уменьшить трафик и облегчить себе просмотр лучше сначала фильм скачать, а потом смотреть. Но так засоряется винчестер, однако просмотренные фильмы можно либо стереть, либо перенести на внешний носитель. Это удобно также, если предполагается смотреть кино вечером, когда загруженность интернета выше, а скачать можно днем, когда интернет более свободен.

Речь идет не о скорости, а о числе запросов на сервер. Если сервер одновременно обслуживает много компьютеров, то он делит время между ними. А если вы у него один, то он вам дает информацию с максимальной скоростью. Но если фильм не очень популярный и его мало кто смотрит, то можно и прямо смотреть онлайн, сбоев не будет. Первоначально я почему-то полюбил сервер video.mail.ru, на котором было очень много всего и у меня были даже адреса определенных людей, которые закачивали в свои аккаунты огромное количество фильмов.

Но потом я все-таки больше стал пользоваться сервером  www.youtube.com, так как было очень много способов скачивать видео именно с этого сервера. Их и сейчас много, но об этом я расскажу как нибудь в другой раз. Надо сказать, что все-таки на ютубе есть много всего, но не все. Если надо найти совсем уж редкое кино, например, немой фильм Эйзенштейна "Октябрь", то приходится пользоваться поисковиком, и я обычно всегда начинаю с Яндекса, так как много лет являюсь пользователем всех его сервисов.

И Яндекс выводит на любой фильм. Получив такую возможность я заново пересмотрел старые фильмы типа "Серенада солнечной долины", и другие шедевры, которые не попали на DVD диски. Посмотрел старые голубые огоньки и все, что запомнилось, но исчезло без возврата. А потом начал смотреть новые фильмы. И мне уже не очень хотелось смотреть западное кино, намного интереснее было смотреть русское кино.

Из всех фильмов я выбирал только кинокомедии и мелодрамы потому что нервы уже изрядно потрепаны жизнью, и смотреть детективы, несправедливость и жестокость не хочется. Конечно, проблема найти интересный фильм все еще существует, но на ютубе люди оставляют комментарии, и кое что можно понять еще до просмотра фильма. А также есть система поиска и сам сайт предлагает аналогичные фильмы. Если посмотришь один хороший, то предложат другие аналогичные.

Я уже просмотрел очень много самых разных фильмов, и порой мне казалось, что все, больше новых фильмов нет, и не стоит их искать. Но проходит некоторое время и я нахожу еще много других, которые не смотрел. Есть даже специальные сайты, на которых выставляется информация обо всех кинофильмах, существующих в природе. Один из них имеет адрес  www.kinopoisk.ru. Там можно узнать информацию про конкретный фильм, если знаешь его название.

В конце концов я пришел к выводу, что разумно искать фильмы по актерам и актрисам. Так, если понравилась какая-нибудь незнакомая актриса в фильме, который тоже понравился, то можно сделать запрос в википедии на эту актрису и получить полный список фильмов, где она снималась. Это не гарантирует, что другие фильмы тоже будут хорошими, но во всяком случае позволит узнать их название.

Так, например, мне очень понравилась Катя Вилкова в фильме "На крючке". Но все другие фильмы с ее участием уже не были такими интересными. Или, скажем так, не были в моем вкусе. Чтобы как-то систематизировать все то, что я уже смотрел, я стал записывать просмотренные фильмы в свой список, не более одной строки на фильм, то есть название, год выпуска, пару слов про сюжет и исполнитель главной роли.

Оказалось, что в последние годы в России выпускают очень много фильмов, в основном они телевизионные, есть много мини-сериалов, то есть 4 серии по 45 минут.  И существует много новых актеров и актрис, некоторые из которых играют весьма интересно. Интересно, например, то, что всем известная по сериалу "Няня" Настя Заворотнюк снялась в большом количестве кинофильмов.

Фильмы можно разделить по категориям. Это музыкальные, танцевальные, рекламные, смешные, мелодрамы про любовь, сюжеты типа он богатый, она бедная или наоборот, про город, про деревню и так далее. Вот фильм "На крючке" я отношу к серии рекламных фильмов. Там явно рекламируют отдыхать в Таиланде. А есть еще сериал "Туристы", у него даже из названия следует, что он рекламный и там показывают Турцию.

Из танцевальных фильмов мне понравились все таки западные -- это пять вариантов "Шаг вперед" и два варианта "Лапочка". Это именно варианты, а не сериал. Там каждый фильм независим от другого. Сюжет похожий, а артисты разные, и все немного по другому. Про все фильмы рассказать в краткой статье невозможно, да, наверно, и не нужно, ведь все написано хотя бы на сайте кинопоиска. Русские танцевальные фильмы тоже бывают.

Удивительно как много стали снимать фильмов, наверно они идут и в кинотеатрах, я даже не знаю, потому что в кинотеатры ходить перестал. Но, в основном, фильмы делаются для показа по телевизору. Они нужны для окупаемости телевидения. Хороший фильм вместо полутора часов идет три часа, потому что постоянно прерывается рекламой. Смотреть кино по телевизору -- это мука. Но не у всех есть безлимитный интернет и не все умеют им пользоваться, так что смотрят.

А в интернете (на ютубе) фильмы, в основном, показывают без рекламы, но уже научились и там вставлять рекламу. Правда после пяти секунд дают кнопку, по которой рекламу можно пропустить. А если фильм скачать, то рекламы не будет. Одно время фильмы приходилось смотреть в маленьком окне, так как компьютер не справлялся. Сейчас я стал смотреть кино онлайн и на весь экран, и все отлично работает. Это потому что три года назад я купил относительно дорогой и достаточно мощный ноутбук. Он до сих пор еще не устарел и не хуже тех, что сейчас продают.

Я выбираю такие кинофильмы, которые показывают нормальную жизнь без предельных ситуаций на грани жизни и смерти. Очень помогают именно позитивные фильмы, показывающие оптимистов и людей с железной психикой. Я сам был такой в молодости, но жизнь не была такой уж легкой, и к старости нервы поизносились. Так мне очень понравился фильм "Любимые женщины Казановы", в котором главная героиня -- как раз из таких. Конечно ситуация там неординарная, но возможная, а люди узнаваемы.

Другой фильм "Гадкий утенок" является примером фильма с явно воспитательным уклоном. Там используется прием с чудесами, каких не бывает в жизни, но фильм в ненавязчивой форме показывает что хорошо, а что плохо. Что дорогая жизнь не всегда лучше дешевой, и кроме денег есть еще и другие ценности. Указанные фильмы я смотрел недавно и все еще под впечатлением.

Я уже писал однажды, что человечество движется к созданию полноценной виртуальной реальности. И что это плохо. Развитие кино создает даже больше, не просто реальность, а возможность иметь в миллион раз больше друзей, узнать как живут люди, с которыми нет времени познакомиться и пообщаться. Короче дает впечатления и пищу для размышлений. В каком-то смысле это тоже наркотик. Об этом я бы сказал так. Я недавно просмотрел лекцию одного американца, который утверждает, что наркоманию не надо лечить так, как ее лечат сейчас. У людей просто должна быть интересная и творческая жизнь. Тогда к наркотикам привыкания нет.

Простой пример. Очень многим больным дают наркотик во время операций и лечения. И в хороших дозах и часто многократно. Но после выздоровления у них никакой наркотической зависимости нет. Это потому что у них другие интересы, скажем так, другие наркотики, а именно, творчество, семья, дети, общение с музыкой и природой и многое другое. Привыкают к наркотикам только те, у кого жизнь пустая.

Лично у меня нет времени играть в компьютерные игры, общаться в социальных сетях, смотреть телевизор. И все это пришлось вычеркнуть из жизни. Но только не кино. Но и кино не заменяет творчество и другие радости в жизни. Оно просто эту жизнь разнообразит и дает пищу для размышлений.

Кино также не заменяет чтение. Чтение было основным занятием в двадцатом веке. В тексте нельзя показать картинку, описать ее тоже сложно, нужно включать воображение. Но зато можно передать мысли, душевные переживания и такую сложную информацию, которую картинкой не передать. Я читаю очень медленно и поэтому читал мало. Точнее, постоянно я не читаю, а читаю запоями. В последние годы я много читал на своем карманном компьютере, который купил в 2004 году. Сейчас можно читать на смартфоне, но чтение очень портит глаза и пришлось от него отказаться.

Непонятно будут ли читать люди в будущем. Я думаю, что нет. Будут слушать. Сейчас легко записать речь читающего в файл и прослушивать ушами. Появилось много аудиокниг. Люди слушают книги во время ходьбы, работы на кухне, и так далее. А картинки можно смотреть в кино.