Рейс Бишкек-Москва

Журавлева Елена
Вылет в Москву задерживался почти на час, и мы мучились в душном салоне самолета, ожидая очередь на взлетную полосу.
Рядом со мной сидела молодая киргизская пара. Девушка ерзала в кресле, изредка вытирая слезу, а парень пытался ее успокоить, но тщетно. «Почему ревет? Может боится летать?», - думала я.
Наконец, самолет готовится к взлету. До Москвы еще нудных четыре часа, и я надеюсь вздремнуть.
А девушка достала телефон и собирается звонить кому-то.
- Нельзя! Взлетаем! - шепчу я ей.
Она послушно прячет телефон. Самолет набирает высоту. Парень сразу же заснул, а девица все ревет и ревет. Потом поворачивается ко мне
- Меня Анара зовут. А Вас?
Я представилась. Мне хотелось спать, но женское любопытство взяло верх, и мы разболтались.
- Почему ты плакала? В первый раз в Москву?
- Да, впервые.
- Работать летите?
- Да, конечно.
- Нелегко вам придется в Москве!
- Я знаю!
За полчаса я много узнала об этой паре. Они летели из Оша в Москву транзитом через Бишкек. Прямой самолет из Оша аж на три тысячи дороже, поэтому и транзитом. Три тысячи для ребят - огромные деньги, почти месячная зарплата.
Через полгода оба планируют вернуться домой и купить квартиру.
Мне с трудом верится, что так быстро можно заработать на квартиру. Сколько же она стоит в Оше? Оказалось, что совсем не дорого. Достаточно полгода по вкалывать в Москве.
Девушке всего двадцать пять, а она уже мать двоих малышей, оставленных сейчас со свекровью. Потому девушка и ревела. Младшему всего полтора годика.
Я вытаращила глаза.
- Как же ты оставила таких малышей? Почему муж один не поехал?
Оказалось, что одного мужа отпускать боязно.  Очень странно мне было это слышать.
- А работа вас там уже ждет?
- Еще не знаем. Друзья обещали помочь.
- И жилье есть?
- Есть. У друзей в квартире. Правда, очень дорого там в Москве. Аж пять тысяч в месяц.
- Что "пять тысяч"? Квартира в месяц?
- Да нет! Койка - пять тысяч в месяц.
В прошлом году Анара работала в Питере, там дешевле было, но в комнате их жило тридцать человек.
Я засомневалась, что в однокомнатной квартире может разместиться тридцать человек. Не помещается в квартире тридцать коек!
Та смеется и объясняет, что нет никаких коек, только матрасы.  Спали они по очереди. Днем спали те, кто в ночь работал, а потом наоборот. Такой вот человейник. 
Я с ужасом представила себе эту квартиру.
- Как же ты там жила?
- Да нормально жила, - улыбалась Анара, - Только с утра очередь в туалет длинная.
Анару забавляла моя реакция. Для нее это было незабываемое приключение. Я постепенно переваривала эту информацию и с теплом вспоминала свою двушку на ВДНХ. И вот у меня закрадываются сомнения.
- Не сдадут в Питере квартиру на тридцать человек!
- А мы сами и не снимали, - ответила она. -  Для нас снимал местный киргиз с российским паспортом за шестьдесят тысяч. Он снимал ее под себя, вроде там пять человек живут, а потом уже мы въезжали. По пять тысяч с человека.
- Ого, какой ушлый! - начинаю подсчитывать его барыши. Неплохо! И тут я встала на сторону обманутой хозяйки квартиры.
- И она не догадывалась об обмане?
- Долго не догадывалась, - засмеялась девушка, - Да нас не было дома, когда она приходила проверять.
Оказалось, что хозяйка была женщиной порядочной и заранее предупреждала о своем визите. Однажды они забыли снять на кухне график дежурства, так бедная женщина, заметив листок, чуть в обморок не свалилась.  В тот же день всех квартирантов выгнала.
Я с жалостью смотрела на Анару и представляла ее в квартире вместе с мужем, в которой кроме них еще тридцать человек. Она еще долго мне рассказывала о прелестях жизни гастарбайтеров. О том, как она работала три месяца в Питере в суши-баре совсем без выходных с десяти утра до одиннадцати вечера. Рассказывала о том, что зарплаты в Оше всего четыре тысячи в месяц, а пенсии две тысячи рублей на наши деньги, и детское пособие там дают только тем, у кого нет ни квартиры, ни машины. Так незаметно пролетели наши четыре часа.
А под конец Анара просто убила меня своим признанием. Оказывается, она снова беременна. Уже второй месяц пошел.
- Так как же ты теперь сможешь работать?
- Да, устроюсь, ничего,  - Беззаботно пробормотала она.
Я недоумевала.
- Зачем тебе это?
- А в Москве хорошее пособие за ребенка платят, ооочень хорошее!
- Так ты только за пособием и летишь?
Анара смущенно улыбнулась.
- Аж семнадцать тысяч моя знакомая недавно получила после родов.
Я с болью взглянула на ее спящего мужа, который тащил в Москву беременную жену. Оставалось только позавидовать их оптимизму. Скоро появится новый москвич.
Удачи тебе, Анара!