Русофобия и новые деньги

Ирина Комова
ИА REGNUM.
« Будет ли в Белоруссии в ближайшем будущем расти антирусский национализм?
Несомненно. Чем заметнее Россия будет возрождать свою идентичность, становиться вновь русским государством, и чем активнее она будет заявлять о своей озабоченности положением русского (русскоязычного) населения за рубежом, тем больше будет и реакция в обеих наших «братских республиках». Идеология, положенная в их государственную основу, такова, что сосуществования рядом русской России не предполагает. Впрочем, надо понимать, что в Белоруссии общественная среда распространения антирусского национализма пока что — меньшая часть общества. Судя по соцопросам, где-то одна пятая. Однако если мы посмотрим на молодёжь, то увидим гораздо более печальную картину».

Что пардон, то пардон. Из ума выжила, что ли, не понимаю: обвинять беларускую Беларусь в том, что она не терпит русскую Россию? И при этом упорно игнорировать законное название нашей страны? А у французской Франции или китайского Китая к нам претензий нет? Читаешь и понимаешь – кто-то из нас спятил. Вот только кто?

Русскоязычным является все население Беларуси. Кого и от кого надо спасать?

Претензии к нам и по поводу наших новых денег. Изображенного на них. Видела только на картинках, но давайте разберемся?

В обращении появятся банкноты семи номиналов: 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 рублей, и восемь монет: 1, 2, 5, 10, 20, 50 копеек, 1 и 2 рубля.
Размер банкнот — 150;74 мм.
 Отпечатаны и монеты и купюры еще в 2009 году, о чем свидетельствует подпись тогдашнего главы Нацбанка П. П. Прокоповича.

Изображения на семи купюрах по алфавиту распределены между областями: пятирублевые посвящены Брестской области; десятирублевые – Витебской; двадцати – Гомельской; купюра в пятьдесят рублей – Гродненской; сторублевая - Минской; двухсотрублевая – Могилевской области; а сама крупная в пятьсот рублей – городу Минску.
Обратная сторона банкнот заполнена историческими и культурными символами, уже без явной привязки к географии страны и изображению на лицевой стороне.
Информации о новых деньгах появилось не слишком много, но кое-что можно разглядеть уже сейчас.

Самая крупная купюра 500 рублей (5 миллионов на нынешние деньги).
На лицевой стороне: Национальная библиотека, подпись Прокоповича, год выпуска, номинал купюры цифрами и прописью, прямой крест в левом нижнем углу, над ним прямоугольный знак похожий на дверь, справа - надпись «РБ», по всей стороне полупрозрачные изображения и металлическая полоса для лучшей защиты от подделки.
На обратной стороне - номинал цифрами, серийный номер купюры в двух местах, и композиция на тему литературы: гусиное перо, чернильница, книга, а также цветок и ветка папоротника. Все эти символы не случайны.

200 рублей – общая структура лицевой и оборотной сторон остаются прежними, цветовое решение смещается в сторону фиолетового. На лицевой стороне - Могилевский областной художественный музей имени П.В.Масленникова, в левом нижнем углу, вместо прямого, косой крест, над ним изображение прямоугольника, похожее на дверь.
На оборотной стороне - коллаж на тему  градостроительства и ремесел: печать Могилева и золотой ключ, изразец, кованая решетка, изображения домов.

100-рублевая купюра: Замок Радзивиллов в Несвиже,  в углу вместо креста ромб, над ним прямоугольник.
На обороте  - музыкальные инструменты, слуцкие пояса, кукольный театр «Батлейка», коза и «калядная зорка». Общая тема – этнография, народные праздники. Цветовая гамма ближе к бирюзовой.

50 рублей - на лицевой стороне: Мирский замок, в левом нижнем углу треугольник, над ним картинка похожая на «ложное окно», как раз такое, каких много в Мирском замке.
На обороте – композиция на тему искусства: перо, бумага, лира, ноты и лавровые ветви. В оформлении преобладают салатовые цвета.

20 рублей. На лицевой стороне: Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, в углу – квадрат, над ним – окно.
На обратной стороне: колокол, Туровское Евангелие, резьба, виды Турова в древности. Общая тема – духовность. Цвет купюры – скорее песочный.

10 рублей. На лицевой стороне: Спасо-Преображенская церковь в Полоцке. Образец древнеполоцкого зодчества 12 столетия, современница святой Ефросиньи Полоцкой. В левом нижнем углу – круг, над ним – изображение высокого окна.
Главная тема оборотной стороны – просветительство и книгопечатание. Изображены: Крест Ефросиньи Полоцкой, книги, печать Франциска Скорины. Цвет купюры ближе к голубому с золотистым.

5 рублей – самая мелкая из купюр. На лицевой стороне – Белая вежа в Каменце (Брестская область) – оборонительное сооружение 13 века, редкий для Беларуси образец романского стиля. В углу знак «-», над ним – элемент крепостной стены.
Обратная сторона банкноты посвящена древней литвинской истории, изображены колесо, кожаный пояс, реконструкция древнего укрепленного поселения «Берестье». Общий фон – пожалуй, цвета охры.

Итак: Мир и Мирский замок

Прошу прощения, не по порядку, но именно в Мир съездили мы с подружкой вчера.
Читала о разных версиях такого названия, но православный священник, ссылаясь на церковные архивы, объясняет его подписанием мира с турками, первоначальное название было Замирье, потом сократилось. А часть турок так и остались неподалеку, основав поселение Турец, существующее до сих пор. Только уже без турок, ассимилировались.
Удобный мягкий автобус, хорошая дорога, чистота и красота даже зимой (жаль, снега нет, было б еще красивее). Час – и в Мире.
Мир — это древний уголок Беларуси, где столетиями мирно сосуществовали разные народности. Каждая из них привносила в культуру Мира что-то своё. В результате и получилось ни на что не похожее местечко. Евреи, литвины, татары... Четыре больших кладбища – татарское, еврейское, православное, католическое. Ни на одном ни малейших следов вандализма, усопшие спокойно спят…

Мир известен по летописи с XIV в. С конца XV в. владельцем Мира стал князь Юрии Ильинич, с именем которого связано начало строительства большого замка на окраине поселения.
Этакий торговый центр: согласно летописи, имел 14 лавок и 72 магазина! Удивительный колорит ярмарок не оставил равнодушным знаменитых очевидцев, посетивших городок — Якуба Коласа (описавшего здешнюю обстановку в поэме «Сымон-музыка») и Владислава Сырокомля (именно здесь он услышал рассказ ямщика-почтальона, который потом лёг в основу стихотворения «Почтальон», в вольном польско-русском переложении Леонида Трефолева, ставшего народной песней «Когда я на почте служил ямщиком…»).

Выйдя из автобуса, сразу увидели продавщицу из газетного киоска, курившую рядом со своим киоском.
- Из Москвы? – спросила она по-русски.
- Мы свои, из Минска, приехали все тут облазить! – обиженно ответила ей подруга на «мове».
- Редко минчан увидишь, - улыбнулась женщина, - все больше россияне, израильтяне, американцы, китайцы… Зайдите сначала в церковь и костел, они до обеда сегодня работают.

Но для начала мы забежали, извините, в туалет. Сверкание кафеля, бумага, сушилка для рук, чистота! Почему-то бесплатный.

Свято-Троицкая церковь была совсем близко. И начали мы с нее. Накинули шарфы на головы и вошли. Священник, немолодой, но очень подвижный, подскочил к нам. Я уставилась на длинную, узкую икону, с дарственной надписью и датированную, и он сказал, что это – подарок Александра Второго, когда от смерти спасся. Показал и подарок Александра Третьего, такого же размера, и тоже с датой, когда он воцарился. Кажется, одного мастера.
Достал из шкафа гобеленовую икону – никогда такую не видела. Ее оклад, тоже очень необычный и красивый (он показал фото) на реставрации. Удивительна история этой иконы. В пургу заблудился караван китайских купцов, а Неман там резко поворачивает, так они чуть в него не свалились. Но какой-то старик их вывел к Миру. Они зашли в церковь, поскольку бог-то един, поблагодарить, и узнали этого старика в Николае-Чудотворце. Через два года, вернувшись, они привезли в подарок изображение Николая-Чудотворца на гобелене в окладе.
Но главная икона – Мирской Божьей Матери. Считается, что она исцеляет от болезней. Висит высоко, но на праздники ее на роликах опускают, и желающие могут к ней приложиться.
А 5 сентября 2013 года, в день восьмидесятилетия церковью этой иконы, случилось чудо среди белого дня. Было очень много людей, делегация из РФ, делегация из Америки, Израиля, все свои, в том числе и католики, и икону вынесли из церкви во дворик. Дворик открытый, мощеный, полукругом лавочки, затем газон и аптека. На газоне единственное дерево – елка, пушистая, но не очень высокая. У аптеки стоял наряд милиции. Вдруг зашептались дети и начали снимать елку – над ней кружились гигантские бабочки, а над ними кружились ласточки. Просто кружились, не нападали на бабочек. Заволновались милиционеры – им виднее было, что солнце начало переливаться,   а вокруг него образовалось радужное кольцо. Среди ясного неба! И это продолжалось, пока икону не внесли в церковь. Сразу и бабочки пропали, и солнце стало обычным. Фото бабочек с ласточками и людей с упавшими челюстями он показал,  а фото солнца ни у кого не получилось.
Много интересного рассказал, мы заслушались. В этой церкви много икон с историей.

Также приветливо нас встретили у католиков, но рассказывали меньше, просто все показали. Немного больше торжественности, что ли. Готичности.

Затем мы пошли к Мирскому замку. Последний раз я видела его в руинах, и отреставрированный он мне нравится меньше – что-то ушло. Это мое мнение, подруга так не считает.
С 1496 года Мир принадлежал православному литовскому роду Ильиничам, построившим здесь в 1522-1526 года крепость. Основателем этого рода был Ивашко Ильинич, известного с 1482 года, спасшего великого князя Казимира во время боя. В 1555 году продолжателю рода Юрию Ильиничу пожалован титул графа Священной Римской империи "на Мире". Род пресёкся по мужской линии в 1569 году, после чего все его владения, включая Мирский замок, перешли к самому богатейшему княжескому роду в Великом Княжестве Литовском роду Радзивиллам, владевшими земельными владениями по всей территории нынешней Беларуси и южной Литве.
Именно в Мире знаменитый Пане Коханку принимал последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Прием получился настолько роскошным, что после него поползли слухи о немыслимых богатствах Радзивиллов, которые превосходят даже королевскую казну.
Замок был дважды атакован шведами, его атаковали французы в 1812. А немцы устроили в нем гетто.
Вот претит мне гостиница в нем (роскошная), лифты, бассейн… ресторан.
Есть у замка и свои привидения – Сонечка Святополк-Мирская и огромная черная собака. Огромный зверь появляется у стен замка ночью. Если не испугаться и погладить собаку, она не укусит, а человек на всю жизнь обретет везение и счастье.
Лучше всего приезжать в Мирский замок в середине лета. Тогда есть возможность попасть на праздник «Музыкальные вечера в Мирском замке» с «живыми» выступлениями знаменитых музыкантов, фейерверками и огневыми шоу.
Дамам шпильки лучше не надевать. И даже не потому, что площадь замка вымощена брусчаткой, а из-за настоящего испытания – лестницы в башню с её на редкость крутыми и узкими ступеньками. Есть винтовые лестницы по часовой стрелке закрученные, а есть и против – один из владельцев был левша, лестницы делались так, чтобы удобно было драться тому, кто сверху – это должен был быть хозяин.
Вчера печи не топили, а это такое красивое зрелище – дым спиралью. Так дымоходы сделаны. Даже говорили у нас когда-то «волосы дымом завиты», т.е. крутыми локонами. Модно было так у предков.

Усадьба -музей «Мирский посад»
Хозяин – местный житель, энтузиаст. Занимается сбором любой информации и предметов быта, касающихся жителей и истории Мира. Древние монеты, клады, мебель из замка, иконы и картины – все экспонаты разрешается трогать руками. А на кровать князя Михаила Святополк-Мирского, способной вернуть молодость представительницам слабого пола, можно даже присесть. По преданию,  мужчина, совершивший этот несложный ритуал, никогда не будет иметь проблем с «мужской силой». Тех, у кого подобных сложностей и так нет, говорят, кровать наделяет здоровьем и долголетием. Одним словом, присаживаться рекомендуется всем.

Отдельная экспозиция музея посвящена еврейской общине Мира. Некогда больше половины населения поселка составляли евреи. Почти все они были убиты во время Второй Мировой войны.

Иешива (ешибот) — еврейское высшее религиозное учебное заведение. Мирская иешива основана в 1815 г. Являлась второй по величине (250 учеников) иешивой для подготовки раввинов — после воложинской иешивы. Закрыта в 1940 г. По сегодняшний день имеет свои отделения в Израиле и США и является крупнейшей в мире. Теперь в этом здании – аптека, что напротив церкви. На одном пятачке это было: церковь, костел, иешива…

Затем мы пошли к торговым палаткам. Сначала у веселого дяденьки купили по глиняному колокольчику. Нарочито грубые и простые, пахнут медом – он в глину мед подмешивает, удачу в дом приманивать. Рождественские.

А рядом – глаза разбежались. Дерево, глина, соломка… Хозяйка показалась сначала молодой девушкой, и только потом мы увидели морщинки. Огромные синие глаза, лучистые. Так выглядят люди, у которых есть цель, идея. Работает она без отдыха, и все вкладывает в агроусадьбу. Сказала, что постояльцы ее в основном россияне и израильтяне. Но бывают и французы с итальянцами. Художник, она на своем кусочке земли сотворила сказку. Желающих учит плести из соломки и работать с гончарным кругом. Сейчас отделывает помещение под музей – главная ее цель. Но ее музей будет посвящен именно ремеслам.
Я очень хочу еще раз увидеть эту светлую Светлану, посмотреть ее музей. Маленький ангелочек висит над кроваткой Крохозябры, а рядом со мной стоит крошечный кувшинчик, удивительно тонкая работа, налюбоваться не могу. Подруга выбрала миску.

Отойдя от Светланы, мы наткнулись на летнее кафе. Описать не могу, это чудо! Чудо! Внутри тоже неплохо, хозяин сказал, что оформляла девушка-дизайнер из Минска. Еда вкусненькая, кофе отличный (на сбитень мы не решились). Ох, забыла название. Но прямо через дорогу от замка.
Вообще пунктов кормежки много, по слухам, хорошо везде. Прошлый раз ели в ресторане «Рагнеда», оформление под старину, блюда – тоже. Правда, маринованные лосиные губы и тушеные соловьиные язычки в меню отсутствовали.

Больше мы ничего не успели, да и сил не было, надо приехать еще разок.
Достойно это местечко того, чтобы его изобразить на купюре в 50 рублей?
Об изображенном на  других купюрах – съезжу и напишу. По свежим впечатлениям. Несвиж всего в тридцати километрах от Мира, но мы и в Мире не все посмотрели. В Несвиже была несколько раз, но пока не съезжу еще – писать о нем не буду, как и о Могилеве, Полоцке и Гомеле.

Но я внимательно вас спрашиваю: изображенный на купюре Мирский замок – свидетельство русофобии???