О комплиментах

Галина Гостева
               
        Сегодня, наводя порядок в своих архивах, наткнулась на тоненькую голубенькую тетрадку в клеточку. Оказывается, в нее я записывала особо поразившие меня комплименты от моих учащихся.

        Учителю, как и любому человеку, тоже весьма приятно получать похвалу, слова восхищения или одобрения, какие-то лестные отзывы. Комплименты  - самое простое  и, пожалуй, самое мощное в жизни средство, помогающее устанавливать дружеские отношения с другими людьми.

       Говорящий комплименты безошибочно уверен, что этим он доставит  человеку удовольствие и поднимет его самооценку в собственных глазах. Научиться говорить  комплименты , не так уж и сложно. Надо просто заметить что-то хорошее или необычное в другом человеке, его «изюминку».

      Комплименты должны быть уместными, честными и откровенными, без ярко выраженной лести.

      За  свою жизнь я наслушалась множество комплиментов о том, какая я : гибкая и стройная, заводная и непревзойденная, обворожительная и талантливая. Но память не пожелала сохранить ситуации, время и людей, говоривших эти слова. И в тетради их тоже не оказалось.

       А вот необычные комплименты от детей я запомнила и записала . Правда, вначале они обескуражили меня своей  непосредственностью, и только позднее я оценила их по достоинству.

       В августе 1970 года начала я свою педагогическую деятельность в селе Бондарево. Закончилось дождливое лето. Осень в  тот  год выдалась на удивление ясной, безветренной, очень теплой. В сосновом бору уродилось много рыжиков. Я никогда не видела, как растут рыжики, и мои пятиклассники вызвались сводить меня в воскресенье в бор.

       Девчонки пришли пешком, а мальчишки приехали на велосипедах. Узнав, что я совсем не умею ездить на « велике» , тут же решили меня научить этому.

       Я  села на сиденье, уцепилась за руль и, визжа от страха, покатилась по дороге, куда глаза глядят. А глаза мои глядели на  широкую канаву вдоль дороги. Со всего разгону, естественно, я влетела в нее, разбила себе колено и изорвала брюки.

       Ребятишки окружили меня, подняли, утешают. И тут  Чернявских  Гриша  произносит с восхищением: « Знаете, я даже не представлял себе, что Вы такая бесстрашная гонщица. Зачем было с такой скоростью  гнать?!  Ох, и влетит Вам сегодня от мамки за порванные штаны. Если каждый раз будете так на велосипеде носиться, то штанов на Вас не напасешься!»

        Ох, и хохотали мы все после его слов.

       Прошло 10 лет. Меня назначили директором  Тоора-хемской  школы в горной Тодже Республики Тыва.Кругом отроги величественных Саян, тайга, простирающаяся  на сотни километров, голубое великолепие рек и озер   -  неописуемая  красота. Эдельвейсы растут прямо на вершине горки около школьной ограды.

       Одно плохо, что за каждой мелочью для школы надо летать на «кукурузнике» в Кызыл или летом плыть на « Заре». Других средств  передвижения не было тогда.

        В апреле улетела в Кызыл за музыкальными инструментами для школьного ансамбля. Заодно сделала себе химическую завивку в городской парикмахерской. С этой прической я была точь в точь, как Анджела Ивонна Дэвис – американская  правозащитница, социолог, педагог и писатель.

        Мы все тогда знали про нее. Знали, что родилась она 26 января 1944 года в городе Бирмингеме штата Алабама в США в семье  автозаправшика  и школьной учительницы.

        В 70 годах была  Анджела символом  движения за права заключенных, а также связана с организацией « Черные пантеры».

        В 1979 году ей присвоили Международную Ленинскую Премию « За укрепление мира между народами».

        В 1980 году Леонид Ильич Брежнев лично встречался с Анджелой Дэвис.
 
        И вот, прилетаю я в Тоджу и прихожу в школу, вся такая гордая и счастливая от сознания того, что своей прической похожУ на Анджелу  Дэвис.Думаю о том, как я поражу всех своих коллег и учеников этим сходством.

        Навстречу мне бежит по коридору пятиклассница Светлана Монгуш. Увидела меня, раскрыла рот от удивления, всплеснула ладошками и вдруг тихо говорит:  "Эки, башкы. Здравствуйте, учитель. Какая Вы сегодня красивая! Как наш ежик в живом уголке».

        Разве такое забудется?! Сколько вспоминаю, столько и смеюсь над собой.

        Прошло еще лет 10. Живу уже в городе Кызыле, столице Республики Тыва, работаю заместителем директора по воспитательной работе и веду английский язык. Школа огромная, на 1600 учащихся. Слышу как-то на перемене два шестиклассника ссорятся. Витя Попов в моей группе учится, а Володя Ткачев в группе моей коллеги, Лилии Ивановны, яркой восточной красавицы с огромными черными глазами и бровями вразлет.

        Володя яростно утверждает, что, их англичанка " красивее вашей». « У нашей  Лилии Ивановны глаза, как чайные блюдца, и брови пропеллером».

       Стараясь не выдать своего присутствия, с интересом  жду, что  же скажет в ответ на это мой ученик. И вот он выдает убийственный аргумент в мою пользу: -Нет! Наша все равно красивее вашей. Знаешь, какая у нее шея?!  Тонкая и длинная, как у гусака!

     Вечером я долго вертелась перед зеркалом, пытаясь разглядеть со всех сторон красоту моей шеи, пока муж не спросил: « Да, ты никак заболела? Опять ангину подхватила?!»

        В 7 классе провела занятие по обеспечению безопасности жизни учащихся. Долго объясняла, что посторонним двери нельзя открывать. Вечером обхожу квартиры  школьников. Только позвоню, дверь тут же распахивается.

      Утром,  раздасадованная, выговариваю семиклассникам, что они совсем не усвоили занятие. А ученики мне в ответ: « Так мы же знали, что это Вы пришли, чтобы нас проверить. Вы же такая любопытная, как разведчица».

      Как заместитель директора по воспитательной работе, отвечала за проведение школьных тематических вечеров и дискотек. Чтобы  легче было наблюдать за поведением учащихся, любила танцевать все современные  молодежные танцы вместе с ними. Школьники были уверены, что в этом и заключается моя основная работа.

      Минут за 5 до закрытия вечера, я садилась на стул со словами: - Все! Устала! Больше не могу танцевать! Пора вечер закрывать!

      Старшеклассники предлагали мне отдохнуть, мол, они одни без меня потанцуют, и директор об этом ничего не узнает. Но я была неумолима. И они расходились со словами:  - Такая наивная! Совсем врать не умеет. И как только она жить дальше собирается?! Ее, ведь, каждый может обидеть. Хорошо, что хоть мы  приглядываем  за нею, чтобы ничего не случилось.

       И даже сейчас, когда  уже не работаю и живу за тысячу километров от моих учеников, я чувствую их пригляд, заботу и поддержку. Мы обмениваемся письмами и
поздравлениями в Контакте и в Одноклассниках. Если кто-то пытается обидеть меня хоть словом, мои бывшие ученики тут же вступаются за меня и поддерживают меня. Они мне сообщают о своих семьях и детях и всегда  в курсе всех моих дел.

      И самый дорогой комплимент от них для меня: -Вы , какой были, такой и остались…  Зато они искренни и честны со мной. И это главное.