Наполеон III. Возрождение ампира

Леонид Бурдо
                «Свобода — это не то, что вам дали.
                Это то, что у  вас нельзя отнять» Вольтер


       Современники называли его “маленьким племянником великого дяди”, но простой французский народ боготворил его.

       Луи Наполеон (1808 -  1873гг.) - сын младшего брата Наполеона I. Само собой разумеется, в семье младшего брата царил культ Наполеона 1, и юный Луи старался во всем подражать своему великому родственнику. Он получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими языками и, обладая несомненным литературным дарованием, пробовал себя на литературном поприще. Тацит, Лукан, Макиавелли, история Кромвеля были его любимыми книгами. С 1821 г. в течение трех лет Наполеон посещал гимназию в Аугсбурге, где получил основательные знания древних языков.  Затем прослушал курс артиллерии и инженерного искусства в Швейцарской военной школе. В 23 года он  вступает в тайное общество карбонариев и участвует в итальянском восстании 1831 г. против австрийских войск. Восстание было подавлено и Луи, вместе с матерью, бежит в Англию.

       Мать Гортензия воспитала сына, как наследного принца и с юных лет внушала ему веру в его великое предназначение, и он перед трудностями не отступает. В Англии Луи публикует несколько брошюр, в которых восхваляет Наполеона I. “Только он один сумел понять волю провидения, проникнуться народными чаяниями и повести за собой народ к великой цели” - пишет принц в одной из своих работ.

       В 1836г. за попытку поднять мятеж против королевской власти он был арестован. Тем не менее, король Луи-Филипп отнесся к нему снисходительно,  дал Наполеону 15 тысяч франков и отправил его в Нью-Йорк. В 1840г. Наполеон тайно вернулся во Францию и снова попытался поднять мятеж. Этот мятеж был более подготовлен и финансово и организационно. В воззвании к народу принц пишет - “Французы! Я вижу перед собой блестящее будущее моего отечества, я чувствую, что тень императора ведет меня вперед; я не остановлюсь, пока не достигну славы Аустерлица, пока не возвращу нашим знаменам орлов, народу – его прав”. Увы, фортуна опять отвернулась от Луи Наполеона, он был арестован, приговорён к пожизненному заключению и помещен в крепость Ам.
      
       Целых долгих шесть лет провел он в этой тюремной крепости. За это время он написал несколько сочинений на общественно-политические темы, в которых доказывал, что Франция нуждается в режиме, сочетающем лучшие качества монархии и республики — порядок и свободу. Только в мае 1846 г., сбрив усы и бороду, и, переодевшись в одежду строительного рабочего, принц бежал из тюрьмы и укрылся в Англии (чем не сюжет для приключенческого романа А. Дюма). В холодном и туманном Альбионе он вращался в светских кругах, но не произвел благоприятного впечатления. Внешность его была заурядна, а политические идеи не оригинальны. Выделяла его, лишь непоколебимая вера в свое предназначение и в то, что рано или поздно он станет императором Франции. “Вера в мой жребий – это моя единственная надежда, меч императора – моя единственная опора”. Эта фраза, характеризующая будущего императора как личность, в то же время является тем стержнем, на котором зиждется целостность характера Луи Наполеона.

       Принцу удалось возвратиться во Францию только после Февральской революции 1848г. На выборах в парламент, возглавляемая им партия бонапартистов, одержала победу в нескольких регионах. Успех вдохновил Луи-Наполеона на участие в президентских выборах, где 10 декабря 1848 г. Луи-Наполеон одержал убедительную победу и стал президентом Франции. Национальное собрание фактически лишилось рычагов управления страной и как следствие заменено  Законодательным корпусом. Срок полномочий президента был продлен до 10 лет.  В течение всего 1852 г. шла усиленная агитация французов за империю, и на всенародном референдуме 21 ноября большинство народа высказалось "за". В этом же году была опубликована новая конституция, дававшая Наполеону исключительные права, вплоть до назначения преемника, вскоре вторая республика уступила место второй империи, а президент провозглашен императором Наполеоном III. Из прежних символов Французской революции Наполеон III оставил только трехцветное знамя, с которого убрали крамольные слова - Liberte, Egalite, Fraternite.

       В своей деятельности Наполеон III опирался на  промышленную и банковскую буржуазию, зажиточное крестьянство при практически полной поддержке верхушки французской армии. Биржа отреагировала на установление авторитарного правительства мгновенно, значительно повысив курс большинства ценных бумаг. Наполеон III понимал необходимость экономического прогресса и всячески ему содействовал. Несмотря на экономический кризис 1857г. и 1866 - 1867 гг., императору удалось принять ряд решений, оказавшихся крайне благоприятными для экономики Франции. Этому способствовала и промышленная революция, начавшаяся во Франции в начале Х1Х века.

       Последние годы правления Наполеона прошли под знаком реформ. Военный режим империи постепенно преобразовывался в конституционную монархию классического типа. Снятие ограничений на деятельность акционерного капитала, заключение договора о свободной торговле с Великобританией, реконструкция Парижа, строительство Суэцкого канала (1859-1869гг.), проведение в столице Франции всемирных выставок (1855г., 1867г.), появление множества крупных и мелких промышленных предприятий, привели к росту деловой активности и ускорению индустриализации. При Наполеоне  была создана эффективная служба прогноза погоды, состоящая из 13 метеостанций. Руководил этой службой ведущий астроном Франции У. Леверье, которым и была создана первая в мире прогнозная карта погоды.

       Стремительно росла французская колониальная империя. Владениями Франции стали Сенегал, Новая Каледония, Индокитай. В тесном союзе с Англией император выступил против России. Победа в Крымской войне снова сделала Францию первой державой на континенте. Война закончилась подписанием Парижского мира 18 марта 1856 года. Этот день был выбран французским императором Наполеоном III не случайно - в отместку за вступление русских войск в Париж 18 марта 1814 года. Это был реванш за разгром Наполеона I русскими войсками в Отечественной войне 1812 года и за взятие ими Парижа в 1814 году. С 1867 г. была восстановлена свобода слова, а в 1870 г. была утверждена новая конституция, значительно расширявшая права законодательных органов. Таким образом, Французская империя стала превращаться в классическую конституционную монархию.

       29 января 1853г. Наполеон III вступил в брак с дочерью испанского  графа де Монтихо - Евгенией. Император с первого взгляда влюбился в  Евгению Марию Игнасиа Августину Палафокс де Гузман Потртокарреро и Киркпатрик де Платанаца де Монтихо де Теба – так звучало ее полное имя. Она родилась в 1826 в Гранаде (Испания). Отец Евгении - испанский граф Мануэль - Фернан де Монтихо дал дочери блестящее образование (во Франции и Британии). Евгения славилась своею  красотою, и после замужества стала законодательницей мод для всей Европы. Наполеон III бросил вызов нации, когда сделал императрицей женщину не королевского происхождения. Он заявлял: «Я предпочел женщину, которую люблю и уважаю, женщине, неизвестной мне». Для него графиня была самой красивой женщиной во всем мире. В 1856г. у императорской четы родился наследник - принц Наполеон Эжен Луи Жан Жозеф.

       Новый двор, возрожденный по образцу Первой империи, разместился в Тюильри. Были восстановлены строгий придворный этикет, многочисленные придворные должности и императорская гвардия. Особый  блеск  двору придала 26-летняя императрица, ставшая достойной парой своему мужу, она трижды была регентшей, исполняя обязанности отсутствующего во Франции по разным причинам, императора. К примеру, она управляла государством во время похода Наполеона в Италию и путешествия в Алжир. В дальнейшем, Евгения играла одну из первых ролей в государственном управлении, ощутимо влияя на внешнюю политику Франции.
 
       Сам Наполеон III не любил пышности, и частная жизнь его отличалась простотой, но на придворную роскошь он смотрел, как на средство своей власти. Перед художественными институтами Франции Наполеоном III и императрицей Евгенией была поставлена задача создания нового стиля, соответствующего статусу Второй империи. Стиль Французской реставрации (1815 -1830гг.), сменившийся, после восшествия на престол короля Луи – Филиппа (1830 – 1850гг.) новым художественным стилем с элементами, характерными для Готики и Ренессанса, не удовлетворял амбициям императорской четы. Венценосная пара горела желанием, как можно скорее вдохнуть жизнь в забытое  искусство Первой Империи. Перемены в художественной жизни Франции начались с восстановления статуи Наполеона Бонапарта на Вандомской колонне в Париже.
   
       Императрица  Евгения стремилась ввести моду на «стиль Людовика XVI». По мнению В. Г. Власова, в соединении с элементами Ампира, Итальянского Возрождения и Барокко, этот стиль и составил основу Второго Ампира во Франции. Конечно, создаваемый стиль был эклектичен, поскольку для его формирования были объединены техники декоративного исполнения, орнаментальные  мотивы, конструктивные элементы и декор предшествующих стилей. По своей сути Второй Ампир во многом был синкретичным стилем, тем не менее, на общем художественном фоне периода Историзма ХIХ в. Второй Ампир заметно выделялся своей пышностью и помпезной роскошью.
 
       Обладая колоссальными, по тем временам, материальными, финансовыми и людскими резервами, Наполеон III осуществил несколько  масштабных проектов. В 1854г началось строительство Суэцкого канала, законченное только в 1869г., к его торжественному открытию  была заказана у Джузеппе Верди, соответствующая этому грандиозному событию, опера. Так появилась бессмертная "Аида”. В 1853-1869 гг. был реализован генеральный план перестройки центра Парижа, разработанный архитектором, бароном Ж.-Э. Оссманом. Со времени поселения первых племен паризиев в III веке до н.э.,(откуда собственно и произошло название столицы Франции) у слияния рек Сены и Марны ,город развивался бурно, но хаотично.
      
       Согласно плану Ж.-Э. Оссмана, город прорезали широкие магистрали, были разбиты парки и бульвары. Именно тогда планировка центра города приобрела свои современные черты. Столь грандиозное предприятие было первым в истории европейской архитектуры. Затем было построено в стиле Второго Ампира огромное здание Большой Оперы (Grand Opera) в Париже - проект архитектора Ш. Гарнье. В этом здании были соединены элементы, типичные для архитектуры Итальянского Возрождения - сдвоенные колонны с аркадой,  тяжелый декор и необычной формы  барочный купол. Фасад украсили скульптурные работы выдающихся мастеров Ж.-Б. Карпо и А.-Э. Каррье-Беллёза. В интерьерах Ш. Гарнье использовал мрамор разноцветных пород, золоченую бронзу, мозаику, декоративные росписи, ковры, хрустальные люстры, зеркала, мраморные и бронзовые статуи. Стиль здания получился во многом подражательным и эклектичным, тем не менее, Ш. Гарнье, один из авторов Второго Ампира, считал его новым и оригинальным. К слову сказать, императорская чета въезжала по пандусу в подобающую их статусу ложу театра в карете.

       В 1852-1868 гг. архитектор Э.-М. Лефюэль перестроил Лувр, выделив в нем чрезвычайно богатый Большой двор Наполеона, сохранившийся до настоящего времени. Придворным скульптором был назначен талантливый ваятель Жан Батист Карпо. Одна из наиболее удачных его работ - выполненный в 1873г. бюст Наполеона III. Главным символом стиля Второй Империи стала знаменитая статуя Свободы, модель которой была выполнена французским скульптором Ф.-О. Бартольди в 1878г. В 1886г. “Свобода”, отлитая из нержавеющей стали, была подарена правительством Франции городу Нью-Йорку.

       Живопись эпохи Второго Ампира, это искусство знаменитых парижских Салонов, - эклектичная, написанная с техническим блеском, показной легкостью и элегантностью, зачастую с заманчивостью сюжета. В этой живописи, тем не менее, все было чересчур реалистично, ничего грубого или отталкивающего. Особенно модными были сюжеты на темы  античности. Лидерами парижских Салонов 1847г. и 1863 г. стали «Римляне эпохи упадка» Т. Кутюра и «Венера»   А. Кабанеля. В этом же ключе  (стилизации под античность) писали свои полотна и ведущие художники парижского Салона Ж.-Л. Жером и Ж.-Л. Хамон. Ж. – Л. Жером прославился и как скульптор,  создавая, имевшие успех у салонной публики, мраморные статуи обнаженных женщин "под антики", натурально раскрашенные, вплоть до имитации цвета волос и ногтей.

       Собственно, с этого времени стало нарицательным выражение "салонное искусство". Салонные живописцы Второй Империи считали себя последователями Ж.-О.-Д. Энгра - выдающегося художника академического направления, поздние произведения которого действительно близки салонной живописи. Только немногие художники  противопоставляли себя парижскому Салону. Это талантливые мастера Э. Делакруа и Г. Курбе. В 1863 г., с разрешения Наполеона III,  в Париже был организован «Салон Отверженных», где выставляли свои картины, отвергнутые официозным мнением художники - Г. Курбе, Э. Мане, Э. Буден, Дж. Уистлер, а с 1874 г. в этом  салоне стали выставляться и импрессионисты.

       Императрица Евгения любила живопись и часто приближала к себе нравящихся ей художников. Среди прочих, она выделяла немецкого портретиста, ставшего, благодаря этому, очень модным и востребованным, Франца Винтергальтера. Однообразие его бесчисленных портретов не смущало заказчиков, зато дамы на них были миловидны, кокетливы, в одинаково модных платьях.

       В мебели аристократических гостиных почти безраздельно господствовал стиль «Буль», главным образом, это была продукция парижской фирмы семьи Вассмю.  Процветала мода на дорогую и громоздкую мебель, пышные занавеси, позолоченную бронзу. Дворцовая мебель в стиле Людовика XIV сочеталась с роскошными  рамами для картин, где гипс и дерево тонировались под бронзу,  а на интерьерную бронзу наносилась позолота, или искусственная патина. Художественная индустрия процветала, но ее эстетика была направлена на удовлетворение, еще окончательно не сформировавшиеся вкусы набирающего силу среднего класса.

       Бронзолитейные мастерские в больших количествах изготавливали оправы для зеркал и изделий севрской мануфактуры, всевозможную фурнитуру для мебельного производства и каминные часы, зачастую в комбинации с канделябрами или вазами. Художественное производство севрской мануфактуры практически не имело аналогов в Европе. Промышленными методами в немалых объемах изготавливалось столовое серебро. В стране процветало и керамическое производство, где общепризнанным мастером был Ж.-Т. Дэк, подражавший в своих работах фаянсам Сен-Поршера, итальянской майолике эпохи Возрождения и турецким полуфаянсам. Первым изделием, сделанным из алюминия, была погремушка, приготовленная для Наполеона IV. Сам Император очень часто дарил своим самым почетным гостям ножи и вилки, выполненные из чистого алюминия. В те времена алюминий был столь редок, что его цена превышала цену золота.

       Несмотря на общее благоприятное положение Франции, достигнутое во многом благодаря таланту Наполеона III, часть французского общества, представленная леволиберальной оппозицией, по-прежнему осуждала империю как незаконный режим и требовала вернуться к республиканскому правлению. Крах Второй империи ускорило поражение Франции в войне с Пруссией, закончившееся пленением Императора. Вслед за этим, в Париже вспыхнуло восстание, и 4 сентября Франция была провозглашена республикой (Третья республика, 1870-1940гг.). Императрица Евгения с сыном бежали в Великобританию. Низложенному императору тоже позволили уехать в Англию.
 
       Последние годы жизни Наполеон III провёл с семьёй в замке Чизлхерст близ Лондона, где он и умер вследствие неудачной хирургической операции. Посмертную маску с Наполеона III снял его любимый скульптор Жан Карпо. Единственный сын этой венценосной пары Наполеон  Эжен, после кончины отца был провозглашен бонапартистами Наполеоном IV, но в 1879 году  он погиб в Южной Африке в стычке с зулусами. Эжени основала аббатство Св. Михаила в Фарнборо, как мавзолей для покойного мужа и сына. Там же была похоронена и сама императрица  (1826 —  1920гг.)
 
       Наследие Наполеона  III переоценить трудно. Он оставил после себя цветущую Францию, в государственном устройстве которой соединил принципы народного суверенитета  и монархической (диктаторской) власти, принципы, весьма популярные среди многих современных правителей. Но наряду со многим  другим, этот талантливый правитель подарил миру великолепный художественный стиль – Второй Ампир, оказавший существенное влияние на развитие всего европейского искусства второй половины ХIХ и всего ХХ века.

Техническое оформление текста Яны Бурдо