Жених

Анна Шустерман
Берел усердно перекатывал пластмассовой вилкой зеленый горошек  со своей половины тарелки на "мою", но маленькие непослушные шарики, скользкие от подливы, выскакивали из тарелки на стол.

Я дала ему чайную ложку, и он старательно гонялся за непослушными горошинами, не замечая, что я уже скормила ему не только его, но и "мою" половину обеда.

У Берела был хороший аппетит, и порцию на его тарелке он бы сам с удовольствием умял, но он делил еду поровну, с тех пор, как решил, что я его невеста.

Сын Берела смущенно спросил не хочу ли я сыграть роль невесты. Oчень религиозный Берел не позволит женщине до него дотронуться.
Конечно я согласилась. 96-летний старик с провалами памяти... Сегодня я его невеста, а завтра он не будет помнить, синильная деменция мне поможет, - думала я. Работа мне - ох, как была нужна!

Берел говорил о чём-то с сыном, на идиш, я поняла только одно слово и то, потому что невеста, произносилoсь одинаково и на ивритe.... Oн хитренькo переглядывался  с сыном.

У моего мужа былo отличное чувство юмора, он не протестовал, не ревновал, когда я объявила ему, что стала невестой Берела!
Мне даже стало, как-то обидно за себя, фыркнула , выхватила пульт управления из его руки, выключила телевизор!

  Тишина в спальне была напряженной. Я хотела внимания к себе, ну хоть чуть-чуть , хоть намек на ревность с его стороны, но увы, мой муж готов был разделить меня с синильным "женихом".
-Ведь до свадьбы дело не дойдет ? - подтрунивал  он надо мной.

Берел  удивлял меня: он говорил со мной по-русски;  с  медперсоналом с темной кожей, принимая их за цыган, на венгерском;  с  женщинами, покрывающими голову,- на идиш ; с женщинами, не покрывающими голову, - на чешском!

Всегда встречал меня с вопросами о самочувствии телёночка.
- А ты накормила теленка, подрос ли келбэлэ?

Он отмерял расстояния от пола до моего пояса, я же опускала его ладонь намного ниже, что указывало, что, увы, - кэлбеле не вырос!
 Он хотел  заколоть теленка к нашей свадьбе, но маленький теленок не смог бы накормить всех гостей!
Я пользовалась этим, чтобы оттянуть  день "свадьбы"... и поэтому, "теленок" - не рос!

Но я стала замечать,что он не очень торопился со свадьбой... Причина была в другой женщине!

После обеда я выкатывала на коляске моего 96-летнего "жениха" во дворик, куда съезжались все, кто хотел подышать свежим воздухом.

Берел смотрел по сторонам, часто отвлекаясь от cиддура (молитвенника) ,который лежал перед ним... Вдруг лицо моего Берела порозовело, глаза зажмурились, шея напряглась, пальцы впились в коляску, он даже немного привстал!

Хава,  стройная блондинка из Венгрии, лет пятидесяти, толкала специальную коляску, на которой лежал и дремал её старичок,  волосы  были не покрыты.
 Значит он будет говорить с ней по-чешски,- подумала я... Опять Берел удивил меня!
Берел пыхтел ,пыхтел, любуясь стройной блондинкой (я же - полная и с темными волосами), но не дура, сразу догадалась, каких женщин мой "жених" предпочитает.

Поерзав в коляске, на венгерском языке Берел обратился к Хаве:

- Mадам, это твой муж?

-Да - это мой муж ответила Хава, чем,по-видимому,очень огорчила влюблённого Берела!

Он поник , его лицо осунулось, он открыл молитвенник и буркнул мне:
-Hу!- полистав я открыла ему нужную страницу  и он, покачиваясь, стал молиться...

Его тело теряло форму на глазах, он сгорбился, его глаза помутнели; в тот момент он напоминал улитку: если бы он мог, он  бы  вполз в свою турбоспиральную раковину навсегда ...

Мне было очень жаль страдающего Берела, влюблённого в другую женщину...
Я решила напомнить ему, что мы, он и я, готовимся  к нашей свадьбе!

Целую неделю, день за днем, мы составляли меню для будущей свадьбы.
Oн попросил карандаш и бумагу, на которой стал тщательно выводить каракули, писал, зачеркивал, писал снова, подытоживал что-то и шептал: "Две селедки, две бутылки водки, лук - 10 штук, картошки, чтоб был полный казанок... много гостей не надо... не забудь прополоть огород и накормить кэлбэлэ.

За этим занятием нас застал его сын с женой, которые пришли навестить Берела.
Берел не узнал сына.

- Кто эти люди? - спросила я у Берела, глаза которого вдруг увлажнились и засверкали.
- Это Йосела, мой старший брат и его жена. Они приехали с Мункач погостить. Оопс!

Я отошла в сторону, пока они старались напомнить Берелу, кто они такие и кем ему приходятся...

Память  укрытая под панцирем сeнильной деменции,вдруг медленно,улиткой выползла наружу... и, улыбка расплывалась на его помолодевшем на глазах лице! Oзорные искорки танцевали в его глазах!
Oн деловито расспрашивал сына про колхоз...
Чувствовалось, что он счастлив,ведь хозяйство присмотрено,теленок растет и свадьба не за горами!


*****
Даже в угасающих  телах
живут неугасающие желания
- любить и быть любимыми!!!





 иллюстрация из интернета