О пользе семейного чтения

Людмила Дудка
И без Пушкина можно прожить, 
И без музыки Моцарта тоже, 
Без всего, что духовно дороже,
Без сомнения, можно прожить -
Даже лучше, спокойнее, проще,
Без нелепых страстей и тревог,
И беспечней, конечно, и дольше... 
Только как  этот вынести срок?
            Вот так о  влиянии искусства на человека написала поэт и прозаик Елена Тахо-Годи. В ракурсе политических событий 2015-й, объявленный  Годом литературы, имеет не только духовный, но и символический смысл.  Являясь многонациональной страной, с богатой культурой и многовековыми традициями, мы понимаем  и подчеркиваем  самобытность русской литературы, оказавшей и оказывающей огромное влияние на привитие человечеству нравственных, духовных основ. Президент страны неоднократно высказывал идеи о повышении общего культурного уровня наших соотечественников, уровня их образованности. Без сомнения, подобная направленность поспособствует сохранению культурного наследия в нашей стране, его распространению среди подрастающего поколения, она  позволит  и дальше развивать духовные и моральные ценности общества.
            Сегодня мне хочется поговорить с родителями, дети которых обучаются в учебных заведениях нашего района, в частности с родителями старшеклассников, о пользе семейного чтения. Давайте читать вместе! Можно знакомиться с произведениями русских писателей и поэтов последних десятилетий как в бумажном варианте, так и в электронном. Можно перечитать произведения известных классиков, попытаться найти параллели времен, точки соприкосновения эпох  и людей.
            Мы сейчас читаем с десятиклассниками малую и большую прозу Виктора Астафьева – «Людочка», Владимира Тендрякова – «Хлеб для собаки», Людмилы Куликовой – «Свиделись», Юрия Бондарева -  «Простите нас!», Захара Прилепина - «Я пришел из России», Даниила Гранина – «Мой лейтенант». Это произведения  (рассказы, повести, эссе, романы)  совершенно разных по своим политическим воззрениям, эстетическим стилям, художественным направлениям авторов, но их проза актуальна и  нравственна, а тематическая направленность  востребована нашим временем: добро и зло, равнодушие и милосердие, патриотизм и предательство, любовь, семья, самоопределение. Поэтому наряду с произведениями классиков 19-го века, творчество которых изучаем со старшеклассниками по программе, читаем и современную литературу, чтобы думать, думать, думать…чтобы четко различать, где добро, а где зло; чтобы молодые учились жизни и были нравственно стойкими людьми, учились противостоять лжи, насилию, химере; чтобы у юношей и девушек было реалистичное представление о современном мире. На русскую литературу возлагается миссия проповедника совестливости, веры и гуманизма. Вообще, национальная психология русского человека устроена таким образом, что в книгах он ищет ответы на вопросы, которые его волнуют, тревожат.
            Учителя русского языка и литературы просят родителей организовать семейное чтение, чтобы раздвинуть рамки школьной программы:  литература помогает формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма, приобщая молодых людей к общечеловеческим ценностям. Чтение хорошей книги – это нравственное прозрение читателя.
            Перед праздниками звонил один из бывших учеников и с восторгом отозвался о прочитанных романах З.Прилепина. А я помню, что этот взрослый человек, отец трех красивых девчушек,  в школе совершенно не любил читать. Но вот подошло время всмотреться в себя, задуматься над какими-то важными постулатами нашей жизни, и пришла жажда чтения – процесс  совершенно естественный. Так вот Максим сказал, что своих дочерей приучил к раннему чтению, что привитие культуры семейного чтения сближает детей и взрослых, дает пищу для разговоров и споров.
На одном из родительских собраний поинтересовалась у мам (ни одного отца на собрании не было), читают ли они. Оказалось, что читают, но абсолютно разные книги, то есть  общего чтения в семье нет. Через полгода задаю тот же вопрос, и уже совсем дугой ответ: в семьях в качестве эксперимента прочитали одну и ту же книгу - сколько же разговоров и споров она вызвала: о жизни, о человеческом несовершенстве и о путях преодоления трудностей.
Прочитанная книга дала пищу для беседы за виртуальным круглым столом не на уровне быта, а на уровне жизненных приоритетов и самосовершенствования, духовного развития и взглядов на окружающий многополярный мир. Речь шла о произведениях  Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» (роман наполнен страшными картинами смерти, разрушения и невероятной энергией сопротивления безвременной смерти) и Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» (это история жизни мальчика, которого воспитывает деспотичная бабушка; она учит его ненавидеть собственную мать, но ребенок плохо поддается такой обработке сознания). Разговор на родительском собрании перешел в бурную дискуссию о воспитании в семье.
            Год литературы в образовании начнется с проведения муниципального творческого конкурса для обучающихся 9 и 11 классов  в формате написания  сочинения-рассуждения  по заданному тексту, имеющего цели привития  сознательной речевой культуры, развития творческих способностей и формирования  идейно - нравственной и гражданской позиции. Следующим мероприятием станет муниципальный тур Всероссийского конкурса выразительного чтения «Живая классика». А в апреле пройдет Читательский марафон «Литературный эрудит», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 110-летию со дня рождения Михаила Шолохова. Мы очень надеемся на то, что родители помогут своим детям привить интерес к чтению, но для этого родителям тоже надо читать.
            Кстати, победителем конкурса «Книга года-2014» в номинации «Проза года» признан Захар Прилепин – его роман «Обитель», главный герой которого совершает обход всех кругов Соловецкого ада и показывает его обитателей. Смелость произведения заключается в том, что автор  дал слово и палачам, и жертвам; с потрясающей откровенностью написал о степени личной свободы и степени предельных физических возможностей. Роман  читается на пределе нервов: « Человек темен и страшен, но мир человечен и тепел», - в этих словах звучит надежда, без которой наш мир был бы обречен…
Лауреатом «Русского Букера-2014» стал Владимир Шаров (роман «Возвращение в Египет»). Это очень интересное произведение, которое представляет  историю семьи  в письмах, семья связана родством с Н.В.Гоголем.  Это уже ХХ век, перед нами предстают разные судьбы (счастливые и несчастливые) людей и какая-то мистика: допиши классик свою поэму "Мертвые души", российская история пошла бы по другому пути…
Вообще, в последние годы наша литература как бы обрела второе дыхание, и есть смысл ее читать, размышлять вместе с авторами о жизни и находить пути  исповедания, надежды, душевного света в конце тоннеля пессимизма и нравственного тупика. Чтение хорошей книги, даже если это трудное чтение о   трагичном, уменьшает стресс, увеличивает словарный запас речи, обогащает духовное сознание человека,  помогает  в саморазвитии, в личностном росте. Книги играют важную роль в психологическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. У них не может быть конкурентов ни со стороны телевидения, ни со стороны компьютерных игр. Привить эту мысль детям должны  и родители, и педагоги.