Лондон. Pleas do not climb

Борис Готман
  Время приближалось к полуночи,  моросил мелкий дождик, но мы продолжали внеплановую  прогулку по лондонскому Сити,  стараясь не отставать от нашего замечательного гида Анечки Горен.
 
  Группа спустилась по ступеням рядом с расцвеченным огнями зданием Ллойда. Я немного задержался около него, фотографируя  необычные фасады.
    
  Когда вслед за товарищами спустился по выложенным  в виде амфитеатра ступеням, увидел не совсем обычную скульптурную композицию. 
   
  На небольшой площади была установлена горизонтальная плита, как мне показалось из-за дождя, сделанная из белого мрамора.
   
  На этой плите как на циферблате были прикреплены, словно часовые штрихи, двенадцать пар обуви. Мужские и женские ботинки и туфли, старые и новые,  зимние и летние, модные и не очень…
       
  Связывающие обувь шнурки  дополняли очертания циферблата,  в то же время образуя  некую черту.
    
  Под плитой была надпись:  "Pleas do not climb" –  "Пожалуйста, не карабкаться (или, "не влезать").  И всё, больше никаких табличек. Ни названия, ни имени автора.
    
  Конечно, не мог не сфотографировать эту композицию хотя бы для того, чтобы потом выяснить, что она должна символизировать.
    
  Вот эта фотография в правом верхнем углу моего коллажа.
   
  Первое, что пришло мне в голову – эти связанные между собой башмаки продолжают  тему знаменитого мемориала в память евреев, расстрелянных венгерскими пособниками нацистов на набережной Дуная в Будапеште.
   
  Снимки фрагментов этого мемориала я поместил слева от лондонской композиции.
    
  Евреев привозили к дунайской набережной на грузовиках, там строили в шеренги приказывали снять обувь.
      
  После  этого их  заставляли  перейти на баржи и увозили в неизвестном направлении.
      
  Если барж не хватало, расстреливали прямо на этом пештском берегу…
      
  Оставленную жертвами на набережной обувь отправляли  на продажу или использовали  сами палачи.
      
  Поэтому Будапештский мемориал - это отлитые  из чугуна  60 пар  мужской, женской и детской обуви — стоптанные ботинки, туфли, башмачки, стоящие вдоль набережной у края воды.
      
  Количество  расстрелянных  исчислялось тысячами…
      
  Для экономии патронов палачи  связывали  группы  евреев между собой  и стреляли  только в первого — падая, он увлекал за собой  в дунайские волны  остальных…
      
  Вот я и подумал, что именно это хотел выразить неизвестный мне тогда скульптор.
      
  Пока я фотографировал эту плиту и пытался найти надпись, Анна с группой ушли довольно далеко, поэтому спросить у неё тогда не получилось.
      
  Только недавно, после тщетных попыток  найти что-то об этой лондонской экспозиции, я попросил помощь  у всезнающей Анны.
       
  Очень скоро Анна сообщила, что автор работы – скульптор  Сигалит Ландау, и что названием  скульптурной композиции служит цитата из Аристотеля:  "O my  friends, there are no friends"  ("О, друзья мои!  Нет на  свете  друзей!").
         
  Из письма Анны, а потом и из интернета узнал,  что  12  пар обуви выполнены из бронзы и связаны между собой настоящими, не  бронзовыми шнурками. То есть, по замыслу скульптора, все эти туфли и ботинки выстроились в круг,  протянув друг другу свои веревочные руки.
   
  Впервые  эта скульптурная композиция была выставлена  в израильском павильоне   во  время венецианского бьеннале   2011.

  Автор композиции,  скульптор  Сигалит Ландау,  говорит, что эта работа славит будущее общество,  которое сумеет оставить в истории лучший след, чем мы сегодняшние. Она  верит, что у людей будущего будет больше солидарности, щедрости и  воображения. Шнурки, говорит она, как вены, которые связывают этих людей в  единый организм …

  Вот такие неожиданные детали.

  В интернете нашёл много материалов о Сигалит Ландау, весьма, как оказалось,  эпатажной даме.

  Если кто-то из читателей заинтересуется ею и её работами, учтите, смотреть её сайты следует в отсутствие у экрана детей!

  Прочитал и её слова о том, что когда она готовила  свою композицию,  ничего о Будапештском мемориале  не знала…

  О её незнании свидетельствует и фото с её сайта, на котором мы видим  "процесс" возникновения  сюжета  -  маленькую девочку, связывающую шнурки туфель сидящим за столом людям.

  Сигалит Ландау говорит, что своей работой она славит будущее…

  Но, по-моему,  прежде, чем рассуждать о будущем, не мешало бы изучить хотя бы недалёкую историю.

  Поэтому самой Сигалит очень подходит  надпись,  сделанная под её творением: "Pleas do not climb" –  "Не влезать!"

  Справка из Википедии:   Массовые расстрелы евреев в Будапеште производились членами венгерской нацистской партии «Скрещённые стрелы» в конце Второй мировой войны, в 1944 — начале 1945 годов. Чтобы не заниматься захоронением, нацисты расстреливали жертв на берегу реки, для экономии пуль сковывая цепью в 50—60 человек и стреляя только в первого — падая, он тянул за собой остальных[1][2][3].
  Евреев привозили к дунайской набережной на грузовиках, приказывали снять обувь и увозили на баржах в неизвестном направлении. Оставленная на набережной обувь шла на продажу или использовалась фашистами для собственных нужд[2][4].
  Количество расстрелянных счислялось тысячами. Точные цифры неизвестны — тела унесла вода[3].
  Будапештское гетто было освобождено советскими войсками 18 января 1945 года[4].
  Идея мемориала на набережной Дуная принадлежала режиссёру Кену Тогаю и была воплощена венгерским скульптором Дьюлой Пауэром[2]
  Памятник установлен на пештском берегу Дуная, недалеко от здания венгерского парламента. Открытие состоялось 16 апреля 2005 года, в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне[3].
  К памятнику приносят цветы, на набережной оставляют зажжённые лампадки[3]      

  В 2013 году газета «Аргументы и факты» включила будапештский мемориал в число 18-ти «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке[3][6], так же характеризуют его и другие источники[7]