Прости, Петрович

Владимир Пастернак
   - А это ты, Петрович? Давненько не было.

   Как всегда, он зашел с чёрной обтёрханной хозяйственной сумкой с торчащими донками*.

   - Хворал я маленько, лёгкие застудил. В сорок третьем сутки в холодной воде просидел и ничего, а тут...

   - Слышал я про твои ночные приключения.

   - Шо, СашкО мой растриндел? Небось, лодку запретил давать? Так я без лодки порыбачу. Вон с мостика брошу доночки, бычков потаскаю.

   - Никуда твои бычки не денутся, садись, рассказывай.

   - А шо рассказывать, если ты уже всё знаешь? Встал отлить, лодку шкивануло, ну и я, бултых...Мне не впервой за бортом полоскаться. Первый раз в Империалистическую, будь она не ладна. Я тогда на линкоре «Императрица Мария» матросом служил. Пошел в гальюн*, а тут, как бабахнет...в  общем, я свою надобность уже в воде справлял. Много братвы утонуло, а мне повезло.

   - Петрович, ты давай не увиливай, байки твои морские я уже все наизусть знаю, ты мне лучше скажи, кто тебя в этот раз спасал.

   - Кто-кто? Пацаны. Байдарки вышли на тренировку в 8 утра...

   - Так ты всю ночь до восьми утра на лодке висел?! А вылезти не пробовал?

   - Как не пробовал? Всю ночь только и делал, что пробовал.

   - Ну, ты даешь! Слава Богу, вода сейчас не холодная.

   - Водичка-то не холодная, да только воспаление схватил. Двухстороннее.Знаешь,как меня СашкО ругал за то, что сразу не поплыл к берегу. Для меня полмили – как фокстрот для тёти Цили.

   - Так чего же ты полоскался всю ночь?

   - А лодка?! Лодку значить бросить и скоренько спасать свою жопу?

   - Лодку, Петрович, списать можно, а таких ценных кадров, как ты, раз-два и обчёлся.

   - Мне Сашко то же самое сказал, только маленько покруче. Ладно, давай чайку по десять капель глотнем и пойду рыбачить.

   Чайком Петрович называет крепчайший самогон, настоянный на ореховых перемычках.

   - Закусь у меня - сам знаешь какая, - Петрович высыпал на газету десяток сушенных бычков, - ты чисть, а я разолью.

   - Ишь ты, какие пузатые!

   - Это у меня «мартовичок» задержался. Полнёхоньки икры!

   - Ладно, Петрович, за что пить будем?

   - Мы что первый раз с тобой чаевничаем? За братиков моих, за морячков.

   - За моряков!

   Мы выпиваем, не чокаясь, и я вижу, как у Петровича начинают влажнеть глаза. Сейчас снова будет рассказывать про «Императрицу Марию» или про то, как его в Отечественную немецкая подводная лодка торпедировала. Но он молчит.
И я молчу, смотрю на этого сухого, просоленного и обветренного всеми ветрами старика и думаю о том, сколько процентов правды в его байках. Ну, не может один человек столько пережить и столько успеть! Что-то здесь не так. И Александр Иванович, внук его, он на водной станции «Авангард» самый уважаемый тренер, тоже предупредил, чтобы я ни в коем случае не выдавал деду лодку. А еще сказал, чтобы не слушал его байки. Так и сказал: «Не пей с дедом, он, когда выпьет лишку, таких баек тебе понарассказывает, Джек Лондон отдыхает». СашкО любит деда, но его раздражает, что он «вечно здесь ошивается», ну и, конечно, «чаепития» в боцманской...

   - Петрович, очнись! Ты как на флот попал?

   - Сам же говоришь, что слышал сто раз мои байки.

   - Ничего, послушаю в сто первый.

   - В  14-ом мы с отчимом уголь возили в порт, он кочегаром на паровозе был, а я у него - вроде помощника. Однажды пока уголь сгружался, я тайком на турецкий пароход залез. У меня давно мысля была сбежать в Стамбул, я даже кулек сухарей за пазухой носил, на всякий пожарный. Пробрался я на «турка» на этого и закопался в угольной яме. Не знаю, сколько я просидел там, может сутки, а может, двое...Сухари кончились, а мне пить охота, хоть помирай. Ну, я и вылез оттуда. Кочегары турецкие, как увидели меня чумазого, аж лопаты побросали. Притащили к капитану, сидит жирная турка и лыбится. Даже попить не дали, заперли в трюме до самого Стамбула. В Стамбуле меня турчина своему приятелю продал, тоже капитану. Так я попал на контрабандистскую шхуну.
 
   - А сколько тебе было?

   - Шестнадцать. Вот так и началась моя морская жизнь. Год юнгой отходил, а потом тюрьма. Поймали нас с контрабандным грузом. Мы в Одессу чулки шелковые и табак гнали, а назад – оружие. Вот нас и сцапали...Ты фонарик мне еще не стырил?

   - Будет тебе фонарь, не торопи. На следующей неделе схожу к путейцам, там у меня кореш работает.

   - Только, гляди, чтобы он, как у стрелочников был!  С ним рыбачить ночью – одно удовольствие. Ладно, пойду на мостик.

   Петрович вышел и забыл свою сумку с донками, хватаю и бегу догонять.

   - Ты куда собрался, рыбак хренов?! Может удочки возьмёшь?!

   Петрович хитро улыбается.

   - Я это специально, чтобы ты проводил старика, а то споткнусь ненароком. Жди этих спортсменов!

   Мы останавливаемся на краю мостика и он долго шарит в сумке.

   - Всё, отрыбачил, пошли дальше чаевничать! Банку с червями дома оставил.

   - Ну, ты даешь! Дам лопату, копни речного.

   - Да я, если честно, и ловить-то не очень сегодня настроен. Справа, вот здеся еще побаливает.

   Мы возвращаемся в боцманскую, Петрович достаёт початую бутылку. Тем временем я выуживаю из холодильника два вареных яйца и кусочек ветчины. Сейчас с нас можно писать картину «Рыбаки пьют чай». Стоящие у стены вёсла, куча канатов и якорей, спасательные жилеты...

   Работаю я на железной дороге, водно-спортивная станция «Авангард» - моя летняя подработка, дежурю пару раз в неделю, выдаю лодки, подновляю краской номера.

   - Ты бутылку убери со стола, а то, не дай Бог, Сашка твой зайдет или начальство.

   - Сашка уехал со своими на соревнования.

   - Э-эх, серьёзный у тебя напиток, Петрович! Давай, трави байки.

   - Не надоело? Ладно, давай про Врангеля расскажу.

   - Про Врангеля я уже сто раз слышал.

   Эту байку Петрович мне уже рассказывал и я помню всё наизусть. Когда они гнались на канонерской лодке за Врангелем, а тот смотался из Севастополя на крейсере «Адмирал Корнилов»...

   - Расскажи лучше, как тебя фриц торпедировал.

   Из всех морских баек Петровича эта более-менее смахивает на правду.

   - Слушай, если не надоело. Наш эсминец  сопровождал караван, а фрицы сидели на дне, ждали. Первая торпеда в кормовой отсек попала, я уже в воде был, когда вторая подошла, я её своими глазами видел, подо мной прошла. Нас со всего экипажа человек сорок до камышей доплыло. А вода не то, что сейчас. Градусов 14, не выше. Повисли на камышах и дрожим, а фриц с берега бьёт по нам из минометов. Вечером осветили, суки, ракетами и молотят без перерыва. Сижу, как жаба в красной водице, почти всех братишек побил фриц. Ну, думаю, хоть так, хоть так помирать...
Полез на берег, а ног не чувствую, омертвели ноженьки. Ползу вдоль берега, гляжу - впереди ещё морячок с нашего эсминца, ещё один... Нас со всего гвардейского экипажа семеро выползло к своим. Потом в госпитале ещё четверо Богу душу отдали...

   - Давай, хлебнем за братков моих.

   Мы пьем за моряков, а потом долго молчим. Петрович провалился в какие-то свои воспоминания, а я подумал о фонаре: «Обязательно схожу к путейцам. А ещё нужно поговорить с Александром Ивановичем, когда он вернется с соревнований, не нравится мне Петрович, не долечили старика.»

   Через неделю я притащил на «Авангард» новенький железнодорожный фонарь. Увидел Александра Ивановича и с радостной улыбкой пошел навстречу.

   - Как выступили?

   - Как всегда. Я до конца не был, пришлось вернуться.

   - Вот, передайте деду с наилучшими пожеланиями.

   - Что это?

   - Фонарь для рыбалки.

   - Отрыбачил дед, вчера похоронили.

   Я растерянно стоял на берегу с железнодорожным фонарём в руке и от досады, что не успел, хотелось зашвырнуть его подальше в воду.

   Прошли годы, я уже стал забывать водно-спортивную станцию «Авангард», но однажды забрёл в Музей Судостроения и Флота. Шёл между экспонатами, останавливаясь подолгу возле макетов парусников и боевых кораблей Черноморского флота. И тут сердце ёкнуло, гляжу и не верю своим глазам. Глядит с фотографии Петрович, только молодой и красивый, а рядом форма висит морская с орденами и медалями, кортик... читаю о подвигах его, как будто, он сам мне в который уже раз рассказывает свои "морские байки", глотаю слёзы, а губы шепчут: "Прости, Петрович".
 


донка* - короткая удочка для донного лова.
гальюн*- туалет на судне.