Еврейство Баварии вчера, сегодня, завтра

Александр Вишневецкий
По приглашению семьи Шмид из города Меммингем  нам, шести бывшим малолетним узникам гетто и концлагерей в возрасте 75 +, из Иерусалимской организации уцелевших в Холокосте летом 2015 года удалось побывать с 12-дневным визитом в Баварии. По заранее намеченной и согласованной программе нашей  делегации предстояла нелегкая задача - рассказать о трагической судьбе и страшных испытаниях наших семей и близких в годы войны.
Мы имели значительное количество встреч и выступлений  в школах и профессиональных училищах, а также встречи с немецким населением, мэрами двух городов Баварии, с журналистами.
В ходе поездки для нашей группы представляло значительный интерес  все, что связано с еврейской жизнью в Германии. В настоящее время в Германии около 110 еврейских общин, из них в Баварии имеется 13 еврейских общин. По оценкам, сейчас в Германии около 200 тысяч евреев, преимущественно беженцев из бывшего СССР, при общей численности населения Германии в  80 миллионов человек. Что касается мусульманского населения, то в Германии проживает около 3 миллионов турок и десятки тысяч арабов, пакистанцев и выходцев из других стран  ислама. И это не считая беженцев последней волны.
Так что вероятность встречи с  мусульманами была намного выше, чем с евреями. Достаточно отметить, что среди 1500 школьников и студентов, с которыми мы общались в Баварии, ни один не представился евреем. Куда более значительной являлась вероятность знакомства с еврейским историческим наследием - синагогами, музеями, кладбищами, бывшими еврейскими домами и др., чем с евреями.
Крупные города, которые мы посетили, Мюнхен - столица Баварии, и Аугсбург, располагают документальными свидетельствами о присутствии евреев с конца 12 и начала 13 столетия, а также свидетельствами погромов, изгнаний и преследований в средние века. С середины XVI века евреям запрещалось жить в Баварии. Лишь после 1713 года для них вышло послабление. В мае 1750 года в Мюнхене было зарегистрировано лишь 20 евреев. В 1813 году был введен в Баварии разрешительный закон для проживания лиц иудейского вероисповедания. Для каждого города и посёлка был указан строго определённый предел численности еврейских семей, их безопасность гарантировалась законом. Неудивительно, что сразу же вслед за этим, в 1815 году, была официально образована еврейская община.   В 1816 году в Мюнхене заложили первое официальное еврейское кладбище, где начали хоронить евреев не только из Мюнхена, но  и  из Регенсбурга и Аугсбурга.
 Отмечу попутно, что в Мюнхене отметили в этом году дату - 200–летие еврейской общины. Празднование этого юбилея в Мюнхене происходило в присутствии членов еврейской общины и многочисленных горожан. К этому празднику Еврейский музей города подготовил выставку «Еврейская жизнь вчера и сегодня». 
  Ныне Мюнхен - второй по важности после Берлина центр еврейской жизни и культуры в Германии. Еврейская община Мюнхена, как и до войны,  насчитывает сейчас около 10 000 человек, в ее нынешнем составе в основном русскоязычные евреи.  Удивляет их решимость создать новую еврейскую общину, в городе, где начал карьеру и жил величайший преступник человечества  Гитлер. 
В столице Баварии в  2006 году был построен целый еврейский архитектурный ансамбль, один из крупнейших в Европе, состоящий из ныне функционирующих  синагоги, музея и общинного центра. 
Современное кубическое здание Мюнхенского еврейского музея было открыто 22 марта 2007 года. Выставки музея располагаются на 900 квадратных метрах и размещаются на 3 этажах. В полуподвальном этаже находится постоянная выставка о еврейской истории  Мюнхена. На втором и на третьем этажах проходят выставки с разнообразной  тематикой, и там же находится постоянная экспозиция, посвященная аспектам еврейской жизни прошлого и настоящего, религиозным обрядам и еврейским праздникам.  На первом этаже расположен еврейский книжный магазин и кафетерий. Из-за насыщенной программы нашего визита мы осмотрели здание музея снаружи и бегло познакомились внутри. Стеклянное обрамление здания музея содержит многочисленные тексты на немецком языке о судьбе евреев Германии, о еврейской религии на фоне прилегающей стены, напоминающей своим видом стену плача. Мое внимание привлек на первом этаже значительных размеров книжный магазин с книгами на иврите и немецком языках. Я попросил показать мне книги на идиш, и был разочарован тем, что таких книг было всего несколько штук. Вдумайтесь только – идиш язык германской группы языков, он зародился в Германии, а литература на этом языке здесь практически отсутствует. Еврейский музей в Мюнхене финансируется отделом культуры Мюнхена. За короткое время существования музей приобрел большую популярность, его посещает множество людей.
 Касаясь темы Холокоста на земле Баварии, хочу рассказать о нашем посещении Дахау, первого нацистского «образцового» концентрационного лагеря, созданного в Германии в 1933 году. Дахау расположен в непосредственной близости от Мюнхена. Площадь территории лагеря составляла 235 гектаров. Дахау стал «показательным» примером при создании последующих концлагерей. "Хрустальная ночь" и связанные с нею дальнейшие погромы состоялось после совещания руководства фашистской партии во главе с Гитлером в Мюнхене  9 ноября 1938 года. В этот день там отмечали 15 - летний юбилей со дня начала первого нацистского путча в Германии, прошедшего в  Мюнхене 9 ноября 1923 года. Поводом для начала еврейских погромов в этот день стало убийство немецкого дипломата в Париже 17-летним евреем Гершелем Гриншпаном.  Геринг призвал тут же к организованному погрому еврейских магазинов по всей стране. Последовала серия еврейских погромов, организованных нацистами в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии, ставшая первой массовой акцией физического насилия по отношению к евреям. Около 100 евреев погибли в эту ночь в Мюнхене, примерно тысяча еврейских мужчин города была арестована и доставлена в концентрационный лагерь Дахау. Около 4500 еврейских граждан Мюнхена были убиты во времена Холокоста. Всего через Дахау за всё время его существования прошло 250 тысяч человек, из них около 50000 евреев, всего уничтожено в самом лагере было около 70 тысяч человек, из них там погибло более 11 тысяч евреев. С 1942 года из Дахау и других лагерей на территории Германии, согласно плану «окончательного решения еврейского вопроса», евреев отправляли для уничтожения в лагеря смерти в Польше. Естественно, что жестокостей и унижений, выполненных в отношении еврейских заключенных в Дахау, было гораздо  больше, чем в отношении  других заключенных. По мере нарастающих  поражений нацистов в войне все большее значение для них приобретало оружейное производство.  С целью его интенсификации в Дахау отправляли тысячи евреев из Венгрии, Чехословакии, Польши и Советского Союза. 37 тысяч узников работали на оружейных заводах, и в целях их размещения были присоединены к Дахау тридцать шесть больших лагерей и 123 различных филиала. Лагерь Дахау просуществовал с марта 1933 года вплоть до освобождения его выживших узников в апреле 1945 года. 7-ая армия вооруженных сил США освободила Дахау 29 апреля 1945 года. К тому времени немцы составляли лишь небольшую часть от общего числа заключенных, около 30 процентов узников были евреи. 
После посещения Мюнхена мы прибыли в близко к нему расположенному городу - Дахау. По выезду из города Дахау мы попали на дорогу, вдоль которой с левой стороны тянулась бетонная стена с колючей проволокой и чередующимися смотровыми башнями. Пройдя через главные ворота с надписью на немецком языке "Работа делает свободным", мы вышли на территорию лагеря. Прежде всего, бросается в глаза огромное поле - аппельплац, (площадь для ежедневных перекличек узников). Для мемориала Дахау были воссозданы два тюремных барака. Раньше на территории концентрационного лагеря располагалось 34 отдельных барака, каждый из которых был рассчитан на 200 узников. Конечно, в годы войны бараки были переполнены. После освобождения концлагеря Дахау бараки были снесены из-за опасности возникновения  эпидемий заразных болезней, которые свирепствовали здесь ранее среди заключенных. В настоящее время внутри восстановленных бараков  представлены трехярусные деревянные кровати узников.
Из-за дикой усталости от длительной поездки, виденного в Мюнхене и Дахау, жары и повышенной влажности наша группа осмотрела подробно только эти бараки,   нуждаясь в отдыхе. Наш гид пригласил нас в здание администрации музея, где мы были тепло приняты, как бывшие узники гетто, директрисой музея.
Наша группа посетила также Аугсбург, столицу Швабии, город с населением 264 тысячи человек – третий по величине город в  Баварии  (после  Мюнхена  и Нюрнберга).
В Агсбурге в 1530 году состоялся религиозный диспут между рабби Иосифом бен Гершон Йосельманом и обращенным евреем Антонием Маргаритой, который превратно толковал и комментировал еврейские молитвы и обряды. Йосельман на диспуте разоблачил клевету в адрес евреев отступника Антония Маргариты и добился его изгнания из Аугсбурга. Победа Йосельмана помогла предотвратить изгнание евреев из Богемии и Венгрии, и она зафиксирована в документах того времени. В том же году Иосиф бен Гершон созвал в городе делегатов еврейских общин Германии на совещание по регулированию их финансовых операций.
В Аугсбурге в 1533 году  странствующим типографом  Хаимом Шварцом из Праги и Люблина, были изданы комментарии Раши к "Пятикнижию"  и к  "Мегиллот" (Свитки); в 1534 году была напечатана "Пасхальная Агода".  В 1535 году там были напечатаны молитвенники: «Тфила» (Молитва), «Махзор» (Молитвенник на праздники) и «Слихот» (молитвы перед наступлением Нового года). Вместе со своим сыном Исааком и зятем Иосифом бен Яковом Шварц издал в 1540 году «Арбаа Турим» (Четыре колоны)  Якова бен Ашера .  Несколько позднее в этом городе была напечатана на идиш развлекательная литература  по  Торе в книгах «Книга Самуила» (1544 год) и «Книга Королей» (1543 год), которые были основаны на заимствованиях из немецких сказаний и приспособлены к еврейской ментальности. 
Особое место нынче занимает уникальная электронная библиотека, находящаяся в университете прикладных наук города  B  I  B  L  I  O  T  H  E  C  A    A  U  G  U  S  T  A  N  A, где имеется раздел идиш. Ее адрес
В этой электронной библиотеке можно  познакомиться с материалами  на идиш с 11 по 20 век, начиная  с глоссаров (отдельных слов на немецком языке, написанных на полях религиозных рукописных еврейских книг еврейским шрифтом).
Аугсбург известен своей  синагогой, построенной в 1913-1917 годах, она одна из красивейших в Европе. Великолепное помещение покрыто высоким куполом, красиво оформленным, центральное строение имеет передний двор между двумя стоящими по бокам зданиями. Строительство началось в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны. В 1917 году синагога была торжественно открыта В то время еврейское население Аугсбурга составляло всего 1200 человек, но среди них были: богатые банкиры, значительной была  также доля еврейского капитала в торговле, в текстильной и химической промышленности города. немало уважаемых врачей, адвокатов, художников и музыкантов. Эти факторы позволили, невзирая на тяжелые экономические условия войны,  построить эту уникальную синагогу. В ночь 10 ноября 1938 года нацисты подожгли синагогу. Пожар был вскоре потушен, так как синагога прилегает вплотную к другим зданиям, и пламя могло распространиться на всю улицу. Из 1030 евреев, живших к этому времени в Аугсбурге, половина покинула Германию. Оставшиеся были в 1942 году депортированы в концлагеря. После окончания войны в Аугсбург из них вернулись только 25 человек. Первым послевоенным бургомистром Аугсбурга стал назначенный американскими оккупационными властями еврей Людвиг Дрейфус. 
Ныне в одном из крыльев синагоги размещен музей еврейской культуры, основанный в 1985 году как первый независимый музей в ФРГ, посвященный истории и культуре евреев в Германии. Новая постоянная экспозиция музея была открыта в ноябре 2006 года, представляя богатую культуру и изменчивую, со многими трагическими моментами, историю евреев в Аугсбурге и Швабии от средневековья до наших дней. В 1987 году в еврейской общине города состояло только 247 человек. Когда СССР распался,  началась  массовая эмиграция и в Аугсбург стали приезжать еврейские беженцы. В настоящее время в общине насчитывается более 1500 членов, из которых около 90% составляют выходцы из бывшего СССР. Из-за насыщенности программы    у нас была только одна такая встреча с представителями еврейской общины  в синагоге Аугсбурга. Нам  было позволено посмотреть прекрасную синагогу города и нас пригласили после службы для участия в праздничной встрече субботы. Общение касалось в основном темы Израиля, к которому местные евреи относятся с симпатией. С интересом и благодарностью было заслушано мое выступление на идиш.
Не могу обойти вниманием «Немецко-Израильское общество», располагающее 52 региональными рабочими организациями по всей Германии Официальное основание «Немецко-Израильского  общества» состоялось 21 марта 1966 года в Бонне, примерно через год после начала  дипломатических отношений между Федеративной Республикой Германии и Израилем. Целью общества является углубление отношений между Германией и Израилем во всех сферах общественной и культурной жизни, и оно решительно выступает в течение всего почти 50-летнего существования против сил, которые отрицают право Израиля на существование. Общество признает  ответственность за немецкие преступления против евреев в 1933-1945 годах и содействует примирению между нашими народами для нынешних поколений ФРГ и намерено продолжить эту работу в будущем. «Немецко-Израильское  общество» принимает участие в создании совместных предприятий, организует лекции, семинары, выставки, концерты, обучающие поездки и специальные мероприятия для молодежи.
Приятным фактом для нас стало знакомство с Эфрат Пан,  она возглавляет   «Немецко-Израильское общество» в Меммингене. Ей 38  лет, она израильтянка и единственная еврейка в городе и в расположенном недалеко от него Оттобойрене, где она живет с мужем, немецким архитектором, и сыном. В Германии она 7 лет. Владеет английским, немецким и ивритом. Преподает английский и иврит в языковой школе Оттобойрена.  Она прибыла из маленького городка близ Тель-Авива, не была никогда прежде в Германии, не владела до этого немецким языком. В Израиле она изучала психологию и социальные науки  и затем была двенадцать лет успешным менеджером высокотехнологичной компании в Тель-Авиве. Эфрат Пан на посту руководителя этого общества в Меммингене показала себя, как очень энергичная личность, деловая, хорошо организованная, целеустремленная. Благодаря занимаемой должности у Эфрат Пан есть возможность способствовать  сближению Германии и Израиля. Она занимается подготовкой образованных людей и бизнесменов к началу сотрудничества с Израилем. При ее участии имеет место постоянное партнерское сотрудничество между Меммингеном и городом - побратимом Кирьят-Шмоной.
...Мы уезжали из Баварии, преисполненные впечатлениями. И думали о том, что эта земля сохранила замечательные свидетельства жизни здесь наших соплеменников. У еврейства Баварии славное прошлое, материальные свидетельства чему ныне бережно сохраняются. Нынешний большой наплыв мусульманских беженцев в Германию через Баварию делает проблематичным дальнейшее пребывание евреев в этой стране.
 Есть ли у евреев, живущих ныне здесь, будущее?