Осиное гнездо. Рассказы для детей

Юрий Пастухов
 
   В дачном домике у нас поселились осы. Сначала было их мало, и мы не обращали на них внимания, зная, что они уничтожают вредных насекомых и опыляют растения. Но со временем осы размножились на общества. Одни жили семьями под покровом крыши, другие построили гнездо  под окном в расщелине досок. Я стал замечать, что весной появляются несколько ос, как бы разведчики, потом прилетают небольшие рабочие осы, которые строят гнёзда. Они соскабливают и пережёвывают старую древесину, делая заготовки, затем склеивают их своей слюной,  и материал для гнезда готов.
   Как-то мы с сыном Мишей весной работали в саду. Я копал грядки, а сын мне помогал, расчищал граблями грядки от прошлогодней травы. День был солнечный,  стало припекать, и сын попросил:
  - Папа, я пойду в домик отдохну.
  - Хорошо, Миша! - сказал я и продолжал работать.
Вскоре услышал страшный крик сына, и когда подбежал к нему, то увидел его плачущим, и спросил:
  - Что случилось? Он, всхлипывая и протягивая ко мне опухшую руку, сказал:
  - Оса укусила.
   Я осмотрел укус на руке и обработал ранку йодом.  Зная, что могут произойти разные последствия, типа аллергии и отравления, прижав сына к себе, стал успокаивать и расспрашивать его. Оказывается,  находясь в домике, сын смотрел в окно и увидел подлетавших под окно ос. Открыв окно, хотел посмотреть осиное гнездо, куда осы забираются. Рядом летали осы, и сын не ожидал, как из гнезда вылетела самка и ужалила его.  Успокоившись, Миша спросил:
 - Папа, они же не кусали, а вылетела оса и долбанула меня.
- Ты помешал матке, строить улей, а ей помогали молодые бесплодные самки. Она откладывала туда по одному яйцу, вот и пострадал от осы, - ответил я, и добавил, - ещё жалят только осы женской особи. Хорошо, что одна ужалила, ты ведь вторгся в их территорию.  Вообще они мстительные и агрессивные. Будь осторожен.                Укус осы у Миши был болезненным и долго заживал. Теперь он их побаивался и остерегался.
    Наступило лето. Мне приходилось работать возле домика, стучать молотком, на стук вылетала охрана ос. Они кружили возле меня и одна ужалила меня, пришлось прятаться в домике и обрабатывать укус. Я стал подумывать: «Как бы избавиться от ос». А тут сосед, который держал пчёл, стал жаловаться:
- Осы одолели, пчёл поедают. Понял, откуда осы к нему прилетают и решил их выгнать. Куда осы залезают в осиное гнездо,насыпал мяты пахучей,которой осы не переносят,  и стал ждать. Правда, под окном не стали летать, а под крышей всё равно летали.
    Так дождался осени, стал замечать, что осы залетают в домик: их притягивает запах продуктов нашей кухни. Любят они запахи спелых груш, яблок, слив, которые упали на землю и гниют; спелый виноград высасывают. Что интересно, осиный рой живёт одно лето и у них своя иерархия по старшинству. Царица матка или самки, готовые к оплодотворению, зарывшись в кору дерева или в любом укрытии, вроде чердака, могут перезимовать до следующей весны. Другие осы погибают.Всё это я рассказал сыну, который с интересом слушал.   
    Однажды полез на чердак положить ящики и увидел целый кокон осиного гнезда, взял и отнёс его в лес.
- Пускай там живут,- подумал я.Вроде успокоился, но на следующую весну всё равно осы прилетели.

 2015