Тюркология наука расстрелянных

Гахраман Гумбатов
 Тюркские народы в далёком прошлом имели общих предков и поэтому большинство современных тюрков, никогда не забывают о своём едином прошлом. К сожалению, в результате агрессивной и захватнической политики российских имперских властей к началу ХХ века большинство тюркских народов были порабощены Российской Империей. Однако, тюркские народы, жившие в Российской Империи, всегда болезненно реагировали на унижения, которыми была полна их повседневная жизнь в российском государстве. Поэтому важнейшим из концепций, выдвинутых национальными движениями, живущих в Российской Империи тюркских народов, была теория тюркизма. В основе этой концепции было стремление тюркских народов России сохранить свою этнокультурную идентичность, найти пути и формы к более тесной консолидации. Необходимо отметить, что советская власть с первых дней своего существования восприняла тюркизм весьма негативно и для борьбы с этим движением, в первую очередь, изобрела ярлык-клеймо «пантюркизм». Наступление на идеологию пантюркизма в СССР со временем приобретало все более агрессивный и нетерпимый характер. Критика пантюркизма была низведена на уровень грубых памфлетов и проклятий. Под лозунгом борьбы с пантюркизмом 1920-1991 годы в СССР были репрессированы десятки тысяч ни в чём не повинных людей. Необходимо отметить, что все годы существования СССР, власти вели яростную борьбу с «пантюркизмом» в литературе, исторической науке, лингвистике, археологии. Советскими спецорганами постоянно обнаруживались «националисты» и носители опасной идеологии «пантюркизма» среди азербайджанских, узбекских, казахских, татарских и иных тюркских учёных и писателей, которые немедленно объявлялись «пантюркистами», «врагами народа», «английскими, японскими, немецкими шпионами». За годы советской власти были расстреляны как «пантюркисты» несколько тысяч граждан СССР. В Интернете есть полный список расстрелянных учёных: Библиографический словарь востоковедов жертв политического террора в советский период (1917-1991).
Как известно в 30-е и 40-е годы XX века многие выдающиеся учёные-тюркологи в СССР были репрессированы.

Вот небольшой список расстрелянных тюркологов.

Акки  Исмаил Ариф Меметович
(1876-1938)
Крымскотатар. педагог, лингвист. Род. в г. Бахчисарай. Ок. медресе "Зинджирлы". Около 40 лет преп. в Дерекойской школе (близ Ялты). В 1910 давал уроки крымскотатар. яз. эмиру Бухарскому, отдыхавшему в Ялте. Делегат 1-го Курултая от Ялтинского у. Участвовал (совм. с Я. Байбуртлы и Ш. Бекторе) в разработке облегченного варианта араб. алфавита для крымскотатар. яз. В 1920-х участвовал в работе языковых конференций. Арестован 14 февр. 1938 по обвинению в антисов. деятельности. Расстрелян 7 окт. 1938 в Симферополе.

АКЧОКРАКЛЫ Осман Нури Асан-оглу
 (1879-1938)
Историк Крыма, этнограф, палеограф, искусствовед, географ, литератор. Род. в г. Бахчисарай, в крест. семье. Преп. каллиграфию на ФВЯ СПбУ (1899-1901, в том числе И. Ю. Крачковскому). Украсил орнаментами и цитатами из Корана некоторые мечети Петербурга и Бахчисарая. В 1895 учился в Турции, с целью самообразования посещал Каир (1908). Пер. ряда произведений классич. рус. лит-ры на крымскотатар. яз. В 1908-10 ред. ж. "Шура" в Оренбурге. Сотр. крым. г. "Теджиман" (1906, 1910-16). Преп. в медресе "Зинджирлы". В 1917-18 избирался чл. Курултая. В 1921 основал дом-музей выдающегося крымскотатар. просветителя Исмаила Гаспринского. С 1922 преп. вост. отдела КрымГУ/КПИ (вост. каллиграфия и палеография, тур. яз., крымскотатар. фольклор и этнография), чл. правления ТОИАЭ. Чл. археогр. комиссии КрымОХРИС. Участник этногр. экспедиции летом 1925 в сев. уезды Крыма (записано около 1000 татар. эпич. и лирич. нар. песен, поверий, примет, собрано около 50 рукописных книг и документов). Собрал и исследовал крымскотатар. родовые знаки - тамги; выдающийся знаток крым. эпиграфики (на тур. и араб. яз.). Изучал древние эпические поэмы "Чора-Батыр", "Къопланды-Батыр", "Эдиге". В 1926 по командировке КрымЦИК участвовал в 1-м Всесоюз. тюркологич. съезде в Баку. Жил в Симферополе (Больничный пер., д. 4). В начале 1930-х подвергся травле за "национализм". Уволен из КПИ летом 1934. Некоторое время преп. географию в комсом. школе, затем переехал в Баку. Арестован 5 (по др. свед., 7) апр. 1937, переправлен в Симферополь; обвинен в пантюркизме, КРД и шпионаже. На суде заявил о своей невиновности. 17 апр. 1938 выездной сессией ВК ВС СССР приговорен к ВМН (ст. не указана). В тот же день расстрелян.

АЛЕКПЕРОВ  Алескер Казым-оглы
(1895-1938)
Археолог, этнограф, краевед. Род. в г. Баку, в семье ремесленника. Учился в "Молла-ханы" и т. н. рус.-татар. школе. В 1906 определен в пансион Бакинского РУ, которое ок. в 1914, после чего поступил в Киевский коммерч. ин-т. В 1926 ок. Вост. отд. АзГУ. Еще студентом принимал участие в этногр. и археол. экспедициях под рук. И. И. Мещанинова; с 1927 сам рук. экспедициями (в т. ч. в 1928 - в Талыш и р-н Гянджи, в 1931 - в Карабах и Курдистан). Принимал участие в организации 1-го Всесоюз. тюркологич. съезда (помощник отв. секр.). В 1926-28 отв. секр. ООИАз. С 1927 чл. Яфетидологического кружка АзГНИИ, где выступал с докладами по вопросам магии и религ. палеонтологии. С 1929 науч. сотр., с 1931 зав. сектором археологии АзГНИИ, собирал мат-л по азерб. нар. театру. С 1933 рук. секции истории мат. культуры в ИИАЭ АзФАН. В 1936 утвержден в уч. степ. канд. общ. наук по разделу этнографии без защиты дисс. В 1935-37 возглавлял археол. иссл-ния в Нахичеванском р-не. Сост. этногр. карты Азербайджана. В конце 1937 арестован. Погиб в заключении в 1938.

АЛКИН Ильяс Саид-Гиреевич
(1895-1937)
Специалист по эк. географии Сов. Востока; полит. и гос. деятель. Род. в д. Алкино Мамадышского у. Казанской губ., в семье юриста. Ок. РУ, его репетитором некоторое время был В. Скрябин (Молотов), затем Петроградский политех. ин-т. По полит. взглядам последовательно соц.-демократ, меньшевик, затем эсер. После Февр. революции предс. Врем. Всерос. мусульм. воен. совета (Харби Шуро) и Всерос. мусульм. совета (Милли Шуро). В первые месяцы сов. власти выступал за автономию мусульман внутр. России и Сибири, стал предс. Коллегии по осуществлению Урало-Волжского штата, возглавил сформированное тогда же Ведомство финансов (нояб. 1917 - янв. 1918). Участник 2-го Всерос. мусульм. воен. съезда в Казани (янв.-февр. 1918), занявшего антисов. позицию. В ночь на 28 февр. 1918 в числе др. мусульм. деятелей арестован большевиками по обвинению в подг. вооруж. восстания в Казани. Освобожден по требованию съезда. Депутат Учред. собрания (1918), чл. бюро и тов. предс. Съезда чл. Учред. собрания в Уфе (сент.). Арестован колчаковцами в Екатеринбурге 20 нояб. 1918; бежал. После перехода башк. прав-ва на сторону сов. власти (февр. 1919) чл. РКП(б), воен. комиссар и предс. СНХ Башк. рес-ки (1919-20). В мае 1920 вновь арестован как один из бывш. рук. Башк. рес-ки; отправлен в Москву, сидел в Бутырской тюрьме около 5 месяцев, в т. ч. в одиночке; в конце дек. 1920 освобожден. За годы гражд. войны арестован 8 раз, четырежды белыми, столько же красными. После выхода из Бутырской тюрьмы встречался с И. В. Сталиным, после чего принят на работу в КУТВ зав. кабинетом экономики и географии заруб. Востока; одновременно учился в ИНХ им. Г. В. Плеханова (ок. 1925). Проф. каф. Сов. Востока КУТВ с 1922, науч. сотр. НИИ при КУТВ, чл. эк.-геогр. группы при КомА. Один из активных авторов ж. "Револ. Восток". 1 нояб. 1930 арестован по подозрению в участии в антисов. организации, 22 нояб. освобожден. В 1932 в ж. "Революция и национальности" (№ 12) гл. монография А. - "Ср. Азия" (1931) подверглась разгромной рец. помощника зав. отделом печати ЦК ВКП(б) А. Мухутдиновой "Контрабанда бурж. идеологии под флагом экономгеографии", но никаких орг. последствий она не имела. А. продолжал работать: ст. науч. сотр., зав. отделом Ср. Азии НИИ Большого сов. атласа мира. Проживал в Москве (1-й Обыденский пер., д. 12, кв. 2). На момент ареста корректор по картам НИИ Большого сов. атласа мира. Намечен к репрессированию по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр" от 21 окт. 1937 на 53 чел., № 2, по представлению нач. 8-го отдела ГУГБ НКВД В. Е. Цесарского. Подписи: "за" - Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Микоян. Арестован 22 сент. 1937. Обвинен в шпионаже, участии в пантюркистской КРТО (ст. 58-6, 8, 11; по этому же делу проходил Х. З. Габидуллин). 27 окт. 1937 приговорен ВК ВС СССР к ВМН; в тот же день расстрелян.

АМАНТАЕВ Габдулла Сахипгареевич
 (1907 (по др. свед., 1908) - 1938)
Тюрколог-фольклорист и литературовед; башк. поэт. Род. в д. Кунакбай (Верхне-Кунакбаево) Оренбургской губ., в семье учителя. С 1917 учился в медресе "Хусаиния" в Оренбурге. Один из лидеров комсомола Башкирии. В 1921-23 учился в Башк. ин-те партобразования. Затем отозван на полит.-адм. и комсом. работу. Чл. ВКП(б) с 1926. В 1926-28 возглавлял республиканские г. "Йаш юксыл" и "Башкортостан яштэрэ". Послан на учебу в Ленинград, занимался в Тюркологич. семинаре ЛВИ. В 1930 перевелся в ЛИЛИ, за один учеб. г. (1930/31) ок. 2-й и 3-й курсы, а за след. (1931/32) - аспирантуру при ЛИЛИ. В нояб. 1931 вызван в Москву, в КомА, участвовал в работе над коллект. монографией по культуре Башкирии. С мая 1932 науч. сотр. 2-го разр. ИВ АН СССР. Принимал участие в коллект. работе по истории движения джадидов в Узбекистане (собирал мат-лы в доревол. узб. и татар. период. печати); работал над темой "Башк. сов. лит-ра", по которой представил ст. "Классовая борьба в башк. фолькоре". 16 апр. 1933 по распоряжению ЦК ВКП(б) направлен на работу в Башкирию. И. о. дир. НИИЯЛИ при СНК БашкАССР, преп. башк. яз. и лит-ры в Башк. пед. ин-те. Секр. правления СП Башкирии. Возглавлял многочисленные экспедиции, собиравшие лингв. и фолькл. мат-л. В 1933 начал работу над дисс. "Бабич и его творчество", но в июле 1937 обратился в ИВ АН СССР с просьбой разрешить ему защиту по совокупности опубл. работ. 26 авг. 1937 на бюро Башк. обкома ВКП(б) обвинен в "полит. близорукости в отношении к врагу Пригожину" (А. Г. Пригожин, вероятно, знакомый А. по Ленинграду, находился в ссылке в Уфе в 1935-36; А., по-видимому, предоставил ему работу в ин-те), допущении "грубых полит. ошибок" в "Трудах НИИЯЛИ" и т. п. Получил строгий выговор, вскоре снятый. 17 сент. 1937 в "Правде" появилась ст., в которой А. характеризовался как "апологет бурж.-националист. истории лит-ры", "пантюркист" и пропагандист "фашистской расовой теории". 27 сент. 1937 Кировский райком ВКП(б) г. Уфы исключил А. из партии. 4 окт. 1937 арестован (в числе др. видных деятелей башк. культуры). Обвинен по ст. 58-6, 10, 11 УК РСФСР. На суде отказался от данных во время следствия показаний. 10 июля 1938 выездной сессией ВК ВС СССР приговорен к ВМН (ст. 58-2, 8, 11 УК РСФСР). В тот же день расстрелян.

АРАБАЕВ Ишеналы.
(1870-1933)
Тюрколог-лингвист; основатель киргизского языкознания. Род. в с. Катаган Джумгальского р-на Тян-Шанской обл. Киргизии. До 1917 ок. В Уфе медресе, был влиятельной муллой. Создатель первого кирг. алфавита (на араб. основе), автор букваря. Член ВКП(б). В 1925 участвовал в Науч. пед. съезде в г. Фрунзе, где вместе с А. Б. Байтурсуновым пытался противостоять планам перевода тюрк. яз. на латиницу. Арестован 11 мая 1933 по обвинению в участии в антисоветской СТП. По одной из версий, находясь под стражей в тюрьме в Ташкенте, 7 июня 1933 покончил жизнь самоубийством.

АСФЕНДИАРОВ Санджар Джафарович
(1889-1938)
Полит. деятель; востоковед-историк, специалист по истории Казахстана. В 1912 ок. Петербургскую ВМА; работал врачом на фронтах первой мировой войны. Участвовал в револ. деятельности, по возвращении в Туркестан служил в Красной армии. В 1917 чл. Бухарского, Ташкентского обл., затем краевого Совета рабочих и солдатских депутатов. С 1919 нарком здравоохранения Туркест. рес-ки, чл. ЦК, исполнительного бюро ЦК, отв. секр. ЦК КП Туркестана. С 1920 нарком земледелия. В 1921-22 постоянный представитель Туркест. рес-ки в Москве, чл. коллегии Наркомнаца. В 1923-24 отв. секр. ЦК Компартии Туркестана, чл. Средазбюро ЦК РКП(б). В 1925-28 чл. президиума и зам. секр. ВЦИК. Ректор МИВ, проф. 1-го МГУ. Чл. президиума РАНИОН. Зам. дир., дир. НИИЭНКНВ, чл. ВЦКНА. В 1928-37 ректор КазахГУ (Алма-Ата), дир. и проф. истории Казах. пед. ин-та им. Абая, нарком здравоохранения, зам. наркома просвещения КазахАССР, дир. Казах. мед. ин-та. Зав. сектором истории Казах. НИИ нац. культуры. Зам. предс. Казах. базы АН СССР. 29 сент. 1937 "Казах. правда" опубл. письмо студентов Казах. ин-та марксизма-ленинизма под названием "Япон. шпион в роли историка", в котором А. был обвинен в том, что "поднимал на щит миссионера Алтынсарина и царского палача Валиханова", а историю казах. народа подменял восхвалением ханов. Арестован; обвинен в участии в якобы созданном в 1934 "Всесоюз. объединенном центре" во главе с Т. Р. Рыскуловым (членами центра назывались и Г. С. Губайдуллин, А. Тахо-Годи, Б. В. Чобан-заде); упоминался также в "деле А. Н. Самойловича" как завербованный последним в КРО. 25 февр. 1938 постановлением ВК ВС СССР приговорен к ВМН. Расстрелян.


АТЛАСОВ Хади Мифтахутдинович
(1876-1938)
Историк-тюрколог. Род. в д. Старое Чекурское Буинского у. Симбирской губ., в семье муллы. Ок. буинское медресе "Нургали", пед. курсы в Сеитовском Посаде (1898). С мая 1903 мулла и мударрис медресе в д. Альмет Бугульминского у. Самарской губ. Занимался историей тюрк. народов, этнографией, демографией, экономикой региона. Был близок к эсерам. Депутат 2-й ГД от Самарской губ. В 1909 Саратовской судебной палатой привлечен к ответственности за написание антиправительственной брошюры "Новые правила и наша интеллигенция" (Оренбург, 1906). Вынужденно оставив обязанности муллы, занимался сбором мат-лов по истории татар. народа. В 1913 избран чл. ОИАЭ при Казанском ун-те. После Февр. революции, на 2-м мусульм. съезде в июле 1917 избран в комиссию мухтариата для осуществления культ.-нац. автономии мусульман внутр. России и Сибири. В годы гражд. войны поддерживал антибольшевистские силы; совершил недолгую поездку в Иран, получил предложения работы в Турции, но вернулся в Россию. В сент. 1920 арестован ЧК в Баку, содержался в Баиловской тюрьме, но по требованию властей Татарии возвращен в рес-ку, где решением выездной сессии Чистопольского ревтрибунала оправдан и освобожден 22 апр. 1921. Преп. географию и немец. яз. в различных учеб. заведениях Бугульмы. Выступал резко против латинизации татар. письменности. Арестован 29 янв. 1929; объединен с "делом М. Х. Султан-Галиева". 28 июля 1930 приговорен Коллегией ОГПУ СССР по ст. 58-4, 11 (оказание помощи междунар. буржуазии и организация контрревол. группы) УК РСФСР к 10 годам ИТЛ, которые отбывал на Соловках. Освобожден по болезни в июне 1933 и получил разрешение вернуться в Казань. Преп., но вскоре уволен как полит. неблагонадежный. Вновь арестован 28 июля 1936. Предполагался на роль рук. заговорщической организации нац. интеллигенции. Несмотря на многочисленные допросы и привлечение московских следователей, А. не признал себя виновным, и общесоюзный процесс не состоялся. Однако к лету 1937 сопротивление А. было сломлено. На заседаниях Воен. трибунала Приволжского воен. окр. 23-28 окт. 1937 признан рук. контрревол. националист. повстанческой шпионской организации, ставившей целью свержение сов. власти и создание тюрк.-татар. гос-ва. 28 окт. приговорен к ВМН. После отклонения ВК ВС СССР кассационной жалобы расстрелян 15 февр. 1938 в Казани.


АТНАГУЛОВ Салах Садри-оглы
 (1893-1937)
Тюрколог: филолог и историк; лит. критик; педагог; журналист. Род. в д. Сункулово Уфимской губ. Ок. медресе "Галия". Работал как педагог и журналист. Летом 1917 предс. башк. Шуро. Во время гражд. войны вместе с А.-З. Валидовым один из наиболее видных башк. лидеров, выступавших против растворения нац. движения башкир в общемусульм.; близок к эсерам. Чл. РКП(б) с 1919. С 1920 гл. ред. г. "Кзыл армия"; в 1922-25 возглавлял в Москве г. "Эшче" - орган ЦК партии, предназначенный для татар.-башк. населения всей страны, в 1925 гл. ред. г. "Кзыл Татарстан", в 1926 зав. и гл. ред. изд-ва "Кажур", которым командирован на 1-й Всесоюз. тюркологич. съезд. В 1928-30 возглавлял Академцентр ТатНКП. Предс. соц.-культ. секции Госплана ТатАССР. Уч. секр. президиума Центр. совета Общ-ва изучения Татарстана. Активный деятель движения за латинизацию алфавита для татар. и башк. яз. Затем ред. и зам. зав. изд-вом Центр. бюро коммун. организаций народов Востока в Казани. Преп. ВПИ (1935-36), читал курс по "истории древней татар. лит-ры". Критиковал с большевистских позиций мусульм. национал-коммунизм М. Х. Султан-Галиева ("султангалиевщину"). Арестован 2 сент. 1936 в ходе общесоюзной операции НКВД "Новаторы" по ликвидации "терргрупп" среди нац. интеллигенции тюрк. народов; до этого исключен из ВКП(б). В февр. 1937 на пленуме Татар. обкома ВКП(б) вместе с Г. Ш. Шарафом, Н. Н. Эльвовым и др. назван в числе преподавателей, ведущих "подрывную" работу; весной и летом 1937 в татар. прессе его обвиняли в "связи с троцкистами-двурушниками" и ведении подрывной работы на "культ.-идеолог. фронте". 16 авг. 1937 ВК ВС СССР приговорен к ВМН. Приговор приведен в исполнение в тот же день.

Рецензия Сабира Багирова:

"Салиха (Салаха) Атнагулова напрасно включили вы в этот список. С.А. в конце 1920-х был одним из самых ярых кликуш, на основании обличительного лая со страниц газет и журналов которых еще тогда в 1927 — 1933 гг. пересажали практически всех татарских писателей и всю национальную интеллигенцию. Все эти разгромные дела «Атласова», «Султангалеева», «Жидегэн» и пр. шли также под грязной пиар-обслуге Атнагулова. А в 37-м, когда добивали выживших с конца 20-х, до кучи вместе с его жертвами хлопнули и Салаха Атнагулова за уже ненадобностью. Даже его сын Виль Мустафин всю свою жизнь прожил под фамилией матери, всегда сторонился разговоров об отце, чтоб не брать на себя его позор. Салах Атнагулов, это имя и сегодня — источник позора. Немедленно уберите это имя из списка от имен его жертв Алкина, Атласи. Не позорьесь в качестве глупцов и невежд, обойдя имена тюркологов с мировыми именами как Фатиха Карими или Газиза Губайдуллина, а указав этого красноперого дундука-пособника НКВД-ОГПУ Салаха Атнагулова!"

Сабир Багиров   10.02.2016 00:48    

АХУНДОВ Рухулла Али-оглы
 (1897-1938)
Азерб. гос. и общ. деятель, публицист, лит. критик. Род. в с. Шувеляны, около г. Баку, в семье священнослужителя. Учился в медресе, РУ и торговой школе, но, по-видимому, не ок. их. С 1916 работал в типографии. С 1917 чл. левоэсеровской партии "Анинчи"; в 1919 перешел к большевикам. Зав. отделом ЦК КП(б) Азербайджана (1920-21), ред. г. "Коммунист". В начале 1920-х преп. в КУТВ. С 1924 второй секр. ЦК КП(б) Азербайджана (при С. М. Кирове). Участник движения за латинизацию тюрк. алфавитов. Разрабатывал науч. терминологию азерб. яз. В 1928 снят с должности секр. ЦК после выступления г. "Правда" по поводу его аморального поведения (избиение человека). Уехал в Москву, учился в ИКП. После возвращения в Баку в 1929 - ред. г. "Бакинский рабочий"; вскоре снова избран 2-м секр. ЦК КП(б) Азербайджана. В 1930 переезжает в Тбилиси и становится 3-м секр. Заккрайкома ВКП(б), но после разоблачения "антипарт. группы Сырцова-Ломинадзе" снова в Москве. Занимался пер. классиков марксизма на азерб. яз. С 1933 снова в Баку. Предс. К-та по делам искусств, зам. предс. АзФАН СССР, дир. Ин-та истории и археологии. С 1936 зав. отделом школ и науки Бакинского горкома ВКП(б). Арестован 17 дек. 1936 по делу о "контрревол. националист. организации" (№ 12493). В этот же день исключен из партии, 29 дек. - из чл. АзЦИК как "контрревол. троцкист". В сент. 1937 отправлен в Москву, где его дело вел Л. С. Альтман, ранее занимавшийся "делом славистов" (РНП). Обвинен по ст. 58-6, 7, 8, 9, 10, 11 УК РСФСР; объявлен организатором и руководителем с 1929 "националист. организации", шпионом в пользу Англии, Германии и Турции, организатором "повстанческого штаба", руководителем неудавшегося покушения на К. Е. Ворошилова. 21 апр. 1938 ВК ВС СССР приговорен к ВМН. В тот же день расстрелян.

БАЙБУРТЛЫ Ягья Наджи Сулейманович
(1876-1943)
Крымскотатар. педагог, писатель, лингвист. Род. в г. Бахчисарай. Ок. медресе "Султание" в Стамбуле. Изучал рус. яз. и лит-ру в коммерч. уч-ще в Одессе. Работал учителем в Алупке (1902-08). С 1908 дир. школы в Бахчисарае, сотр. г. "Терджиман". Участвовал в нац.-осв. движении. Пер. на крымскотатар. яз. произведения мировой классики. Участвовал (совм. с И. Акки и Ш. Бекторе) в разработке облегченного варианта араб. письменности для крымскотатар. яз. В 1925 участник 1-го Всесоюз. учит. съезда в Москве. В 1935 уволен с работы как обучавшийся в Турции. Работал учителем ликбеза в Бахчисарае. Арестован 17 февр. 1937. 14 авг. 1938 Тройкой НКВД приговорен к 10 годам ИТЛ. Умер в заключении, в Архангельской обл.


Дулатов Мыржакып (Мир-Якуб)
(1885-1935)
Великий казахский поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в ХХ веке. Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком описании детства писал: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет – отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился». Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, еще два года – в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Обучал аульных детей. Часы досуга посвящал самообразованию, много и жадно читал книги казахских, русских, европейских и восточных авторов. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты «Серке» в Петербурге. «Серке» название странное для русского уха и привычное для казахского, стосковавшегося в закованном в гранит городе по привольным степным просторам: серке – вожак, выводящий заблудшую овечью отару в буран на дорогу. М. Дулатов публикует в «Серке» страстное стихотворение «К молодежи».Первое собрание стихов «Оян, казак», вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием «Терме». После Октябрьской революции М. Дулатов работает в различных редакциях, продолжает писать, задумывает труд (остался незавершенным) по истории казахского народа. В 1928 году он был арестован, сидел два года в тюрьме, затем был сослан в Соловецкий лагерь, где и умер 5 октября 1935 года.

ЗЕЙНАЛЛЫ Ханафи Баба-оглы
(1896-1937)

Ханафи Баба оглы Зейналлы (азерб. H;n;fi Baba o;lu Zeynall;) — азербайджанский советский литературовед, преподаватель, критик, востоковед и фольклорист, руководитель учебно-литературным отделом Азгиза, собиратель образцов народного творчества; известен также своими статьями о писателе Гусейне Джавиде. Ханафи Зейналлы считается «пионером» азербайджанской фольклористики.
Ханафи Зейналлы родился в 1896 году в Баку. Ханафи Зейналлы был арестован в январе 1937 года по подозрению в контрреволюционной деятельности. Ханафи Зейналлы считается «пионером» азербайджанской фольклористики. Его расстреляли 13 октября того же года.


ИСМАИЛОВ Ибраим Фегми
(1885-1938)
Cпециалист по искусству и истории Востока; музейный работник. Род. в г. Бахчисарай. Получил востоковедное образование за границей: в Стамбуле (УС), в Сир. протестантском колледже в Бейруте, где изучал арабистику, мусульм. право и Коран (1909-13). Вернувшись в Крым, работал учителем. В 1917-19 в Ташкенте. В 1919-24 снова в Симферополе, работал в музеях Крыма и в Татар. упр. НКП КрымАССР под рук. Б. В. Чобан-заде. После ликвидации упр. в 1924 уехал в Ташкент; работал зав. сельскохоз. музеем, преп. в школе. Принимал у себя дома Б. В. Чобан-заде и А. Одабаша во время их поездки в Ср. Азию, что потом расценивалось как контрревол. деяние. На момент ареста преп. железнодорожной школы Ташкента. Арестован 13 июля 1937; этапирован в Симферополь. Был обвинен как "участник антисов. пантюркистской организации" и "агент американской разведки" (ст. 58-6, 10, 11). На суде виновным себя не признал. 17 апр. 1938 выездной сессией ВК ВС СССР в Симферополе приговорен (вместе с большой группой крымскотатар. интеллигентов) к ВМН. Расстрелян.

ЛЯТИФ-ЗАДЕ Абдулла Абильевич
(1890-1938)
Kрымскотатар. поэт, лингвист, литературовед, педагог. Род. в Симферополе, в семье учителя. Детство провел в степной части Крыма, откуда вынес прекрасное знание крымскотатар. диалектов. Учился в медресе в Симферополе, затем в новометодной школе "Рушдие", откуда исключен в 1908 "за бунтарство". Учеба в ср. школе "Идади" в Стамбуле через 6 месяцев прервалась в связи со смертью отца. По возвращении в Крым публикует первые стихи, продолжает образование и учительствует. С 1915 по 1917 служил в армии. В годы революции - член татар. объединенной соц. партии, член парламента-курултая. При Директории в течение 3 месяцев - секр. дирекции нар. образования. С 1921 начал сотрудничать с сов. властью, работал в профсоюзах. В 1927-30 активный участник кампании по переводу крымскотатар. яз. с арабской на латинскую графику; отв. секр. ЦК нового тюркского алфавита. Выступал с докладом о терминологии на 2-й Всекрымской научно-орфографической конф. (1929). Участвовал в диалектологических экспедициях, разработке словаря и норм литературного яз. Выступал как литературовед. В 1930 направлен на учебу в ИНАРВОС (Москва); затем в аспирантуре Гос. академии искусствознания (1931-32 - в Москве, 1932-34 - в Л-де). С июля 1934 - доц. 21 марта 1937 уволен как "ярый националист". 19 апр. 1937 арестован; обвинен по ст. 58-10. 17 апр. 1938 вместе с группой других деятелей крымскотатар. культуры казнен во дворе Симферопольской тюрьмы НКВД.

Мумтаз Салман
(1884-1941)
Место рождения: Нуха, Нухинский уезд, Елизаветпольская губерния, Российская империя
Салман Мумтаз -азербайджанский поэт, литературовед, текстовед и книговед, собиратель средневековых рукописей[1], член Союза писателей Азербайджана (с 1934 года)[2]. Работал научным сотрудником I разряда сектора литературы Института языка и литературы Азербайджанского филиала Академии наук СССР, был руководителем отделения азербайджанской литературы Азербайджанского государственного научно-исследовательского института (1929—1932).
Учился в Ашхабаде. С 1910 года выступал в «Молла Насреддине» и других журналах со стихами и фельетонами против религиозного фанатизма и отсталости. Помимо родного азербайджанского владел персидским, арабским, русским, турецким и урду языками. Салман Мумтаз подготовил к изданию сочинения классиков азербайджанской литературы: Насими, Ковси Табризи, М. П. Вагифа, Г. Закира, Мирза Шафи Вазеха и др. В 1927—28 гг. им опубликованы образцы азербайджанской ашугской поэзии в двух томах. Он также составил научно-критические тексты произведений Хатаи, Физули и др.[3]
Став жертвой сталинских репрессий, Мумтаз был арестован в октябре 1937 года и приговорён к 10 годам лишения свободы. Будучи в заключении, был расстрелян в сентябре 1941 года в городе Орёл.

ЧОБАН-ЗАДЕ Бекир Вагап-оглы
(1893-1937)
Tюрколог: лингвист и литературовед. Род. в с. Карасубазар Таврической губ. (по др. свед., в д. Аргын Симферопольского у. Таврической губ.), в семье пастуха. На средства благотворительного общ-ва отправлен для учебы в Стамбул (1909); ок. там лицей (1914), курсы араб. и франц. яз. при ун-те. После возвращения в Россию мобилизован. На австро-венгерском фронте в конце 1914 попал в плен. Учился в Будапештском ун-те (1914-19); защитил дисс. на степень докт. философии ("Нарушение гармонии гласных в Codex Cumanicus"). До отъезда в Россию преп. тур. яз. в Вост. академии в Будапеште. В 1920, еще при П. Н. Врангеле, вернулся в Крым; член крымскотатар. нац. партии "Милли-Фирка", ее секр. В 1920-22 работал в КрымНКП, возглавлял его в 1922-23. В 1922-24 проф. КрымГУ, декан Востфака. С 1925 в Баку: декан Востфака (1925-27) и зав. каф. азерб. яз. и лит-ры АзГУ, сотр. и зав. аспирантурой АзГНИИ (1929-32), АзФАН СССР (1932-37), предс. науч. совета Азерб. к-та нового тюрк. алфавита, чл. ВЦКНТА. Основоположник языкознания в Азербайджане. Автор более 110 печ. работ. Агентурно разрабатывался НКВД АзССР в 1928-35. С 1929 подвергался полит. нападкам за кратковременное пребывание в руководстве "Милли-Фирка". Обвиненный в "бурж. национализме" и "приверженности бурж. методологии в языкознании", Ч.-з. в дек. 1930 исключен (вместе с Е. Д. Поливановым) из состава членов науч. совета ВЦКНТА. Тем не менее в последующие годы еще продолжал преп. не только в АзГУ, но и в вузах Узбекистана (в 1930-34 по совмест. зав. каф. узб. яз. в Ферганском пед. ин-те; в 1935 читал лекции в САГУ и Бухарском пед. ин-те). Избран действ. членом АзФАН СССР. 16 марта 1935 избран чл. Парижского лингв. общ-ва. Арестован в ночь с 27 на 28 янв. 1937 в Кисловодске, где находился на отдыхе; помещен в Пятигорскую тюрьму. Затем отправлен в Баку, куда прибыл не позднее 2 февр. Обвинен в участии в деятельности "Милли-Фирка", пантюркистском движении и непрерывном, в 1920-37, участии в "националист." и "пантюркист." организациях, в т. ч. в якобы созданном в 1934 "Всесоюз. объединенном центре" во главе с Т. Р. Рыскуловым (членами центра назывались также С. Д. Асфендиаров, Г. С. Губайдуллин, А. Тахо-Годи), в связях с "султан-галиевцами", дашнаками и др.; шел по одному делу (№ 3404) с Г. С. Губайдуллиным, Х. Зейналлы и Г. Ш. Шарафом. Зафиксировано 32 протокола допросов, первый из которых датирован 7-9 февраля 1937, последний - 1 сент. 1937. 12 сент. 1937 ВК ВС СССР приговорен к ВМН (ст. 60, 63, 70, 73 УК АзССР). Расстрелян 13 окт. 1937.

Юсиф Везир Чеменземинли
(1887- 1943)
Азербайджанский писатель, прозаик, публицист, драматург, историк, фольклорист и политический деятель. Юсиф Везир Чеменземинли родился 12 сентября 1887 года в городе Шуше в семье Мешеди Мирбаба бека Везирова и Сеид Азизы ханум. Получил первоначальное образование в школе Моллы Мехти, прославившегося под псевдонимом «Кар Халифа», он продолжил учёбу в русской школе города Агдама. Отучившись год в этой школе, в 1896 году он возвратился в Шушу и поступил в Реальное училище, которое среди средних учебных заведений Кавказа того времени считалось одним из лучших. После кровавых событий 1905 года в Шуше во время армяно-азербайджанской резни, после долгой болезни умирает отец Юсиф Везира, и вся тяжесть по содержанию семьи ложится на плечи 19 летнего Юсифа. Продав имущество отца в Агдаме, по возвращении в Шушу Юсиф Везир заболел. Во время долгой болезни их семье помогали их соседи — 3 брата из Южного Азербайджана, которых некогда приютил отец Юсифа Везира Мешеди Мирбаба. Выздоровев после 3-х месяцев болезни, Юсиф дал обещание, что если в будущем он станет известным человеком, то непременно возьмёт себе псевдоним «Чеменземинли» в честь села своих соседей из Южного Азербайджана. В 1907 году Юсиф Везир едет в Баку и поступает в Бакинскую реальную школу. В 1911 году В газете «Сада» и сатирическом журнале «Молла Насреддин» печатаются его рассказы. Окончив в 1909 году Бакинское реальное училище Юсиф Везир отправляется в Петербург и подаёт документы в Институт гражданских инженеров. Но поняв, что не сможет пройти экзамен по математике, он забирает свои документы обратно. В 1910 году Чеменземинли поступил на юридический факультет Императорского Университета Святого Владимира города Киева. В 1915 году из-за Первой мировой войны царское правительство переселило Киевский Университет в Саратов. Окончив Университет, Юсиф Везир устраивается на работу судьей в Саратовскую судебную палату. Из-за недостатка средств на пропитание, он возвращается в Киев. Там, вступив в организацию «Земство» он едет на фронт. Во время февральской революции Юсиф Везир находился в Галиции. События тех времен он описал в своих романах «Студенты» и «В 1917-м году». В 1917 году Юсиф Везир возвращается из Галиции в Киев. Здесь собрав вокруг себя азербайджанских студентов, он создает азербайджанское общество, председателем которого был избран. После установления независимой Украинской народной республики Ю. В. Чеменземинли был назначен дипломатическим представителем молодой Азербайджанской Демократической Республики в этой стране. Одновременно он являлся диппредставителем Азербайджанской Демократической Республики в Крыму, и Польше. В 1918 году из-за гражданской войны обрывается связь с Азербайджаном. Юсиф Везир едет в Симферополь, где он вынужден был остаться на несколько месяцев. Здесь он устраивается на работу советником в Министерстве Юстиции. В крымской газете «Миллят» печатается его статья «Азербайджан и азербайджанцы» и в 1919 году выходит его книга «Литовские татары». По возвращении на родину он в газете «Азербайджан» печатает серию статей «Наша внешняя политика», «Наши национальные и культурные вопросы».Через некоторое время по предложению председателя совета Министров Азербайджанской Демократической Республики (АДР) Насиб-бека Усуббекова он отправляется в Стамбул в качестве посла АДР. Занимаясь в Стамбуле дипломатическими делами он продолжал свою литературную деятельность, и в 1921 году издаются его книги «Взгляд на азербайджанскую литературу» и «Азербайджан — исторический, географический и экономический», которые были полны научными наблюдениями писателя.После установления Советской власти в Азербайджане Юсиф Везир объявляет о прекращении своей деятельности. Он едет в Париж к своему младшему брату Мирабдулле, который учился на факультете дипломатии Парижского института политических наук. Из-за невозможности работы в качестве юриста во Франции он работал рабочим на локомотивном и автомобильном заводах в городе Клиши недалеко от Парижа. После неожиданной болезни и смерти младшего брата, Юсиф Везир решает во что бы то ни стало вернуться на родину. Он пишет письма представителю Советов в Париже и председателю Азербайджанской Советской Республики народному комиссару Газанфару Мусабекову. Председатель коммунистической партии Азербайджана Киров встретил с радостью желание Юсифа Везира вернуться. И в 1926 году Юсиф Везир навсегда возвращается из эмиграции на родину. Вернувшись на родину, Юсиф Везир работает редактором художественного отдела в издательстве «Бакинский рабочий», затем в общественно-культурном отделе Комитета по Государственному Планированию и одновременно занимался преподаванием. Сначала преподавал на факультете востоковедения и педагогики АГУ, а затем на факультетах азербайджанского и русского языка в Педагогическом, Медицинском и Нефтяном институтах. Одновременно Юсиф Везир был одним из редакторов «Русско-Азербайджанского словаря» под редакцией Рухуллы Ахундова. В 1937 году Юсиф Везир под разными предлогами был отстранён от работы. В 1940 году он был осуждён и отправлен в лагерь для заключённых в Горьковскую область на станцию Сухобезводное, где и скончался в 1943 году.

Хулуфлу Вели Мамедгусейн оглу
(1894-1937)
Азербайджанский советский писатель, литературовед, востоковед, фольклорист, филолог, тюрколог, лингвист, публицист, профессор (1931), член Союза писателей с 1934 года. Родился 26 мая 1894 года в деревне Хулуфлу Елизаветпольской губернии (в махалли Хулуф села Тарс Далляр Шамхорского района, ныне — Шамкирский район Азербайджана). Работал начальником Центрального Архивного Управления (1933). Последнее место работы, вплоть до ареста в январе 1937 года - заместитель директора Института Истории, Археологии и Этнографии (ИАРЭ АзФАН). Придавал важное значение, а также прилагал много сил к сбору и изданию устной народной литературы Азербайджана. Последовательно занимался сбором и изданием фольклора в период 20-30-х годов ХХ века. В 1927-м году издал книгу «Народные ашуги», также впервые в Азербайджане издал дастан «Кёроглу», а в 1929-м году выпустил второе издание. Вели Хулуфлу был арестован в январе 1937 года по подозрению в контрреволюционной деятельности и расстрелян в октябре того же года.

       К, сожаленью, этот список можно продолжить. Все вышеупомянутые расстрелянные учёные были тюрками. Их вина заключалась только в том, что они любили свой народ и свой язык.
В книге «Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)» содержится сведения о 750 ученых (266 из них были расстреляны).  Абсолютное большинство «дел» было сфальсифицировано.