Об одной древней профессии

            Размышления после дня перевертышей.

    Профессия актера берет истоки свои в глубокой древности. В Античной Греции искусство сие достигло классического уровня в знаменитых трагедиях Еврипида и других великих мастеров. Все чувства, проблемы и переживания, отображенные в драматическом искусстве следующих веков, имеют место в драме Античности. Там показаны многие нормы нравственности, к которым должен стремиться человек, его долг перед обществом, перед богами, перед близкими, перед властью. 

    На Руси предшественниками лицедеев были скоморохи – люди, потешавшиеся и  глумившиеся над властью, церковью, семьей и другими общественными ценностями (недаром в сербском языке актер – это глумец). Народ русский сложил немало пословиц и поговорок о них, например "Бог дал попа, а черт – скомороха". Профессиональный театр начал формироваться в Петровское время, когда много зла было посеяно на Земле Русской (правда, первый камень в оное дело заложил еще Алексей Михайлович). Значительное место в искусстве драматическом имели крепостные театры, в которых актрисы зачастую использовались дворянством для удовлетворения похоти плотской (отчасти поэтому в сознании народном они были подобны падшим женщинам). Конечно, в этом не только их вина, но, согласно пословице, "сука не захочет – кобель не вскочит". В рассматриваемом периоде времени крестьянки искали в этом способ улучшения своего материального положения, поэтому шли в театр. Но общество того времени, в отличие от нынешнего, как мы уже заметили, относилось к актрисам как к падшим женщинам, а к актёрам и музыкантам – как к шутам и потешникам. Насчет балалаечников, скрипачей и других служителей искусства музыкального уместно вспомнить истории становления многих русских композиторов – родители их мудрым умом своим осознавали, что бренчание на рояле – не мужское занятие, и повелевали чадам идти в офицеры и т.д. Были несомненно правы, ибо души детей старались сохранить от зла великого. Великий писатель Тургенев писал об этом в романе «Дворянское гнездо».
   
    Святая Церковь всегда осуждала театр – и в античности, когда, казалось бы, это искусство достигло классических высот, и в Средневековье (на уровне скоморохов и шутов), и в Новое время – когда гремели имена Щепкина, Островского, Ермоловой и многих других. В православной традиции актёров всегда хоронили за церковной оградой, как самоубийц – ибо актер убивает в себе первообраз, вживаясь в различные, в том числе безнравственные, образы. Надевая маски, он теряет лицо человеческое. Артист не имеет права стать восприемником при Таинстве Крещения, актриса не может выйти замуж за будущего священника, даже будучи девственницей (разумеется, в телесном смысле, ибо трудно говорить о чистоте духовной, когда актриса показывает тысячам людей свои ноги и обнимается с десятками, если не с сотнями). Подобно жрецам языческих культов, лицедеи отлучались от Святого Причастия, ибо они также были идолопоклонниками и служителями Муз, которые, по единогласному учению Святых Отцов – бесы. Поэтому в Священном Предании Церкви театр обозначается как «школа страстей» (святитель Иоанн Златоуст), «школа мира сего и князя мира сего» (праведный Иоанн Кронштадский). Деньги, отданные за театральные билеты, признавались жертвой бесам
(святитель Игнатий Брянчанинов).

    Это всё может показаться мракобесием, но стоит сходить в театр и прислушаться к сердцу своему – что услышите вы? Чистоту сферы чувственной, благоухание нравственности или мудрость духовную? Нет, почувствуете вы там утончённый дух блудодеяния (недаром женщины так любят соблазнительно наряжаться именно в театре), обмана, лжеучения, неповиновения властям и старшим, перемешанный с запахом табака и вина. Не Божественный это дух! А, как сказано в Писании, ничто нечистое не войдет в Царствие Божие. Итак, истинный православный христианин не пойдет в театр. Это – вертеп бесовский, филиал церкви сатанинской. Неслучайно, заметьте, искусство артистическое играет колоссальную роль в демонических и шаманских культах!

    К театру очень близка музыка. Это самое всепроникающее искусство. Человек не успевает подумать, как новые и новые чувства овладевают душой. Но каковы они – благоговейные, духовные? Нет – это гордыня, похоть, гнев, чревоугодие и другие страсти бесовские. Музыка помогает театру внедрять разврат в души человеческие, чтобы отдать их в жертву дьяволу и ангелам его. Насчёт внутреннего духовного родства музыки и театра написано немало могу порекомендовать свои статьи – «Дума о музыке», La musica (мысли о музыке из переписки с друзьями).  На практике это заметить можно по поведению женщин и девушек, которые трудятся на поприще музыкальном. Эмоциональный интеллект у них развит сильнее, ибо профессия накладывает сильнейший отпечаток на развитие личности. Если пообщаться с таковыми – то замечается сразу их чрезмерная обидчивость, неопределенность в намерениях, стремление играть какую-то роль – скромницы, или, напротив, роковой женщины (воистину же отличаются они сладострастием непомерным, стоит лишь узреть их одеяния во время выступлений). Приведу пример из их же репертуара. В известной оперетте «Севастопольский вальс» командира роты во время войны предала жена, которая училась в то время в консерватории и была певицей оперной. Когда они встретились после войны, офицер сказал изменщице в ответ на попытки оправдаться: «Вы и в жизни хотите быть актрисой». Вот – их сущность! Заметьте, друзья, не санитарка бросила мужа, не учительница, не врач, не инженер, не библиотекарь, не машинистка, не телефонистка, а именно актриса! Впрочем, для них жизнь – это игра, и измена это просто замена партнера по сцене. И больше ничего. На мой взгляд, нормальный мужчина не станет связывать жизнь с актрисой театра и, тем более, кино, ибо все они в глубине души своей – падшие (часто и продажные) женщины, ибо, как мы уже сказали, нельзя оставаться духовно чистою, обнимаясь с множеством партнеров.

    В настоящее время, чудовищное по безнравственности своей, актеры стали едва ли не цветом общества нашего. Забыли люди русские, что Российская империя развалилась во многом из-за интеллигентов и театралов безбожных! Горьким может быть напоминание об этом! А ведь тогда еще театры были под контролем государства. А что теперь! Режиссеры богомерзкие хвалятся безнравственностью своих постановок, чтобы набрать большее количество билетов и привлечь пресыщенного зрителя. Актрисы ведут себя как блудницы окаянные! Я – христианин православного исповедания, но мне нравится пример Иранского государства, где вера мусульманская чётко регламентирует нормы жизни общественной. Например, Девятую симфонию  Бетховена, чтимую сынами Вавилонскими, запретили из-за того, что в ней поют женщины. Было бы небесполезно и нам, русским, воспринять этот опыт! Что бы было, если запретить женщинам появляться с обнаженными плечами, ногами (в случае нарушения запрета сего – 50 палок для первого раза…), выступать на сцене, ходить с непокрытой головой? Могла бы возродиться Русь святая. Хотя, разумеется, либералы, интеллигенты и другие слуги бесов не дадут этого сделать. Но это не повод отступать в борьбе со злом! Христиане – малое стадо, и они должны своей жизнью показать, что есть истинная нравственность и чего достоин человек в действительности…

Иван Куклин, декабрь 2015 г.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.