До и после смерти друга. 4

Станислав Бук
     Продолжение. Предыдущая глава: http://proza.ru/2015/12/08/236


4.

Продолжу тему предыдущей главы, предложив читателю распечатку с диктофона. Тут будет немного лишней информации и в будущем обещаю этого не делать.

Мария: Она не то, что в Среднюю Азию, она уехала из Чехословакии потому ,что каждый
       раз было вот это её… нагружалась каждый раз шмотками разными. Тогда за это
       ещё и били. Она Лёшку подставляла. У них тогда появилось какое-то
       разногласие, она с ним поругалась и уехала к матери. Он рассказывал такие
       вещи… Он говорил, как там живут, что жизнь там совершенно другая. Говорил:
       я никогда не предал бы Родину, не остался бы там, но жизнь там совершенно
       иная.

    Я  Ну, это понятно, тогда…

Мария  Ну, сейчас, подожди, я тебе расскажу один момент. Ты Лидию Ивановну помнишь?

    Я  Да, конечно.

Мария  Брата её помнишь, Юрия Ивановича?

    Я  Нет…

Мария  Вот он тоже сидел где-то там в агентурной,  где-то там работал. Полковник
       был, или подполковник.   Со сквернейшим характером, страшнейший ревнивец.
       Жену всё время… она преподаватель математики… в военном городке в
       Подмосковье… изводил её жутко. Дочери две, умницы, обе закончили
       университеты...

    Я  Погоди, какое отношение…

Мария  Послушай, послушай, какое. Однажды мы пошли вечером в детский сад, тогда
       и Клюев был, и ещё кто-то был… лейтенант…

  Юля  Зелянин?

Мария  Нет,капитан, по-моему капитан… капитан… такой симпатичный, сейчас… фамилия…

  Юля  Сашенин?

Мария  Нет, нет, жил один, потом привёз жену, и жили они…

    Я  Через стенку…

Мария  Нет, жил он в общаге, потом дали квартиру в домах, где «Саехат»*

    Я  Знаю, там построены дома, когда строили штаб округа…

Мария  Ну да, по Луначарскому.

    Я  Там напротив «Саехата» все дома принадлежали штабу округа

Мария  Там ещё магазин был… и там ему квартиру дали. У него жена такая… Они у нас
       были. Помню, она пришла такая…  и говорит «ничего себе, сколько тут комнат»…

    Я  Мы возле забора жили?

Мария  Да… говорит «…мыть-то сколько». Такая плотная женщина…. Тогда мы с этим…
       он ещё не привёз её, или не женат был

    Я  Ну, когда Клюев с вами разговаривал, мы уже в новом доме жили…

Мария  Нет, это я рассказываю, когда появился тот капитан… не капитан, а когда
       его жена, Света или как её…

  Юля  Ну, неважно

Мария  Короче говоря, мы пошли в детский сад позвонить. Я – в Питер… потому что
       тогда наш телефон в детсаду был подключён к междугородке… вернее – не
       отключен. И мы втихаря звонили. Я в Питер звонила. А потм – ха-ха, когда
       счёт пришел на объединение, и стали номера…

  Юля  Смотреть, откуда звонили

Мария  Естественно, там что-то выплывало. А Лидка… она тоже… я-то позвонила
       быстренько. Помню, что Лёшка был с нами, и был вот этот капитан. Я забыла
       как его, но я вспомню…

    Я  Ну дальше.

Мария  Лидка набирает-набирает, и говорит по переговорке: а дайте мне такой-то
       и такой-то номер… И тогда я обратила внимание, что Лёша навострил, что
       называется, уши. Она назвала позывной, её брат был на дежурстве где-то.
       Она как-то «по берёзке» или ещё как с ним разговаривала. Оказалось, он в
       бункерах сидел где-то и эти позывные…  Лёша слушал внимательно, и я поняла,
       что он их знал, и знал, к кому они относятся. И я поняла, что он к нам приехал
       из другой, глубинной, что называется, разведки.

    Я  Ну уж…

Мария  Он тогда напрягся так. «Откуда ты – говорит – знаешь, как надо звонить?»
       «Это мой брат». Поэтому вот ты писал, что он пришёл из разведки не той…

    Я  У него подготовка такая, иная…

Отметки  00:00:09,4  –  00:06:18,3

Я вспомнил, с какой теплотой Лёша рассказывал об оставшихся в Чехословакии друзьях, о доброжелательности соседей… как будто те забыли 1968-й год.

Думаю, стоит немного пояснить рассказ Марии о том, почему при обычном звонке с обычного телефонного аппарата из кабинете заведующей детским садом вдруг появились какие-то номера, позывные.
Однако начну с глобальной телефонной (разговорной) сети США тогда, в конце семидесятых. Та сеть позволяла из какого-нибудь иранского кишлака позвонить сержанту на какой-то авиабазе в Японии или в Индийском океане. Достаточно набрать номер. Как и сейчас. Но как происходило соединение? Планета опутана тропосферными, радиорелейными, коротковолновыми и космическими сетями связи. В то время в распоряжении США были пять спутников связи «Интелсат». Соединение осуществлялось автоматически, в том числе и с сетями заокеанскими. И только, если связь велась буквопечатанием, можно было по автоматическим распечаткам канальных номеров проследить весь путь соединений.
Но СССР – континентальная страна. Мы бы могли вообще обойтись без спутников связи. Разумеется, всеобщая  телефонная связь тоже базировалась на тропосферных, радиорелейных и коротковолновых линиях. Но основой сети были кабельные подземные и проводные воздушные линии. Причём на узлах связи работали коммутаторы с телефонистками.
Если звонить с городского телефона, то надо знать номер коммутатора, его позывной, и иногда – код или пароль, иногда – иметь свой личный номер и называть его телефонистке.
- Берёзка слушает.
- Дайте Ландыш.
Минутку.

- Ландыш.
- Девушка, соедините с Колокольней.
- Можно ваш…
- Мой – Григорий - Дмитрий – восемнадцать – ноль пять.
- Минутку… соединяю.

И если девушка ответит «линия занята», а ты владеешь знанием системы, попросишь вместо «Ландыша» соединить тебя с Тополем, Тополь – с Тереком, а у Терека попросишь связи с той же Колокольней.
К тому же Ландыш может соединить тебя с Колокольней не напрямую, а через Экран – Север – Касатку.
Подземные кабели – это десятки пар проводов в общем жгуте, помещённые в свинцовую оболочку.  Туда же закачан азот и поддерживается давление на 0,01% выше атмосферного. Этого достаточно, чтобы в кабель не попадала влага, что немаловажно. Когда однажды возле нашей части в 70-е годы экскаватор порвал такой магистральный кабель, оказалось, что в нём медные жилы обмотаны бумажной лентой каждая, а сам кабель проложен в 1929 году!
В упомянутой системе свои сети были у КГБ, ГРУ, ПВО, ракетчиков, армии и авиации, КПСС и т.д. В каждой такой подсети были и свои коммутаторы с телефонистками, которые шнурами соединяли абонентов и не всегда управлялись. Но в магистральных кабелях были физические пары проводов, принадлежащие к разным сетям, и были магистральные коммутаторы.
Для того, чтобы разговоры из одной пары не просачивались в другую, специалисты периодически направляли по такому кабелю так называемые псофометрические шумы и по их уровню снижали усиление линейных усилителей.
Такую систему всеобщей телефонии никто не проектировал, она возникла исторически, сама себя развивала… не знаю, существует ли в природе её описание. Но внедрённый порядок пользования наряду с кодами городов и городскими местными номерами - позывными, ключами и паролями - действовал… пока какому-нибудь радисту-солдату не приспичит поболтать с девушкой.

В Афганисан я попал в марте 1981 года. Моя экспедиция планировалась не в интересах разведки 40-й армии, а в интересах разведуправления округа. Ну, таким было моё задание. Соответствующую аппаратуру я возил с собой. А вот радистов брал из батальона «Осназ» 40-й армии. Мне выделяли палатку и я в течение двух-трёх дней обучал этих людей работать на привезённой мною технике. Один из моих обучаемых записал ночные разговоры солдат-радистов армии с девчонками в Ташкенте и других городах. Я был возмущён, так как мне перед этим не дали канал связи с моей бригадой под Ташкентом, мотивируя занятостью каналов. Показал эту запись местным разведчикам и хотел передать её контрольному органу. Однако примчался офицер из Отдела связи 40-й, умолял передать записи ему, - «сами разберёмся и накажем». Но мне было до лампочки, что кто-то кого-то накажет. Мне нужна была связь моей группы с бригадой. Я плёнки не отдал, позволил снять копии и обещал никому эти записи не светить, если связисты сороковой обеспечат мне надёжную связь с бригадой. Так до конца командировки, пока моя мангруппа болталась в районе Джелалабада на юго-востоке Афганистана, у меня оказалась почти бесперебойная связь с моей альма матер.

Интересный факт. Когда американские специалисты бежали из Ирана,  подобную систему связи захватили стражи исламской революции. Революционеры стали увеличивать усиление каналов в радиорелейных и тропосферных магистральных стволах в угоду «своему» начальству, и через три-четыре месяца вся система посыпалась, по ней никто уже не мог связаться.

     *) "Саехат" - название ресторана в Ташкенте, в те годы - ближайшему к нашей части.


     Продолжение http://www.proza.ru/2015/12/12/367