Антикварные сказки

Гоар Рштуни
 
 В маленькой спаленке стоял старинный комод. Его редко беспокоили, он стоял в углу, раздув бока, и снисходительно смотрел из окна на редких прохожих. Сколько их он перевидал на своём веку! Они проходили по утрам, ходили днём, приходили вечером и однажды исчезали. Сколько их исчезло с тех пор, как извозчики привезли его в тот, первый дом, старинный комод уже не помнил, ведь он был такой старый, но знал, что простоит столько же. Он хотел разогнуться, но был так сработан, что не смог, только слегка скрипнул.
Да, за свою долгую-долгую жизнь хоть и насмотрелся он на людей, но так и не смог их понять.

Первый человек, которого он увидел, был Мастер. Он довёл до блеска свою работу, натёр воском, растёр, отполировал, пришлиндовал бронзовые с завитушечками ручки, отходил, подходил, гладил, поглаживал, и, наконец, со вздохом передал извозчикам. А может, грузчикам, он не разобрал, так как был запеленут по самый верх.

Комод под охи и ахи восхищения, совсем как французский, стоял в хозяйской спальне, и чего только не навидался и не услышал он в те годы… Постепенно хозяйка старела, хозяин дряхлел, а вслед за ними вынесли и комод, но оставили в прихожей, и в ящичках с бронзовыми ручками прислуга хранила всякие мелкие и нужные вещи. Незаметно исчезла и прислуга, а молодые хозяева в спешке забрав самое ценное в доме, тоже исчезли, и комод с остальной мебелью сиротливо остался в большом пустом доме.

Однажды за дверью послышался страшный шум, все кричали, бегали вокруг, прыгали на золочёной кровати, грубо затолкали комод в одну из комнат, положили на него почти неструганную доску и приколотили гвоздями. Комод неслышно кричал от боли и обиды, он же был французского образца и из благородной породы дерева…
В доме росли дети, которые очень неуважительно царапали ему бока, оторвали часть ручек, приладив затем вместо них гвозди, он стоял весь обшарпанный, потускневший, в трещинах и выбоинах…
Как-то ночью в комнату пришли трое в чёрных кожаных тужурках, грубо выдвигали плохо открывающиеся ящички, вывалили оттуда содержимое, что-то искали, и увели хозяина. В комод стали класть продукты, в нём поселились тараканы… Это были ужасные годы, исчезли и продукты, он стоял пустой и к нему никто не подходил.

Потом его чуть не сломали, чтоб легче выбросить на свалку. Но соседка упросила отдать ей, так как некуда было складывать бельё. Его поволокли по лестницам в нижнюю квартиру, где он благополучно пережил дряхлую старушку.
Перед смертью старушки к ней ходила собесовская дама, она опытным и знающим взглядом окинула комод и предложила старушке продать его. За килограмм апельсинов, без очереди и даром. Дама ходила по старым коммунальным квартирам, покупала продукты умирающим старикам и тащила к себе в дом их антиквариат.

Комод повезли в реставрационную мастерскую и он вышел оттуда таким щеголем, таким красавцем!
Новая хозяйка увидела его среди разного антиквариата на Тишинском рынке, и сразу полюбила. Долго стояла перед ним, выдвигала ящички, отходила, подходила, в уме считая свои свободные ассигнации.
Так комод перекочевал в тесную московскую квартиру, в маленькую спаленку хозяйкиной дочки. Они намазали его воском и протирали фланелью. Комод блистал и влюблённо смотрел прямо на красавицу дочку.

Прошли годы, дочке надоело смотреть на комод. Что в нём интересного? Косметика и устаревшие гаджеты, которые она разложила в ящичках? Тайнички в боках? Сейчас пластиковые карты не хуже. Лучше зеркальный шкаф до потолка.
И вот старинный комод стоит под моим телевизором, который я не смотрю. Я любуюсь комодом, а он тихо поскрипывая, рассказывает мне историю своей жизни, и я понимаю, что это он читает страницы из учебника истории…