Лбов и его команда. Глава 4

Владимир Голдин
                Владимир Голдин

Глава 4. Первые шаги Лбова в революцию.

22 июля 1905 года в  вышестоящие полицейские органы власти было отправлено донесение: «18 с. г. июля агентами вверенного мне отделения Смирновым и Ореховым в г. Перми, на пароходе, пришедшем из Нижнего Новгорода, были встречены: плоцкий мещанин Яков Мовшев Свердлов, кличка «Малыш». Нижегородский мещанин Леонид Ицков Израилевич, кличка «Синий» и супруги Александр Андреев и Зоя Николаева Шнееровы. Лица эти проходили раньше в наблюдениях по г. Нижнему Новгороду за социал-демократической группой, в коей принимали участие, а Свердлов, кроме того, замечен в сношениях с членами партии социал-революционеров».

Однако на запрос вышестоящего начальства, от 31 июля 1905 года, последовал  лаконичный ответ:  «по книге приезжающих и на заявку паспортов Яков Моишев Свердлов, Леопольд Ицков Израилевич не значатся и по тщательным розыскам в участке не оказалось».

20 сентября 1905 года вновь доносили: «Восьмого сентября арестована тайная типография, 12 августа ликвидировано преступное сообщество «Крестьянская группа». Яков Моишев Свердлов скрылся от наблюдения и до настоящего времени не разыскан».

С 18 июля по 28 сентября Яков Свердлов якобы находился в городе Перми, никто до сих пор не может доказать или опровергнуть пребывание Свердлова в Перми в указанный срок. Если это так, то это значит, что Свердлов находился в Перми два месяца и десять дней, а затем из-за угрозы быть арестованным из города исчез...

В начале 90-х годов девятнадцатого столетия в России начали формироваться всевозможные кружки по изучению идей Маркса и социал-демократии в целом. Это были разрозненные кружки, которые только на уровне интуиции искали для себя в народе подходящие слои общества, которые бы явились для них точкой опоры и стали носителями, распространителями этих идей и их адептами.

В программах этих кружков четко отмечалось, что «безусловно, мы можем  опираться лишь на одну интеллигенцию... В остальных слоях населения мы должны рассчитывать только на сравнительно слабую поддержку со стороны  пролетариата и быть может, на полное отсутствие со стороны крестьянства».

Руководители таких кружков четко представляли для себя, что для достижения политической свободы является метод борьбы: «единственный доступный для нас в настоящее время в размерах, обеспечивающих все шансы на успех, мы считаем систему политического террора».

В это же время подобные идеи через опубликованные нелегально брошюры достигли пределов Урала. В 1891 году Пермское губернское жандармское управление констатировало факт нахождения в лесу около Екатеринбурга революционных изданий. По данному факту было произведено дознание девятнадцати человек, подозреваемых в причастности к этому событию.

Дискуссии о движущих силах и методах борьбы в рядах российской социал-демократии велись не только в ходе революций, но и после их завершения.

Начиная пропагандистскую деятельность с примитивных брошюр «Пауки и мухи» социалисты всех мастей постепенно внушили малообразованным людям необходимость бороться за три восьмёрки: «восемь – работа, восемь – культурный отдых, восемь – сон». В последующем добились усвоения рабочими знаменитой «четырехвостки»: всеобщее, прямое, равное, тайное голосование.

Лбов быстро усвоил эти несложные формулы, на занятиях ему было скучно, он жаждал прямых действий. Его сознание угнетало постоянное напоминание отдельных членов социал-демократов о различных подходах к методике участия в выборах в Государственную думу, к вооруженному восстанию, распри между большевиками и меньшевиками между собой, и с эсерами. Он не понимал смысла этой возни между людьми, которые в целом все выступают против самодержавия, но из-за каких-то условностей начали враждовать между собой.

Лбов изредка посещал собрания и занятия в кружках социал-демократов только потому, что в этой партии состоял его родственник Стольников и друг Николай Иванченко.