Такой далёкий берег

Краузе Фердинанд Терентьевич
(Попытка написания краткого очерка по истории Места.)

Побудительным мотивом для написания данного документа послужило неутолённое любопытство.
Для достоверности повествования в документе приведены ссылки на публикации в Сетевых источниках.

На берегу Каспийского моря, а именно на полуострове Бузачи, когда-то располагалась небольшая войсковая часть 06763.
Автор прибыл в эту часть в конце ноября 1973 года, а в конце января 1974 года он оттуда убыл.
Указанные выше даты довольно условны, но более точных данных память не сохранила.
Попытка уточнения по имеющимся документам оказалась невозможной, в эту часть автор уже никогда не возвращался.
Место, куда он попал, было совершенно реальным, при всей своей нереальности.
Добирались туда на самолёте с посадкой на военный аэродром, взлётно-посадочная полоса (ВПП) которого была смонтирована из стальных перфорированных плит, уложенных прямо на песок.
Аэродром находился совсем недалеко от берега моря.
Через некоторое время случился пожар – на аэродроме сгорела радиостанция, установленная в КУНГе и связь с внешним миром полностью прервалась.
Территория части ничем не отгораживалась от пустыни.
Десяток щитовых домиков, в том числе казарма для срочников СА, столовая, домики офицеров, штаб, клуб; кирпичное здание-башня с раздвижным алюминиевым куполом, кирпичная дизель-электрическая подстанция и баня стояли метрах в пятистах от уреза воды на старом берегу Каспия.
Уровень воды в море в те времена был низким.
Вода давно отступила от прежнего берега, который на несколько метров, пологим увалом, поднимался над плоским широким пляжем.
В километре от берега в море чернели корпуса старых кораблей, посаженных на мель, служивших мишенями для ракет класса “воздух-земля”, так как это был морской полигон ВВС.
Более подробно о местных условиях, быте и нравах этого “последнего берега”, автор сообщил в ранних публикациях.
А потому, перейдём к тем, откровенно скупым, сведениям, которые удалось собрать за несколько лет поисков материалов в Сети и ожидания сообщений от тех, кто ТАМ был.
-----------------------

Много раз рассматривались карты google в поисках этих кораблей-мишеней.
Об этих поисках упоминалось в авторском рассказе КОРАБЛИ-ПРИЗРАКИ.

Вот что удалось найти в Сети.

В статье “Железная маскировка” (выпуск № 86 (16472) от 14.05.2008, Экспресс К газеты Ленинская Смена) автор С. Куцай из Актау пишет:

“В нескольких километрах от полуострова Бузачи на мелководье еще с советских времен стоят семь слегка затопленных барж. Когда-то их специально пригнали к пустынному безлюдному берегу, чтобы использовать для испытаний нового оружия. Они служили мишенями для ракет, запускаемых с полигона Капустин Яр.
Теперь эти баржи облюбовали браконьеры. Поставив сети, они спешат пришвартоваться к баржам и просто пропадают с экранов радаров. А иногда их ни глазами увидать, ни руками пощупать.
- Недавно мы совместно с пограничниками нашли одну байду внутри баржи, - рассказывает начальник Бузачинской рыбной морской инспекции Хали Баянов. - Браконьеры заплыли внутрь через отверстие от снаряда. И спокойно потрошили рыбу. Если бы не чайки, которые слетелись к барже, мы бы ни за что браконьеров не нашли.
О необходимости убрать баржи Хали Баянов говорит уже много лет. Но старые суда не мешают судоходству, поэтому убирать их никто не спешит. ”

Вероятно, проблема существует до сих пор.
Потому что 14 марта 2014 года на сайте ТУМБА.kz была опубликована статья следующего содержания:

“Проблемы безопасности мореплавания в казахстанском секторе Каспия и ее приведение к международным нормам и стандартам обсуждали в Актау на конференции. Речь зашла и о сложных районах для мореплавания. Один из самых сложных участков, это, так называемый, район № 200.

- С 1958 года здесь был полигон для проведения испытаний различного типа морского оружия. Туда отбуксировали крупные сухогрузы. Эти суда были морскими мишенями. На фотографиях тех лет можно увидеть огромные дыры на судах от крылатой ракеты. Этот район достаточно большой – 140 км в длину и до 100 км в ширину. Полигон действовал до начала 90 -ых годов. Данных о том, что эти суда были отбуксированы куда-то, нет.

По данным, там находилось больше 15 сухогрузов водоизмещением от 5 до 7 тысяч тонн и длиной до ста метров. Помимо крупных судов, были и баржи, и мелкие мишени. Это было закрытое море, - рассказал К. Малов.

Если приложить карту разработки месторождений в северной части Каспия к карте района 200, то можно увидеть, что они находятся в непосредственной близости.

- Сейчас идет активная фаза по проведению трубопровода Каламкас море – Бузачи. Трубопровод будет пересекать этот район. Прежде чем решать вопросы дальнейшего развития нефтегазового сектора Каспийского моря, необходимо решить вопрос с этим участком. Вопросы, связанные с подъемом этих полностью и полузатонувших судов, боеприпасами на дне моря – это очень серьезные вопросы. Мы каждый раз говорим капитанам – не заходите туда, обходите этот район стороной, - сказал начальник Службы гидрографического обеспечения ВМС ВС РК.”

Ранее автор предполагал, что изображение кораблей-мишеней на карте goole микшированы по государственным и коммерческим соображениям…
А, может быть, надо писать так: коммерческо-государственным соображениям, что, впрочем, к данному повествованию отношения не имеет…

Конечно, карту с районом 200 найти не удалось.
Но вот фраза: “Данных о том, что эти суда были отбуксированы куда-то, нет.”
Эта фраза заставила ещё раз просмотреть сообщения очевидцев.

Поиски кораблей-призраков на снимках google привели к предположению о том, что в акватории Каспийского моря существовало несколько полигонов.
Один из полигонов – упомянутый полигон ВВС в северной части Каспия, непосредственно у побережья полуострова Бузачи и западнее полуострова в открытом море.

Из статьи “Войсковой части 21239 – 55 лет” (Ахтубинский городской сайт):

“ На Каспии, в районе мыса Буруншук, как раз располагалось несколько притопленных судов, служащих мишенями, вот из того района и был подан сигнал SOS. К счастью, все обошлось. Ремонтно-восстановительное судно «Тура» водоизмещением 2000 тонн, в своем роде плавучий завод, выйдя из порта Баутино (рядом с Форт- Шевченко), оказался на линии визирования бомбардировщика Ту-22. Ошибка штурмана всего лишь на три градуса и привела к тому, что находившийся в 150 км. от зоны действия ракеты корабль чуть не стал ее целью. Ракета на сверхзвуковой скорости промчалась на высоте 15 метров над палубой, создав мощную ударную волну и аэродинамические завихрения. ”

Из статьи “Способ и устройство защиты буровых объектов от разрушения при движении ледяных полей” (Морская Биржа, № 4(26), 2008):

“Первоначально объектами для исследований послужили затопленные на мелководье старые корабли, которые раньше использовались в качестве мишеней для ракет.
Задача исследований - оценка характера и интенсивности взаимодействия дрейфующих льдов с неподвижной, вертикально расположенной преградой. Корабли расположены в море на глубинах 5-6 метров и на расстоянии от берега от 10 до 50 километров.”

И точно, корабль-мишень, бывший танкер типа ”Ленин” под названием “Молотов” (он же, позднее, ”Герой Мехти”) совсем недавно находился в 30 километрах на запад от полуострова Бузачи (координаты 45° 36' 22.87" N  51° 14' 5.07" E).

Относительно недавно по сообщению КАЗИНФОРМ (11-07-2012):

“На Каспийском море началась операция по подъему затонувшего пограничного катера "Найза".
… ЧП с катером пограничной службы КНБ РК "Найза", получившем пробоину, произошло 28 июня.
По информации нашего источника, побывавшего на месте ЧП, произошло оно вечером в 14 километрах от берега в районе Каражанбас. Это место рыбаки называют "корабельным могильником". Еще с советских времен в этом районе затонуло несколько крупных и средних барж. На одну из таких барж и натолкнулся пограничный катер, получив пробоину, после чего затонул.”

Публикация сопровождалась фотографией всё того же, бывшего танкера “Герой Мехти”, превращённого в корабль-мишень.

В двух сообщениях указаны разные расстояния в километрах…
Что это? Непреднамеренная ошибка? Или преднамеренная?
Речь идёт об одном и том же объекте? Окончательного ответа не имеется…

Вот сопутствующий комментарий (2 июля 2012) от одного из посетителей сайта “ЛАДА” (Новости города Актау):

“Всё намного проще-этот район Северного Каспия закрыт для плавания (район №200) - советский ракетный полигон-останки судов, развороченных ракетами и куча их обломков вокруг. Понятное дело там опасно, но именно в этом районе прячутся браконьеры. В своё время на останках этих самых разбитых судов находили целые базы браконьеров с морозильными камерами и дизель-генераторами. Роковая случайность...Хотя конечно нужно было в том районе идти "малым ходом"...Это не первый случай, когда в этом районе корабли получают повреждения. В этот раз получилось всё намного серьёзней...”

Другой полигон – полигон ВМФ напротив мыса Ракушечный.

Из статьи “Отечественные противокорабельные ракеты. На океанских просторах. Часть вторая.” (сайт alternathistory.org.ua):

“Первые испытания проводились на Иваньковском водохранилище.

Далее испытания перенесли на Каспийское море. Корабли-цели устанавливались в восточной мелководной части моря с относительно редким судоходством.
…………………..
С конца июля по август с ОС-15 провели семь пусков второго этапа летно-конструкторских испытаний.
Совместные испытания из 10 пусков ракет проводили в два этапа.
Сначала выполнили два пуска этапа генерального конструктора для проверки бортовой аппаратуры «Блок», потом — восемь пусков собственно совместных летных испытаний. Боевое поле находилось в 10— 15 км от берега у мыса Ракушечный, расположенного в 140 км южнее г. Шевченко.
Основная позиция стрельбы находилась на траверсе мыса Бекдаш. Два пуска на среднюю дальность провели с удаления 70—80 км.”

Теперь к вопросу о расположении самой войсковой части 06763.

На полуострове Бузачи, на берегу Каспия, в точке с координатами 45°19'43.69"С
51°33'11.16"В, находятся останки неких капитальных сооружений.
Рассматривая на снимках google эти останки, места в округе и береговую линию, автор готов был признать, что найдено местоположение части 06763.

На снимках было видно здание с башней, на которой когда-то стоял кинотеодолит КТ-50, поблизости, на соответствующем воспоминаниям расстоянии, наблюдались следы, оставшиеся от ВПП аэродрома.
Остальные сооружения автор не узнал, посему предположил, что с 1974 года здания части были перестроены из каркасно-щитовых в капитальные.
К тому же, здания были явно необитаемы и брошены, что совпадало с общей по стране тенденцией для военных городков СССР.
Не забудем же, что и сам полуостров Бузачи, и прибрежные воды Каспия, в настоящее время, принадлежат Республике Казахстан (;аза;стан Республикасы).

Автора сильно смущало несколько обстоятельств – отсутствие кораблей-мишеней на снимках google и то, что автор не смог найти где располагалась ещё одна башня с КТ-50.

Нет, какие-то корабли автор углядел.
Странное изображение, похожее на занесённый песком корпус корабля, непосредственно напротив части.
Явно корпус корабля, но без надстроек, километрах в восьми севернее и рядом с берегом.
И какой-то объект поблизости, по цвету и форме напоминающий лежащий на боку полуразрушенный и полузатопленный ржавый корабль.

На берегу, напротив этих кораблей, следов сооружений не было обнаружено.

Но скоро автору стало ещё неуютнее.


Из сообщений людей, проходивших службу в другое время, выяснились странные обстоятельства.

Один из них написал:

“В в.ч. 06763 я служил после окончания учебки связи с апреля 1976 по июнь 1977 года.
С конца 30-х по начало 50-х на этом месте располагался лагерь политзаключенных. Их привозили морем на барже.
Как память о тех временах на территории части оставались землянки, некоторые потом использовались под хозяйственные нужды.

Посередине части стояла сторожевая вышка. И на краю части было кладбище, где-то 25-30 холмиков. Особенно запомнилась одна могила - бугорок, обнесенный колючей проволкой с пятиконечной звездочкой, один боковой лучик звездочки был обломан. Говорили, что это могила начальника лагеря. Будто бы в день расформирования лагеря он застрелился (или его убили). А уж потом на этом месте была размещена воинская часть.

Летом производились пуски ракет типа "воздух-корабль" по кораблям-мишеням, находящимся у берега. Запомнились названия 2-х из них: "Балаханы" и "Фиолетов".

Ещё одно сообщение:

"... из истории этого места. До появления там в/ч 06763 был лагерь политзаключенных которые зимой шили фуфайки,а летом рыли в море канал для подхода баржи которая забирала готовую продукцию и привозила какие-то продукты.Там было кладбище с одной именной могилой в которой был похоронен начальник лагеря..."

Для автора эти сообщения были культурологическим шоком – в 1974 году, за два месяца службы, он ни разу не слышал от окружающих ничего подобного, соответственно и не видел ничего того, о чём рассказали сослуживцы.

Автор добросовестно порылся в Сети в поисках подтверждения сообщения о лагере политзаключённых на полуострове Бузачи.

Выяснилось вот что (memo.ru/history/).:

“Выловленная рыба подвергалась переработке, убиралась в тару и направлялась в адрес Главрыбсбыта СССР.
Обработка рыбы производилась на береговых стационарных и плавучих рыбозаводах. Кроме рыбозаводов, на отдаленных лагпунктах имелись подсобные и обслуживающие предприятия.

Прорвлаг — Прорвинский ИТЛ.
Прорвлаг — N 13 в статистических сводках ГУЛАГа, перечень утверждён приказанием N 10 ГУЛАГа от 23 сентября 1933 года.
Существовал: с 5 сентября 1932 года по 17 апреля 1940 года (переименованием в Астраханлаг).
Виды деятельности заключённых: рыбный промысел.
Занимаемая местность: Астрахань (центр), остров Прорва (Каспийское море).
АРХИВ: в ИЦ УВД Астраханской области.”

Возможно, на полуострове Бузачи действительно был лагерный пункт Прорвинского ИТЛ (Северо-Каспийский район), или лагпункт Астраханского ИТЛ, который был организован 17.04.40 (переименован из Прорвинского ИТЛ)…

Спецлагерь, для ловли и заготовки рыбы…

Но вернёмся к сомнениям автора, которые подтверждались сообщениями корреспондентов:


“На верхней фотке старые Бузачи, на нижней новые. Переезд был в 1987. Служил на 2 части, после учебки в Новоселицах с 86-87г.  На нижней фотке КТС -ка, видимо фото 88-89 г.”

В сообщениях предполагалось, что в.ч. 06763 была перебазирована на другое место.

Вероятной причиной перебазирования является начало работ по добыче нефти на полуострове Бузачи.

Авторами сообщений называются координаты первичного (старого) местоположения в.ч. 06763.
Вот эти координаты: 45°22'34.84"С  51°40'21.88"В

Сообщения:
“Езды не больше часа по степи на “Газоне” (ГАЗ-66). Снесли видимо совсем (это о “старой” части), только растительность осталась. Домики были деревянные да глинобитные. Как дачный поселок. Зато вышка была классная, летом ночью ляжешь на верхней "палубе", небо, звезды, как в сказке! Тут же и мишени в море, напротив. Новую-то и построили подальше от мишеней. Случай был, ракета чуть в ГСМ не попала, хорошо “пустышка”.
Да и старая она уже была. Так, что у новой части мишеней не было. А вот аэродромные плиты для забора в новой части, в старой я лично отбивал кувалдометром по сварным швам))).”

“…На территории "старой" части стояла башня с КТ-50. И где-то была еще одна башня с КТ-50. Это так нам сказали тогда…
Может быть вокруг этой второй башни и построили "новую" часть?  Может, но только заработала она едва ли не через год, и то, как мне кажется недостаточно хорошо. Антенны жужжали, нас в казарму загоняли. Значит не очень заработала.
Башню построили вместе с частью. Одновременно. Однозначно все работало на “КАМЕ” (радиолокационная станция, предназначенная для измерения текущих координат траекторий летательных аппаратов).
Кладбище не помню. Старую башню бросили. А вообще на Мангышлаке смертники добывали руду, взамен казни, знаете какую. Тюб-караган - черная смерть.”

“Был впервые на Каражанбасе в 1991 году. Помню вышку, где-то на берегу. Позже, в 1999 году, наши строили дорогу в 6 км от в.ч., перпендикулярно морю в степь на промыслы. Был там в командировке, но ничего не видел …
Море прибыло очень сильно и видимо большая часть ВАШЕГО под водой. Да и Каспий делает свое дело. Все ржавеет... На фото видно - вода почти подошла к вашей в.ч. Слава богу, в Каспии на метр снова ушел уровень - осталось метра 2 до уровня 1975 года.
Да создать в этой степи все, да еще в те годы - адский труд. Сейчас же, все “разбомблено” - что у Вас, тоже и на мысе Песчаном. От в.ч одни развалины ...”

Итак, предположительно “старая” войсковая часть 06763 находилась в районе мыса Буруншук (Бурыншык) – там, где и сейчас у такого далёкого берега наблюдаются останки двух судов.

Получены два сообщения от человека, который там служил.

цитата:
Николай Крючков

Можно узнать я служил в/ч 06763 с 72 по 79 и про историю этой части тоже в курсе когда прошла разведка месторождений нефти оказалось что на мести старой части оказался купол месторождения часть решили переместить в район ип-2 кстати глупое решение уже тогда не обеспечивалась безопасность испытаний одна из ракет воздух поверхность попала в буровую вышку персонала там не было кроме двух сторожей пострадавших небыло.

цитата:
За автопарком на свалке металлома было это кладбище и о зоне тоже правда довелось встречатся с крайним сидельцем на станции шетпе хотя мог и врать.а зона была сидели политические все лето рыли канал в море что-бы смогла подойти баржа с продуктами и материалами для шитья фуфаек и еще мы воду возили за 90-130 км это Шебир а потом пробуреные скважены геологами а зеки пили воду соленую и сероводородную из колодцев которые тоже были за автопарком.В одном из колодцев погибли два солдата не хочется даже вспоминать и писать об этом.