Отечественный антикварный рынок. Часть 1

Леонид Бурдо
                "За исключением цифр, нет ничего
                более обманчивого, чем факты"
                А.Смит


       В  современной российской экономике аналогов антикварному рынку нет. Именно поэтому многие вопросы функционирования антикварного рынка страны изучены недостаточно полно, а наличие ряда важных его особенностей вообще замалчивается.
Вот только некоторые мнения известных специалистов о состоянии дел в этой небольшой отрасли современного хозяйства страны.
А.И.Вилков: «Сегодня антикварно-художественного рынка в России нет, а есть базар. Или есть процесс, а рынка нет».
В.В.Бычков: «Серьезных исследований рынка антиквариата и происходящих на нем процессов… нет».
А.А.Гилодо: «Для операторов, работающих на рынке, и для покупателей проблемой является его “неструктурированность”

      Но так ли это на самом деле? Возможно, столь категорические утверждения, как раз и обусловлены недостаточностью теоретической проработки базовых вопросов антикварного рынка и отсутствием работ, обобщающих уже накопленный более чем за 25 лет опыт его деятельности. Публикаций на этот счет довольно много ( В.В.Бычков, В.А.Дудаков, В.А.Филиппов, Л.Л.Шпаковская, А.А.Гилодо и др.), но общий целостный взгляд на проблему до сих пор не выработан. Есть основополагающие, с моей точки зрения, группы вопросов, которые лежат в основе понимания проблематики рационального функционирования отечественного антикварного рынка. Перечислим их.

      Что является товаром на антикварном рынке, каковы его первостепенные свойства и что является базой ценообразования на предметы антиквариата? Какова структура отечественного антикварного рынка в целом, и каков механизм взаимодействия отдельных его составляющих? Что собой представляет инфраструктура антикварной отрасли и можно ли ее усовершенствовать, чтобы приблизиться к зарубежным аналогам?

                Товар на антикварном рынке, его свойства и цена

      Попробуем посмотреть на антикварный рынок немного со стороны и с несколько другой позиции – с позиции политэкономической науки. С точки зрения экономиста в словосочетании «антикварный рынок» слово «рынок» - определяющее. Рынок – главное, и это понятие имеет политэкономическое содержание, поэтому, чтобы прояснить ситуацию, нам придется обратиться к политэкономии, хотя бы в ее простейшем варианте.

      Что же такое рынок? Рынок - это определенным образом структурированные экономические отношения отдельных индивидуумов, коллективов или предприятий, основная цель которых - реализация товаров с целью получения прибыли. Для рынка, пишет К.Маркс, обращение денег в качестве капитала является самоцелью. При этом товар на рынке должен,  естественно, обладать потребительной стоимостью, стоимостью, объем товарооборота на рынке обязан быть значимым, и здесь непременно должен осуществляться, ставший уже аксиоматическим, переход денег в товар, а товара - в деньги. Именно этим определяются интересы его участников - поставщика (производителя) товара, продавца и покупателя. Кроме того, рынок, как самостоятельный хозяйственный блок, находящийся в едином информационно-правовом пространстве страны, обязан располагать определенной инфраструктурой, то есть совокупностью институтов, систем, служб, предприятий, посредников, обслуживающих его и обеспечивающих нормальный режим его жизнедеятельности. Исходя из этого, становятся понятными основные требования, которым должен соответствовать современный антикварный рынок и, если это так, следовательно, рынок существует. В противном случае, рынка, в полном значении этого слова, в стране попросту нет. Начнем с прояснения главного.

                Номенклатура антикварного товара

       Антиквариат априори является товаром на антикварном рынке. Смысл, который обычно вкладывается в понятие антиквариат (от латинского  antiqarius — старинный), заключается в следующем: это старинные предметы, имеющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность. В Указе Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей» предметами антиквариата называются культурные ценности, созданные более 50 лет назад, включающие следующие категории артефактов:
 
а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки, искусства и техники, а также предметы, относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, государственных, политических и общественных деятелей;
б) предметы и их фрагменты, найденные в результате археологических раскопок;
в) художественные ценности, в том числе картины и рисунки, целиком ручной работы, на любой основе и из любых материалов; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в том числе иконы и церковная утварь; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе изделия традиционных народных промыслов и другие художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и прочих материалов;
г) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
д) редкие рукописи и документальные памятники, в том числе инкунабулы и другие изделия, представляющие особый исторический, художественный, научный и культурный интерес;
е) архивы, включая фоно - и фотоархивы и другие архивные материалы;
ж) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
з) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, отнесенные к культурным ценностям - предметам антиквариата.

       В 2002 году этот указ, во многом носящий фискальный характер, в связи с реорганизационными мероприятиями, проводимыми в стране, был отменен. Однако, с небольшими дополнениями, этот же перечень предметов можно найти и в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993 г.), но, как таковой термин «антиквариат» в нем отсутствует. В этом законе для обозначения артефакта используется термин «культурные ценности». Полагая, что оба эти термины во многом дублируют друг друга, автор здесь и далее использует термин «антиквариат».

                Стоимостные характеристики антикварного товара

       Антиквариат, как и всякий другой товар, можно охарактеризовать с разных позиций. Это и его художественные достоинства, и время изготовления, и имя мастера или художника, и многое другое. К примеру, в ювелирном изделии - это вес драгоценного камня и его качественные характеристики, для антикварных самоваров важны их форма, объем и материал, из которого они изготовлены, для предметов декоративно-прикладного назначения важнейшие показатели – их художественное совершенство, время изготовления и т.д. Но есть только одна позиция, существенная для любого антикварного предмета, – позиция, с которой антиквариат рассматривается сквозь призму экономики, то есть определяются себестоимость товара, если она может быть вычислена, стоимость приобретения продавцом – оператором рынка, а главное – цена, по которой антикварный товар реализуется. Но что же является основой этих экономических категорий, применительно к антиквариату?
 
        В современной экономической теории наиболее распространена концепция формирования цены товара, разработанная английским экономистом А.Маршаллом (1842-1924гг.). Согласно ей, цена - это совокупная характеристика предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения. Однако, воззрения А.Маршалла на проблему ценообразования антиквариата неприемлемы уже хотя бы потому, что издержки производства антикварных изделий не поддаются никакому здравому учету. В решении этого вопроса невозможно опереться на воззрения столь же известного экономиста  Д. Кейнса (1883-1946гг.), утверждавшего, что цена - всего лишь следствие государственного регулирования рыночной экономики за счет увеличения, или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. Нецелесообразно в нашем случае использовать и идеи других исследователей, например, «маржиналистов», которые решают поставленные задачи, применительно к массовому производству товаров. Как известно, антиквариат - товар штучный, или, в крайнем случае, малосерийный. Обратимся к К.Марксу. Как тонко подметил известный американский экономист Дж.Гелбрейт, ученье К.Маркса слишком ценно, чтобы целиком отдать его марксистам.

       Товар, по Марксу, - «вещь, которая по своим свойствам способна удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Природа этой потребности, порождается ли, например, последняя желудком или фантазией – ничего не изменяет в деле». И далее, ссылаясь на Николя Барбона (Nicolas Barbon), он пишет, что приобретение товара - «это аппетит духа, и он присущ ему, столь же естественно, как голод телу, большая часть вещей имеет стоимость, потому что удовлетворяет потребностям духа». В свете этого К.Маркс выделяет потребительную стоимость: полезность вещи, ее способность удовлетворить какую-либо человеческую надобность и стоимость, которая определяется общественно необходимыми затратами на производство товара. Поскольку общественно необходимые затраты, пошедшие на «производство» предметов антиквариата, априори не могут быть известны, то субстанция стоимости, как экономическая категория, присущая антикварному товару, для нас интереса не представляет. Но вот категория потребительной стоимости, как удовлетворяющая потребностям духа, для нас представляет существенный интерес. Правда, применительно к антиквариату, по  мнению автора, она должна обладать интегральными свойствами, то есть иметь несколько иные, чем у К.Маркса, характеристики и быть носителем, как стоимости артефакта, так и его потребительных референций, отражающих представления и покупателей и операторов антикварного рынка в конкретных экономических условиях отечественной экономики.

                Практические вопросы ценообразования антиквариата

       Разделим потребителей антиквариата на две группы. Первая группа – это те покупатели, кто приобретает антиквариат, чтобы удовлетворить потребности духа, вторая группа – покупатели приобретающие антиквариат с сугубо утилитарными целями – увеличить свой капитал, или богатство. Точка зрения именно этих двух групп в совокупности и доминирует при определении цены антиквариата. Мотивация поведения коллекционеров, во многом удачно, описана Л.Шпаковской, Н.Щербаненко и другими авторами, но для большей ясности попытаемся обобщить уже известные материалы.

                Группа лиц, приобретающих антиквариат, как элитный «духовный» товар.

      Основной стимул для таких коллекционеров – внутреннее стремление к самовыражению, проявлению своего, крайне развитого индивидуализма. Антиквариат - именно тот товар, который, обладая эстетическими качествами, способствует воспитанию вкуса у подобного рода людей. Привыкая к таким предметам, они постепенно усваивают, что нечто гармоничное, тщательно и с любовью сделанное из высококачественных материалов и есть Прекрасное. Антиквариат, если его рассматривать как предмет роскоши, стимулирует процесс познания категории «Прекрасное», как мировой гармонии и способствует повышению духовного уровня и культуры. Кроме того, у этой группы людей зачастую существует традиционное представление о том, что антикварные художественные изделия - это предметы роскоши, к обладанию которыми необходимо стремиться, чтобы повысить свой общественный статус. Естественно, старинные вещи, особенно если это - произведения известных живописцев, или художественные изделия, выполненные из дорогих материалов, являются символом материального благополучия и эффективным показателем жизненных успехов, богатства и экономической свободы их обладателя. Украшение ими частных интерьеров имеет и психологический аспект, который может быть объяснен подсознательным восприятием тех, или иных моментов социального обустройства общества.
 
      Вторая группа любителей старины, в условиях устойчивой и благоприятной экономики, покупает антиквариат с целью аккумуляции материальных благ. Если участник второй группы - оператор антикварного рынка, то деление кругооборота Маркса: Товар – Деньги - Товар [Т - Д - Т] на два самостоятельных цикла [Т - Д] и [Д - Т] создает для него возможность накопления товара (антиквариата). При этом подразумевается, что накопленный антиквариат может трансформироваться в кратчайшие сроки в другие виды товаров, или денежные средства. Иными словами, представители этой группы предполагают, что накопленный антиквариат, или, по Марксу, «сокровища» – это резервуар, в который, при необходимости, уходят избыточные деньги, переведенные в товар, и из которых товар (антиквариат) переходит в сферу обращения, при возникновении потребности в денежных ресурсах. Эта категория людей  рассматривает антиквариат, еще раз подчеркнем, в условиях стабильной экономики, исключительно в контексте материальных ценностей, поэтому обладание большим количеством ценных художественных предметов для них - признак личной состоятельности и могущества
 
      Так было до недавнего времени. Но! Страна находится в затяжном кризисе в условиях повсеместной волатильности в экономике. Впрочем,  многие ведущие страны – мировые экономические колоссы тоже подвергнуты ударам этого мощного “цунами”, правда, в разной степени. Отечественная экономика во многом подвержена процессам стагнации. Многие отрасли экономики страны топчутся в своем развитии на месте. Среднего класса населения, основного потребителя антиквариата, практически нет. Национальная валюта ведет себя неустойчиво и ее уровень, по сравнению с главными валютами мира, упал  более чем в 2 раза. Население с высоким уровнем доходов давно уже приобрели интересующие их предметы старины. Антиквариат средней ценовой категории вообще не продается и не покупается. Небольшое движение на рынке наблюдается - или в сегменте низшей ценовой категории, или очень высокой, где представлены предметы уникального музейного уровня. Но, ювелирные изделия ведущих российских мастеров, фарфор, картины известных художников, старинные монеты были и остаются одним из самых надежных и, главное, рентабельных способов хранения капиталов.

      Как же отмеченные особенности текущего периода экономики отражаются на современном антикварном рынке? В первую очередь, это проявляется в том, что на этом рынке нет, и не может быть фиксированных оптовых, или розничных цен. На нем есть только договорные цены, основанные на представлениях операторов антикварного рынка о потребительной стоимости товара в конкретных условиях отечественной экономики в целом и  зарубежного антикварного рынка в частности. Динамика изменений значений этих цен тесно коррелируется с динамикой изменения основных макроэкономических показателей экономики страны. В памяти любителей антиквариата еще свежи воспоминания о тех днях, когда рынок переживал предыдущий кризис (1997 -1998гг.) и антиквариатом интересовались лишь единицы любителей старины, и тех днях, когда с полок антикварных магазинов сметалось все подряд, правда, и в других магазинах в это время тоже ничего не оставалось.

      Было бы неверно считать, что такие процессы происходят только в России и целиком связаны с особенностями российской экономики. В Америке, как это ни странно, после трагических событий 11 сентября спрос на антиквариат вырос в несколько раз, а вот в Европе резко возросли объемы приобретения населением антиквариата, в связи с переходом на единую европейскую валюту – евро. Из практики известно, что в условиях стабильной экономики, цены антикварного рынка ежегодно повышаются в среднем примерно на 5%. В условиях нестабильной экономики цены за тот же период возрастают на 100% и более. Трудно говорить о каких либо темпах роста  цен в  различных сегментах антикварного рынка в условиях стагнации, но, как говорится, еще не вечер. Ведь с начала 1990-х годов цены на произведения искусства и предметы старины подскочили в десятки раз. Лидерами в ежегодном росте цен на антикварном рынке являются:- изобразительное искусство (в частности живопись), фалеристика, нумизматика, филателия и некоторые другие разделы этой небольшой, но достаточно важной отрасли экономики.

      Цены на зарубежных аукционах последнего периода вообще достигли рекордного уровня. Так, 14-го мая с.г. в Женеве прошли торги аукционного дома “Christie’s”. Основной лот - самый крупный в мире голубой бриллиант весом  — 13,22 карат, по глубине цвета и чистоте не имеющий себе равных. В бриллианте нет посторонних включений и примесей, даже при осмотре под микроскопом. Кристалл имеет грушевидную форму и закреплен в кольце. Обладателем камня за 23,8 миллиона долларов стал американец Гарри Уинстон. Александрит, добытый в России, был продан на аукционе за 1,47 миллиона долларов. Вес камня — 21,41 карат. Этот лал изменяет свой цвет от зеленого до пурпурного, не имеет дефектов и включений. Картина Эдварда Мунка «Крик», написанная им в 1895 г., стала самым дорогим произведением искусства в мире,  на “Сотбис” она ушла  за рекордные $119.9 млн. Полотно Пабло Пикассо “Алжирские женщины”, продано в мае с.г. за 179.3 млн. долл. Картину Модильяни “Лежащая обнаженная” купили за 170.4 млн. долл.

      Тем не менее, покупаются (и по высоким ценам) на аукционах только шедевры. Это важное обстоятельство современного рынка. Антиквариат низкого художественного уровня сегодня практически не пользуется спросом. Такого рода товар годами пылится на полках антикварных магазинов, поэтому если его удается продать – это большая удача для владельца. На зарубежном антикварном рынке отмечается устойчивый интерес к российскому искусству. Общая сумма продаж картин  русских художников 30 ноября с.г. на аукционе «Кристис» составила 21,9 миллиона фунтов.  Не требует объяснений тот факт, что изменение цен на мировом антикварном рынке достаточно быстро сказывается и на наших внутренних ценах.  Но цены на антикварные изделия, как на внутреннем рынке, так и на внешнем – исключительно договорные.

                Особенности антиквариата как рыночного товара

     В самом слове антиквариат заложена доминанта времени. Согласно международным правовым актам и законам РФ антиквариатом считаются предметы изобразительного и прикладного искусства, а также некоторые другие категории культурных ценностей (перечислены выше), которые были созданы более 100 лет назад. На практике в сферу интересов российских антикваров попадают артефакты, возраст которых зачастую большого значения не имеет.

      Сегодня на антикварном рынке широко представлены работы первой трети ХХ века в стиле ар нуво и ар деко. Оба этих стиля оказали существенное влияние на весь современный художественный мир – от изящных искусств до архитектуры включительно. К примеру, в стиле модерн - великолепные работы в стекле Эмиля Галле (Emile Galle, 1846-1904гг.) и его учеников - братьев Августа и Антония Дом (Daum Auguste - 1853 – 1909гг.; Antonin - 1864 – 1930гг.), восхитительные лампы и ювелирные изделия американского ювелира Чарльза Тиффани (Charles Tiffany, 1812 – 1902гг.) и его сына Луи Комфорта (Louis Comfort), выразительная скульптура французского художника Рауля Франсуа Ларша (Raoul Francois Larche, 1860 – 1912гг.) и многие другие. Художественных изделий из керамики, железа, стекла, дерева и бронзы в стиле ар деко сегодня на антикварном рынке более чем достаточно. Приведем только несколько имен «трубадуров» этого стиля – Дмитрий Чипарус (Dimitri Chiparus - 1886 – 1947гг.), скульптор румынского происхождения, работавший в основном в Париже, где он и прославился своими камерными статуэтками, застывших в пируэте, прославленных балерин. Алонсо Доминик (Alonzo Dominique), творивший в конце XIX - начале ХХ века, который обращался к библейской тематике и историческим реминисценциям на темы, характерные эпохе Возрождения и готики, а также многие другие. Среди антикваров пользуются популярностью и художественные работы, выполненные в стилистике 1930-х, 1940-х и даже 1960 – 1970-х годов, вплоть до современных артефактов. Таким образом, товар, обращающийся на современном отечественном антикварном рынке, верхней временной границы изготовления практически не имеет.
 
      А есть ли нижняя «возрастная» граница у антиквариата? Теоретически – нет, но на практике на российском рынке обращается антиквариат, не старше последней четверти XVII - начала XVIII века. Проводимые в Москве в 2004 и 2005 годах “Art Culture Studio”- международные салоны изящных искусств, где, среди прочих вещей, были представлены предметы XVI и XVII веков, на нашем антикварном рынке пока существенно не сказываются. Более «старый» российский антиквариат почти весь сосредоточен в музеях. Иная ситуация на зарубежном антикварном рынке - там, например, наблюдаются спрос и серьезный интерес коллекционеров на египетские памятники. На аукционах “Christie’s” и “Sotheby’s” регулярно проводятся египетские торги. Так, в 2004 году на “Christie’s” были выставлены на продажу превосходная статуэтка фараона Амона Ра III и прекрасное скульптурное изображение головы священной кошки богини Бастет из бронзы с добавлением золота. Памятник не уступает аналогам из Британского музея, известного своим собранием священных животных этой богини. “Sotheby’s” в 2004 году за $220 800 продал великолепный мифологический папирус жрицы Амона Ченетшедхонсу, времени XXI династии, с тридцатью виньетками-иллюстрациями к ночному путешествию Солнца через Дуат (в представлении древних египтян – это подземный мир за западным горизонтом, где заходит Солнце). На этом же аукционе были проданы многие другие вещественные памятники той эпохи, в том числе уникальный погребальный (фаюмский) портрет, написанный восковыми красками, который вставляли на место лица в бинты мумии.

      Нельзя сказать, что отечественный рынок совсем лишен древнего или археологического антиквариата. Например, в 2003 году Управление уголовного розыска криминальной милиции ГУВД Нижегородской области (отдел по борьбе с незаконным оборотом антиквариата и культурных ценностей) провело рейд по антикварным магазинам города, чтобы выявить случаи незаконной торговли археологическими находками. По информации пресс-службы администрации губернатора, предварительная стоимость изъятых из оборота предметов археологии составила $8 000.

      Дело в том, что согласно федеральному Закону от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты археологического наследия - это государственная собственность. Именно поэтому, появление на антикварном рынке археологического антиквариата - незаконно. Государство применяет для решения этой проблемы не только карательные, но и поощрительные меры. Так, власти Краснодарского края за сообщение о грабительских раскопках, археологических находках, или за сдачу древних предметов материальной культуры в государственную часть музейного фонда, установили поощрение.

     Но, несмотря на принимаемые на самом высоком уровне решения и меры, незаконный оборот археологического антиквариата в небольшом объеме на отечественном рынке все же наблюдается. В качестве товара на нем можно найти многие предметы бытования древних народов, населявших территорию бывшего СССР, вплоть до орудий труда первобытного человека эпохи неолита, периода перехода от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, ведь в раскопках древних стоянок попадаются обработанные (шлифованные и просверленные под рукоятки) орудия из камня, наконечники стрел и копий, скребки для выделки шкур убитых зверей и т.д. Вот типичный пример - при раскопках одной из стоянок периода неолита на юге страны найдены 2 скребка для выделки шкур, 8 топоров различной формы и разной степени готовности к употреблению. При этом на некоторых образцах видны отдельные этапы процесса изготовления этих орудий. И таких примеров можно привести много с той лишь разницей, что, в зависимости от места нахождения стоянок первобытного человека, набор его орудий труда различен. Еще раз подчеркнем: археологический антиквариат является государственной собственностью.

       Показательно, что бережное отношение к археологическим находкам было предписано еще в 1718 году, когда Петр I издал указ следующего содержания: «Также если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно - також бы приносили, за что будет довольная дача». Де-юре, номенклатура антикварного товара и определяющие его временные рамки, зависят от политики государства в данном секторе экономики, де-факто – от значимых предпочтений операторов антикварного рынка.

       Антиквариат - товар невоспроизводимый. Не все антиквары воспримут это положение однозначно. Действительно, ежегодно какая-то часть созданных 100 лет назад артефактов переходит в разряд антиквариата. И через этот же промежуток времени художественные изделия, изготовленные сегодня, тоже станут антиквариатом. Более того, современный уровень развития науки и техники позволяет воспроизвести практически любой антикварный предмет со 100% идентичностью. Да и в 30-40-х годах XVIII века, благодаря изобретениям А.Кола, Ф.Саважа, Ю.Дютеля, М.Гремпе, Ф.Бланшара, Б.Чевертона, Д.Уатта, произведения декоративно-прикладного искусства копировали с высокой точностью. Почему же тогда антиквариат - товар невоспроизводимый. К слову, существует даже определенная группа коллекционеров, которая собирает предметы искусства, произведенные сегодня, справедливо полагая, что со временем они станут антиквариатом.

       Для большей доказательности этого утверждения, обратимся к далекому от предмета исследования вопросу охраны природных ресурсов. Природные ресурсы делятся на восполнимые, или возобновляемые, например – основные биоресурсы морей и океанов или лесные ресурсы, и невосполнимые, или не- возобновляемые, такие, как месторождения полезных ископаемых и др. К сожалению, равнозначной замены добытой из недр нефти, газу, различным рудам и т.д., практически нет. Точно так же, как нет, и не может быть, замены высокохудожественным творениям великих мастеров прошлого. Даже самого высокого уровня современная копия хорошей старинной работы остается всего лишь копией и очень часто, если авторство такого «шедевра» скрывается, или не установлено, в кругах операторов антикварного рынка носит название, имеющее негативный оттенок, «новодела» или «фальшака». Если с «фальшаками» все более или менее ясно, то как относиться к авторским копиям, выполненным самими художниками, или к работам старых мастеров и художников, копирующих произведения своих современников или предшественников. Примеров тому множество: А.Саврасов, создавший много копий своего полотна «Грачи прилетели», Ф.Барбедьен, отливший большое количество уменьшенных копий с работ античных скульпторов, французский бронзовщик П.Ф.Томир, по заказу Демидова выполнивший в нескольких экземплярах каминные часы (ставшие хрестоматийными)  со скульптурной композицией «Минин и Пожарский» и т.д.
 
       Если эти произведения искусства созданы в достаточно отдаленном от нас времени, - это, несомненно, полноценный антикварный товар. Проблема в другом - художественные достоинства всего обилия существующего на российском рынке антиквариата далеко не равноценны: бытовой или малохудожественный антиквариат доминирует, а высокохудожественный антиквариат любой номенклатуры, как правило, обращается на рынке скоротечно и вне поля зрения рядового покупателя. Есть несколько причин, создающих такую ситуацию на отечественном рынке. Главная из них та, что работ больших художников и мастеров прикладного искусства в России никогда и не было много. Такие изделия в основном выполнялись на заказ и были очень дороги. Говоря языком рынка, товар этот был штучным, или, в крайнем случае, малосерийным. Взять, к примеру, каминные часы российского бронзовщика С.Веля, работавшего в первой половине XIX века. Сегодня насчитывается не более 20 его работ и цена на них варьируется в пределах $10 000 – $40 000. Тоже можно сказать и, об упомянутых выше, оригинальных каминных часах П.Ф.Томира «Минин и Пожарский» - это была дорогая заказная работа, сделано таких часов всего 8 экземпляров (первый заказ Н.Демидова был на 6 экземпляров часов, второй заказ на 2). Естественно, цена на них достаточно высока.
 
       Совсем иначе обстоит дело с бытовым антиквариатом. Его на отечественном рынке - изобилие. Это тоже товар не воспроизводимый, но в свое время его производство было поставлено на поток, поэтому он сохранился до наших дней в большом количестве, несмотря на все перипетии отечественной истории. Примером этому могут служить боташевские самовары, простые разновидности которых в конце XIX века продавались оптом – возами. Понятно, что цены на бытовой антиквариат не идут ни в какое сравнение с ценами на антиквариат высокохудожественный. Тем не менее, многим любителям старины не хватает мелочей, которые в свое время украшали быт наших дедушек и бабушек, и они покупают бытовой антиквариат по относительно высоким ценам. Подлинные артефакты, обращающиеся на антикварном рынке, - товар не- воспроизводимый.

       Антиквариат это товар длительного и цикличного периода торгового оборота. Вторичное появление на антикварном рынке, когда-то проданных предметов, происходит не скоро, порой через много лет или десятилетий. Здесь речь не идет о ежедневных или ежемесячных общих продажах, то есть торговом обороте предприятия - он может быть достаточно быстрым. Имеются в виду два обстоятельства. Первое – продолжительность собственно продажи определенного артефакта - конкретной картины или произведения декоративно-прикладного искусства, второе – это временной период, через который данный предмет снова появится на рынке. Если речь идет о товаре экстра-класса, то есть о высокохудожественном антиквариате, то он исчезает с прилавков магазинов достаточно быстро, так что, как говорилось выше, рядовой покупатель его даже не увидит. Антиквариат бытовой или малохудожественный пылится на тех же прилавках годами. Такие предметы, скорее всего, разместятся в уголке квартиры, обустроенной в современном модном стиле, как сентиментальное напоминание о вещах, окружавших нас в далекой безмятежной юности. И в первом, и во втором случае эти вещи снова появятся на рынке приблизительно через 30 – 40 лет. Типичный пример - недавняя продажа пасхальных яиц, изготовленных фирмой «Фаберже».

       Сегодня в мире существует всего 50 подлинных пасхальных яиц этой фирмы. Первое пасхальное яйцо было изготовлено для императрицы Марии Федоровны по заказу Александра III в 1884 году, в дальнейшем она получала такой же подарок каждый год, вплоть до смерти императора в 1896 году. Николай II заказывал у Фаберже уже по два пасхальных яйца, одно - для матери, другое - для своей супруги Александры Федоровны. Последние пасхальные яйца для царской семьи были приготовлены к Пасхе 1917 года, но А.Ф.Керенский не разрешил передавать их Николаю II. Судьба этих двух работ К.Фаберже не известна. По одному пасхальному яйцу заказали князь Юсупов, герцогиня Мальборо и нефтяной магнат Э. Нобель. Удивительно, но, 7 пасхальных яиц фирма изготовила для владелицы золотых приисков Варвары Кельх.
 
       В 1917 году все, принадлежавшие царской семье 42 пасхальных яйца, были конфискованы. А.Ф.Керенский распорядился отвезти их в Москву, в Оружейную палату. С 1921 и вплоть до 1933 года их, как предметы культа, активно продавали за рубеж, после чего в России остались только 10 экземпляров. Особую роль в этих распродажах сыграл американский бизнесмен А.Хаммер, который не только сам купил 11 императорских пасхальных яиц, но и во многих сделках такого рода выступал в качестве посредника. Более того, Анастас Микоян передал ему оригинальные пуансоны фирмы «Фаберже», благодаря чему г-н Хаммер довольно быстро наладил производство поддельного «Фаберже», в том числе и уже ставших знаменитыми на весь мир пасхальных яиц. Прибыль от их производства А.Хаммер делил пополам с Советским правительством. Позднее, за настоящего «дореволюционного Карла Фаберже» выдавались изделия, выполненные в Париже братьями Евгением и Александром Фаберже.

       За все прошедшие годы на аукционе “Sotheby’s” поштучно было продано всего 7 пасхальных яиц. В основном это были яйца, принадлежащие Варваре Кельх, вывезшей их из России до революции. Последнее пасхальное яйцо фирмы «Фаберже», выставленное на аукцион “Christie’s”, было продано в 2002 году. В 2004 году наследники Малкольма Форбса (1919-1990гг.) продали принадлежавшую их семье коллекцию, которая включала 15 пасхальных яиц, в том числе 9 - из царского собрания, российскому магнату В.Вексельбергу на сумму (по оценке аналитиков-аукционистов) примерно $100 000 000 – $150 000 000. Владелец многочисленных масс-медиа Форбс начал собирать эту коллекцию в начале 60-х годов прошлого века.

       На этом примере, совершенно отчетливо, прослеживается определенная цикличность в появлении описанного товара на антикварном рынке. Первая волна распродаж – (1921 – 1933гг.), вторая – (1960-1970гг.) и третья, последняя – в 2004 году. Все это позволяет говорить что антиквариат на торговом рынке - товар с длительным и цикличным периодом обращения .

      Высокохудожественного антиквариата с каждым годом на отечественном рынке становится меньше. Российский антикварный рынок скудеет. Чаша весов все больше и больше склоняется в сторону малохудожественного или бытового артефакта. Этому есть несколько серьезных причин. Во-первых, высокохудожественный антиквариат не успевает появляться в антикварных магазинах и галереях, как его тут же раскупают, да он зачастую и не доходит да торговых точек. Во многом этому способствуют артдилеры, чья деятельность до сих пор не находится в правовом русле. Сегодня практически невозможно купить изделия ювелиров Хлебникова, Болина, Сазикова, Фаберже, а о картинах художников «первого ряда» - Врубеля, Серова и др. – и говорить не приходится. Их на отечественном рынке просто нет. В этом смысле зарубежный антикварный рынок намного богаче российского.

       Другой важный фактор, снижающий художественный потенциал отечественного антикварного рынка, - таможенные барьеры. Оптимисты говорят, что их практически нет, а пессимисты утверждают обратное. Это напоминает ставший широко известным «философский» вопрос о стакане, наполовину наполненном водой -  он наполовину пуст, или наполовину полон? Ведь в таком важном деле, как таможенное регулирование операций ввоза и вывоза антиквариата и наполнения товаром антикварного рынка, значимо все - и уровень налогов и таможенных сборов, сложность и длительность процедур оформления перемещения художественных ценностей через границу и т.д.

      Без сомнения, внутренние ресурсы отечественного антикварного рынка  исчерпываются, для его оживления нужны новые источники. Упомянутые выше Международные Салоны изящных искусств, уже дважды проводившиеся в Москве, вряд ли изменят ситуацию на рынке в обозримом будущем. Не надо забывать и еще одно очень важное обстоятельство. После революции 1917 года практически все крупные собрания антиквариата были либо национализированы, либо разграблены. Так, княгиня Мещерская вспоминает, что из принадлежавшего ее семье большого собрания живописи ничего не уцелело, все было разграблено. Впоследствии она никогда не видела ни одной из своих картин в российских музеях. Бежавший из России князь Юсупов смог прихватить с собой только одно полотно Рембрандта, но его богатейшей коллекции повезло больше. Немалая ее часть сохранилась и была передана в музеи. Оставшиеся после всех революционных потрясений и последующих войн отечественные собрания антиквариата (а это основа антикварного рынка) ни по каким параметрам не могут конкурировать с собраниями европейских коллекционеров. Упомянем только обилие артефактов, появившееся во Франции уже во времена Людовика XIV, Людовика-«Солнце» (1638-1715гг.). Гобеленовые, кружевные, фаянсовые и фарфоровые мануфактуры того времени наводнили Европу изделиями французского производства. Естественно, часть этих изделий сохранилась и сегодня обращается на европейских антикварных рынках. Казалось бы, что мешает устранить барьеры между рынками? Но не все так просто. Нужны кардинальные меры по изменению государственной политики в сфере перемещения через границу РФ культурных ценностей (антиквариата). Ибо антикварный рынок в условиях замкнутого или ограниченного экономического пространства перманентно беднеет.

                Второстепенные дефиниции антикварного товара.
 
       В среде операторов рынка можно часто услышать и другие определения антикварного товара, отражающие те или иные пристрастия конкретной группы коллекционеров, например – антиквариат коллекционный, мемориальный, подписной. Активно обсуждаются вопросы, имеет ли данный предмет товарный вид и не реставрирован ли он и т.д. Такие определения рыночного продукта не имеют под собой полноценной экономической или рыночной основы, ибо коллекционным и мемориальным может быть антиквариат как художественный, так и бытовой. Достаточно много отечественных коллекционеров собирают марки и монеты, зачастую с дефектами или ошибками печати и штамповки, спичечные коробки и работы К. Фаберже, каминные часы, утюги и многое другое. То же самое можно сказать и о других, используемых операторами терминах. Иными словами, собирают практически любой артефакт, безотносительно к его художественным или бытовым дефинициям. «На вкус и цвет товарищей нет» - гласит известная пословица. Благодаря этому, проблема выходит за рамки обозначенной нами темы и носит, в основном, социологический аспект. Очевидно, что артефакт коллекционный или мемориальный, подписной или реставрированный априори уже относится к известным и описанным выше группам: художественный, бытовой или археологический антиквариат. Понятно, что за предмет, который коллекционер считает коллекционным или мемориальным, он заплатит большую сумму, чем за аналогичный товар, не имеющий такого рода отличий. Вот несколько любопытных фактов.

       Аукционный дом «Osenat-Fontainebleau» в ноябре 2004 года выставил на продажу около 800 предметов, принадлежавших Наполеону I. Все они до настоящего момента хранились в частных коллекциях потомков маршалов и генералов Наполеона. Всего вещей было продано на сумму €3 460 000. В частности, одна из рубашек, которую император носил незадолго до своей смерти на о. Святой Елены, была куплена за €53 000. Его орден Почетного легиона, украшенный 55 бриллиантами и 125 изумрудами, был куплен французским коллекционером за €230 000. Российские коллекционеры, принимавшие участие в аукционе, приобрели за €245 000 пару консольных столиков красного дерева работы знаменитого французского краснодеревщика Жакоба Демальте, экземпляр коронационного альбома Наполеона - за €158 000 и скульптурный портрет сестры Наполеона Полины работы Франсуа-Жозефа Бозио - за €79 000.

       Из мемориального антиквариата, на международных салонах весьма востребованы письма выдающихся политических и военных деятелей, писателей, поэтов и т.д. Например, письмо адмирала Нельсона, написанное в 1800 году леди Гамильтон, продано на аукционе “Christie’s” за рекордную цену - 117250 фунтов. В 2002 году на аукционе “Sotheby’s” за 10000 фунтов стерлингов была продана факсимильная рукопись М.Ю.Лермонтова с текстом известного стихотворения «Кинжал».

      Все, что связано с легендарной группой «Биттлз», коллекционеры ценят особо. Это могут быть бытовые предметы, рукописи текстов песен, воспоминания обслуживавшего группу персонала и т.д. 600 000 фунтов стерлингов было уплачено одним из поклонников этой группы за факсимильный рукописный текст песни Джона Ленона «Все, что вам нужно, – любовь». Принадлежавшие ему же пианино и футляр для очков были проданы на аукционе за 140 000 и 55 000 фунтов стерлингов, соответственно.

                Законы  антикварного рынка.

1. На антикварном рынке существуют только договорные цены, основанные на интегральной потребительной стоимости товара в конкретных условиях отечественной или зарубежной экономики.
2. Де-юре, номенклатура антикварного товара и  определяющие его временные рамки, зависят от политики государства в данном секторе экономики, де-факто – от значимых предпочтений операторов антикварного рынка.
3. Подлинные артефакты, обращающиеся на антикварном рынке - товар невоспроизводимый.
4. Антиквариат - товар с длительным и цикличным периодом обращения на торговом рынке.
5. Антикварный рынок в условиях замкнутого или ограниченного экономического пространства перманентно беднеет.

Продолжение следует.

Техническое оформление текста Яны Бурдо