Часы с кукушкой

Евгения Козачок
У нас есть часы с кукушкой. Их подарил прадедушка бабушке в первый год её жизни. Она бережёт эти часы как самую дорогую реликвию. Пылинки с них сдувает, разговаривает с кукушкой и, чего греха таить, живёт по их «велению» - вперёд бегущему времени.


Прадедушка купил их за баснословные деньги. И гордился тем, что они были сделаны в Германии и связаны как-то с городом Шварцвальд, где впервые и появились в ХYII веке. Год рождения наших часов неизвестен. Но они удивительным образом сохранились до наших дней, а кукушка исправно несёт свою службу и поёт своё «ку-ку» в положенное время. И если все члены семьи под её «ку-ку» только просыпаются и засыпают, то бабушка сверяла каждую минуту своей жизни с ней. Жила в такой постоянной спешке, словно хотела догнать секундную стрелку, бегущую по циферблату ходиков. По утрам бабушка на несколько минут опережала появление кукушки в окошке, накрывала часы большим платком свёрнутым в несколько раз, чтобы она нас рано не будила. Готовила  завтрак. А через час-полтора, выпускала на волю нашу птичку певчую. Она даже свои наручные часы, перевела на две минуты вперед.

Бабушка никогда не опаздывала ни в садик, когда водила малышей туда, ни на работу. Беспокоилась о детях всегда и даже когда они выросли, тайно совала им в карманы бутерброды. А уж когда мы, внуки, появились, так бабушка ещё пуще забегала вокруг меня и младшей сестры Альки. Всё внимание нам, и кукушку стала укорять, что поёт не ко времени и разбудит всех. С работы ушла и бегала по дому, как заведённые ходики. В спешке не замечала своих морщин, седин, боли. Дедушка всё время пытался отвлечь её от этой суеты, говорил:

- Танюша, останови свой бег. Посмотри на небо, цветущие сады, послушай птиц. Давай сходим на берег реки, посидим на траве, полюбуемся природой, вспомним молодость. Но кукушка словно приковала её к себе. И бабушка продолжала бежать от каждого её «ку-ку», к очередному «ку-ку». У неё всё было подчинено кукушкиному отсчёту времени. Бабушка спешила, и дедушка боялся отстать от неё. Бегали вместе и отдельно за детским питанием, пеленками для детей, потом за памперсами для нас. Дедушка старался помочь бабушке во всём. Был всегда рядом, чтобы, не дай бог, не упустить тот момент, когда ей будет плохо. Уговаривал бабушку беречь себя:


- Таня, дорогая моя, ну хватит тебе за всеми бегать! Дети и внуки уже взрослые и сами со всем справятся. А ты больше отдыхай.

И мы уговаривали её беречь себя и не делать ту работу, которую должны делать мы. Бабушка как будто соглашалась с нами. Но стоило ей услышать очередное «ку-ку» заторопится, запричитает что и то не сделано ещё и это. И «бежит» выполнять уже непосильную ей работу. Бывало, прижмёт руки к груди, побледнеет, но лечь и не собирается. Приостановится, ожидает, когда сердце «отпустит», вдохнёт глубоко, дальше идёт и нас успокаивает:

- Всё хорошо, родные мои. Если мне будет плохо, то я вам обязательно скажу об этом.

А сама накупила сердечных капель и пила их тайком, чтобы мы не видели.

Всегда была жизнерадостной, улыбалась и огорчалась только при большом горе и когда ходики ломались. Всё чаще закрывала их платком, чтобы не будили нас раньше времени. И кукушка, словно обидевшись на бабушку, одним утром не поприветствовала её привычным «ку-ку». Бабушка, тут же бросила все работы по дому, сняла со стены часы и понесла их к единственному ремонтирующему их часовщику. Она каждый раз, когда выносила из дома ходики, боялась, что их или украдут, или мастер не сможет починить. Но никто не собирался воровать её реликвию. А мастер настолько был хорош в своём деле, что быстро их чинил. И каждый раз говорил, что таким часам цены нет и для него великая честь приводить их в жизненное состояние.


- Уважаемая Татьяна Ивановна, я с искренним уважением отношусь к вам и часам. И помните, что я всегда возвращу их к жизни, если они снова надумают отдохнуть.

Бабушка благодарила часовщика и неизменно говорила:

- Спасибо вам, дорогой, что продлеваете жизнь дорогим для меня ходикам. Это память о папе, маме, детстве. Они помнят всё, а кукушка напоминает мне своим «ку-ку» каждый год прежней жизни…

Но время безжалостно и к людям, и к вещам. Часы уже не бежали на две минуты вперёд, а отставали на три минуты. И голос у кукушки изменился, словно простудилась. Выглянет в окошко, хрипло закукует и сразу же прячется. Отдыхает. И бабушка всё чаще стала отдыхать.

Уговорили, наконец-то её лечь в больницу. Не противилась лечению, но очень скучала по дому и часам. Упросила выписать. Врач советовал бабушке не переутомляться и регулярно, два раза в год, для профилактики, ложится в больницу. Но она не умела бездельничая сидеть, как её сверстницы на лавочке у подъезда. Продолжала делать все работы по дому. И после выписки из больницы не угомонилась. Теперь она ждала рождения правнука - нашего с Дианой первенца. Брала под руку дедушку и «бегала» по магазинам, чтобы купить всё, что необходимое отпрыску нашего рода. Убедить её в том, что мы сами справимся со всеми заботами, да и бабушка с дедушкой ещё не старые было невозможно. Будущая прабабушка и слушать никого не хотела. Не унималась. А  по-прежнему расписала свой день от «ку-ку» до «ку-ку». А устав, обещала:

- Вот родится правнучек, посмотрю, как вы купаете, пеленаете. Если не так, помогу. И больше никакой спешки. Буду отдыхать.

И, действительно, после рождения Артёмки бабушка стала спокойнее. В её движениях появилось что-то ленивое и сонное. Ложилась на кровать и в полудрёме смотрела телевизор. И уже не так часто беседовала с кукушкой. Ответит на её короткое «ку» одним словом  и снова дремлет. А на очередное «ку-ку» скажет: «И ты, милая, отдохни. Поди устала столько-то лет «ку-ку да ку-ку». Отдохни. И я часок ещё подремлю».

А вечером кукушка не появилась в окошечке. Дедушка подошёл к часам и спросил: «В чём дело, птица? И ты устала?»
Но увидел, что большая и маленькая стрелки остановились на цифре восемь. Не было слышно их привычного "тик-так"

Он поспешил к бабушке сказать ей чтобы она не волновалась из-за молчания кукушки:

- Танюша, часы почему-то остановились. Не переживай. Завтра я отнесу их в ремонт, и ты, как прежде, будешь слышать свою птицу.


Бабушка не ответила. Глаза были открыты, но она ничего уже не видела. Дедушка взял её руки в свои, почувствовал лёгкие два толчка пульсирующего сердца, которые больше не повторились. Врачи "скорой" не успели ей помочь.

Бабушка умерла в восемьдесят лет, в восемь часов вечера, восьмого числа за два дня до своего юбилея.


И вдруг часы «ожили». Секундная стрелка заметалась по циферблату, уходя назад на несколько делений, словно старалась продлить бабушке ещё несколько секунд жизни. А кукушка так и не появилась.

После похорон бабушки, дедушка отнёс их к мастеру, который знал эти часы как свои пять пальцев, но все его усилия оживить ход часов и пение кукушки не увенчались успехом. И ни один мастер не смог отремонтировать их. Часы умерли вместе с бабушкой и теперь стали грустным молчаливым напоминанием о ней.

С тех пор я не люблю часы ходики и «пение» живой кукушки. Её «ку-ку» напоминает мне бабушкины часы, которые не дали ей жить своей жизнью, радоваться окружающему миру. Она всегда следовала за их ходом, спешила всю жизнь за секундной стрелкой. А кукушка своим «ку-ку» словно подгоняла её – вперёд, вперёд и, ни минуты отдыха. Спеши, а то не успеешь…


Снял с руки и ручные часы. Спрятал в комод. Не могу видеть бегущую секундную стрелку с её отсчётом времени.  Очень редко смотрю на время и в мобильном телефоне. Хочется сказать всем: «Реже смотрите на часы, а чаще направляйте свой взор на небо, красоту окружающего мира, родных. Как можно дольше времени проводите с ними. Отдыхайте. Не спешите, а просто счастливо живите. Не старайтесь все сделать и везде успеть.Всё равно не успеете.

Главное осознать как прекрасен мир и что  рядом любящие сердца, для которых каждая минута вашей жизни во сто крат дороже завтрака и других выполненных дел по дому. Берегите друг друга, цените каждую минуту жизни, проведённую с родным человеком. И не сверяйте свою жизнь с кукушкой, отсчитывающей время очередным «ку-ку».

декабрь 2015