8-3 книга Сельские дети войны

Павел Краснощеков
8-3 Сельские дети войны П.Краснощеков

                ЛЕТНЯЯ СТРАДА

  В 1955 году Ваня окончил шестой класс,  Генка давно уже агитировал Ваню на лето работать в сенокосную бригаду. Рассказывал весёлые истории из жизни ребят вдали от дома в запретной зоне, где они косили сено для колхоза. Отец дал своё «добро», бригадир А.Г. Чебанько зачислил его в сенокосную бригаду.
 
  Бригада выехала из Солянки рано утром караваном, состоящим из тракторов с вагончиком, с шестью косилками, лошади тащили конные грабли, повозки с различной, но нужной на покосе поклажей, замыкали две повозки с рабочими и подростками.
 
  Рано утром следующего дня трактор с косилками начал косит первую загонку, остальные рабочие с ребятами обустраивали лагерь. Ваню поставили работать на конные грабли сгребать уже подсушенное сено в валки. Он сидел на металлическом сидении наверху 4-х метровых граблях, в руках были вожжи, он лихо управлял конём. Правой ногой  в нужном месте он нажимал педаль подъёма грабель, с таким расчётом, чтобы валок  был ровным по полю. Рядом с ним на других конных граблях ещё трое таких же молодых ребят, как и он. На сенокосе эту несложную работу на граблях доверяли первогодкам. И, надо сказать, ребята гордились доверием старших, старались свою работу сделать хорошо, но мальчишки есть мальчишки, их хватало на работу и на озорство. Так почти каждую ночь одному или двум ребятам с особо крепким сном мазутом рисовали усы, а утром все покатывались со смеху над усатым соней. По вечерам играли в «коня», словно и не было усталости от трудового дня. Ночами слушали пересказ какой-нибудь понравившейся книги. Ваня пересказывал любимую книгу «Как закалялась сталь», Генка рассказывал книгу «Три мушкетёра».

  Время шло, все больше скошенного сена было отправлено на возах, запряженных верблюдами на колхозный сенник. Колхозный сенник полнился пахучим зоновским сеном.

  Вот и подошел конец сенокоса, возвращались домой снова караваном, мальчишки все здоровые, загорелые, с трудовыми  руками. После сенокоса они были направлены на уборку урожая, отвозили зерно в тачанках от комбайнов на зерноток, старшие пацаны работали копнильщиками, штурвальными на комбайнах. Словом всем хватало летом работы в колхозе.
 
  Удивительно быстро закончились летние каникулы!  Снова ребята заторопились в школу, в интернат, ставшим для них родным. Только очень жаль было Ване, что  его друг по босоногому детству Генка уехал учиться по направлению колхоза в Николаевское ПТУ на тракториста. Но у Вани уже были друзья по классу и по интернату, так что скучать ему не приходилось.
 
  Так же быстро пролетел учебный год, и Ваня летом опять работает на сенокосе, теперь уже его поставили на сенокоску. Трактор ДТ-54 тащит за собой одну за другой пять стрекочущих сенокосок. На каждой из них сидит мальчишка на железном сидении и управляет косой, поднимая её кочках, пеньках, оберегая её от поломки. Здесь нельзя «ловить ворону», поломается коса – остановится на ремонт весь агрегат сенокосок. За простой всего агрегата в сенокосную пору по головке не погладят, а потом, ещё идёт негласное соревнование между пацанами на сенокосках, граблях и волокушах. Кто опережает, тот отдыхает.

  Заканчивается сенокос и всех косарей отправили к комбайнам копнильщиками на прицепные комбайны РСМ.  На копнителе Ваня будет работать первый год. Дали ему в руки вилы, очки на глаза от пыли, показали, как надо работать, и вперёд. Задача копнильщика раскладывать поступающую с комбайна солому равномерно по всему копнителю, освобождая место для приема соломы  с транспортёра. Одновременно поглядывать за приближающим рядом копен соломы на поле, надо стараться вывалить солому из копнителя строго в ряд копен.

  Работать приходится в пыли от комбайна, вокруг копнильщика вьётся мелкая солома, стоит июльская жара, пот струится по телу. К концу рабочего дня, а он длится от зари до зари, Ваня становится весь серым от пыли, только искрятся глаза в защитных очках. Первые дни с непривычки было тяжело, к вечеру  от усталости валился с ног. На третий день он приделал к вилам длинный черенок, стало удобнее направлять солому по углам копнителя, кроме этого, он использовал длинный черенок как рычаг. Подставлял вилы под падающую солому, набиралась порядочная порция и уже её, наваливаясь всем телом на торчащий через борт копнителя черенок, перемещал в нужное место  копнителя. Здесь он применил свойства рычага из физики за шестой класс. Его метод работы был одобрен бригадиром Алексеем Григорьевичем и предложен всем копнильщикам бригады, как метод Глинского.

  Постепенно втянулся в работу, в зависимости от направления ветра, он перебегает на ходу с одной стороны копнителя на другую, благо,  что мостики для копнильщика сделаны по обе стороны копнителя. Иногда, когда не срабатывал механизм сброса соломы, ему приходилось прыгать в копнитель и своим весом приводить в работу механизм сбрасывания соломы. Тогда он вместе с соломой вываливался из копнителя на землю, вылезал из соломы и бежал догонять комбайн. Но это было очень редко.

  У Ивана был хороший глазомер и большое желание хорошо выполнить порученное дело, он старался точно по линии сбрасывать копна в поле. Это не осталось незамеченным бригадиром и даже председателем колхоза И.С. Горькавенко.
Где-то в середине уборки в колхоз приехал из обкома профсоюза инспектор по охране труда и запретил несовершеннолетним работать копнильщиками на комбайнах. Всех пацанов сняли с комбайнов и поставили на тачанки возчиками зерна от комбайнов. Новые взрослые копнильщики расставили копна по всему полю, Иван Семёнович дал команду вернуть пацанов на копнители под свою ответственность. Сказал, что им уже по четырнадцать лет, и они являются членами колхоза, что ещё недавно в войну четырнадцатилетние были основными работниками колхоза, снабжали хлебом фронт.

  На следующий год Иван снова был на копнителе и обучал новеньких копнильщиков своему именному методу работы на копнителе.
                *          *         *

Продолжение в 8-4