Инсульт под птичье щебетание

Дедушка Артемьев
          Сборник рассказов о друзьях. «Разные проблемы цунами»:
          1. Захихикала аспирантка
          2. Икру хотите?
          3. Инсульт под птичье щебетание




                Клоповка

          Молодые ученые часто приезжали на Шикотан. Вот и в этом году им опять выдали квартиру в гидрофизической обсерватории. И вновь директор и его жена окружили приезжих заботой.

          Придя в квартиру, парни обнаружили массу разнообразных продуктов на кухне. В их отсутствие Виктор и Галя натащили еды. Тут были разные консервы: крабы, сайра, икра. Стояли несколько трехлитровых банок с огурчиками, помидорами. В тазу лежали громадные засоленные рыбины.
          - Нас переоценили, - сказал Веня.
          - Кто-нибудь поможет, - беззаботно возразил Женя. – Приезжие ученые здесь редкое явление. Так что будем ждать визитов. Кстати, Серёга, видишь на столе бутылку с красным содержимым?
          Сергей был Жениным аспирантом.
          - Как раз собирался спросить.
          В этот момент в квартиру вошел директор. Увидев в руках Сергея бутылочку, сказал:
          - Это и есть сироп красники, другое название - клоповка. Хорошо разбавлять водку, но прошу не увлекаться. Опасная штука.
          - Не увлекаться, так не увлекаться, - согласился Сергей, рассматривая сироп на свет. – Да, вот давно хотел узнать, все минутки не было расспросить. Остров Шикотан называется на языке этих, …
          - Айнов, - подсказал директор Витя.
          - Да, айнов. А что это за народ, японцы что ли?
          - Нет, совсем не японцы. Я интересовался, когда приехал на восток. Читал, расспрашивал. Оказывается в России а;йны жили в низовьях Амура, на Камчатке, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время живут на острове Хоккайдо. Происхождение народа остаётся неясным. Айны часто относят к австралоидам. На Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад, создав неолитическую культуру Дзёмон.
         - Нормально, - воскликнул Веня.
         - По переписи населения Российской империи 1897 года 1446 человек указали своим родным языком айнский, почти все из них на Сахалине. В то время весь Сахалин принадлежал России, а Курилы — Японии. Южный Сахалин отошел к Японии после войны 1904-05 гг. После советско-японской войны 1945 года большинство айнов Сахалина и Курил вместе с японцами было выселено либо добровольно эмигрировало в Японию. До сих пор ходит байка о том, что японцы забрали айнов с собой хитростью, рассказывая им об ужасах жизни в сталинской России.
         - Правильно рассказывали, - сказал Женя.
         - Тут есть любопытный факт. У нас, как вы помните, абсолютно все было засекречено. Так вот, в 1953 году уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати некий Омельченко в секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР, то есть цензорам, что запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР. Представляете, нет такого народа, и все. Этот запрет просуществовал до начала 1970-х, когда возобновились публикации айнского фольклора. Хотя к настоящему времени айнов в России не осталось. Только разнообразные названия.

          Ещё долго обсуждали с Виктором разные интересные моменты жизни на Шикотане.

                Креолка из Бразилии

          Ближе к вечеру появились гости. Капитан небольшого траулера, который с ходу, уже после первого тоста, предложил взять ребят в море. Затем Виктор исчез на минутку и появился с двумя погранцами. Те были в высоких чинах, что не помешало созданию теплой обстановки в мужской компании. Сергей попробовал водку с красникой, понравилось. Виктор не углядел, а Женька забыл об осторожности. К концу вечера все друг другу что-то обещали, тонну крабов, машину ящиков сайры, катание на абсолютно секретных пограничных катерах, прием в Москве на уровне Совета Министров, и абсолютно серьезное обещание Жени привезти старшему пограничнику креолку из Бразилии. От обещания Жени он расчувствовался и заявил, что все пограничные силы в акватории Тихого Океана в его, Женином, распоряжении.

                Сикать стоя

          Ребята вышли провожать гостей. А Сергей остался, сказав, что немного приберется и вымоет посуду. Стояла удивительная, какая-то южная ночь. Глубокое темное небо, яркие звезды. Поэтический настрой овладел учеными, и с этим настроем они вернулись в квартиру. Сергей сидел на койке в трусах и майке. Вид  у него был …. И Женя и Веня встревожились.
          - Две девочки, - сказал Сергей.
          - Какие еще девочки? – спросил Женя.
          - Где? – спросил Веня.
          - Обычные. Лет по семь – восемь. На кухне.
          Веня направился к кухонной двери. Серёжа остановил его.
          - Они там писают, или сикают, не знаю, как правильно.
          - ???
          - Я перемыл гору посуды, уже заканчивал, вошли две девочки в коротеньких платьицах. Одна в голубом, другая тоже в голубом. На головках бантики. У одной бантик голубой, у второй …
         - Тоже голубой, - сказал Женя.
         - Да, - подтвердил Сергей. – Хихикают, толкают друг друга. На меня никакого внимания. Одна, та, что в голубом, говорит, что сейчас будет сикать стоя. И другая тоже говорит, что будет сикать стоя.
         - Господи, - выдохнул Женя.
         - Мда, - крякнул Веня.
         - Тут они сняли трусики, выпятили свои животики и начали сикать. Я выскочил с кухни, а они спорили, кто дальше насикал.
         - И где они теперь?
         - На кухне. Надо бы их, ребята, с кухни прогнать, а.
         Веня заглянул в кухню.
         - Нас же предупреждали. – Веня повернулся к Серёже. – Спать. Женька, надо уложить друга.
         Сергей заявил, что спать совсем не хочет, и что надо, наконец, разобраться с этими разноцветными девчонками. Через секунду разбудить его не представлялось возможным.
         Ребята осмотрели кухню.
         - Обрати внимание, - сказал Веня, разглядывая на сушилке единственную вымытую тарелку, - на сообщение о горе вымытой посуды. Придется нам заняться работой.
         - Надеюсь, девочки нам не помешают, - сказал Женя.
         - Мда, - согласился приятель.

                Галлюцинация

          Утром в комнату вошел чисто выбритый Сергей, в майке, с полотенцем вокруг шеи:
          - Старик, - сказал он, - что там Веня рассказывает о девочках. Какие девочки? Вы чего, решили разыграть меня?
          Объяснение Жени он выслушал с недоверием. Хмыкнул. Пошел на кухню, погремел там посудой, вернулся с чашкой приготовленного кофе, и спросил:
          - Это так и было?
          - Так и было, - подтвердил Женя.
          - И я видел сикающих девочек? Галлюцинировал?
          - Я не видел, кого ты видел, но сомнений не было. Ты говорил о девочках.
          - Интересно, - задумался Сергей, - почему девочки? Почему не женщины в самом соку? Хотя бы одна. Крупная молодая женщина, сикающая на пол кухни.
          Женя расхохотался.
          - Хотя, впрочем, ты ответить на этот вопрос не сможешь. Это же моя галлюцинация. Вот что делает с человеком клоповка!

                Импульс

          После завтрака все направились в лабораторию, а Вениамину показали тропинку, ведущую к самой высокой сопке острова. Веня, одетый в брюки и рубашку, бодро зашагал по тропинке. Он поднялся на заросшую сопку. Светило солнце, в кустиках посвистывали и пощелкивали дальневосточные птички. Ветер дул не сильно, но в рубашке было свежо. Внизу расстилался Тихий Океан. До самого горизонта. Только где-то там, на горизонте, виднелась земля. Видимо, Хоккайдо. На Веню снизошло вселенское спокойствие. Он прилег на траву. Небо было прозрачное, голубое. Только вдалеке, над океаном, виднелись белые пушистые облачка.
          И мысли тоже были легкие. Вначале облака подсказывали структуру внутренних волн в атмосфере. Потом мысли сами переключились на его решение задачи о взаимодействии двух ударных акустических импульсов. Вскоре он поднялся с травки, ему показалось, что он где-то близок к решению.
          Именно в этот момент что-то случилось с сердцем. Оно подпрыгнуло в груди. Точнее, не только сердце, но и весь организм подпрыгнул. Веня перепугался, первая мысль была об инсульте. Удар, прямо в ноги ударило. И подтверждало, что с ним непорядок то, что океан и солнце и кусты и птички, и все вокруг осталось без изменения. Только в его организме произошел удар. Веня повернулся и медленно, не спеша, чтобы не повредить себе организм еще больше, пошел по направлению обсерватории.

                Разбавить спирт

          Около обсерватории он встретил бегущую куда-то Галину, которая закричала ему, что хорошо их тряхнуло. А в лаборатории стоял гвалт. Ребята чего-то оценивали, смотрели на приборы и самописцы, отрывали куски ленты с графиками. Женя суетился вместе со всеми. Оказалось, что с организмом ничего не случилось. Просто удар по пяткам был вызван резкой вертикальной подвижкой грунта при землетрясении.

          С организмом действительно ничего не случилось; Веня прямо обалдел от радости. Не интересуясь больше параметрами землетрясения, он пошел в квартиру, направился на кухню, открыл банку крабов, и разбавил спирт водой из-под крана. В холодильнике были две банки крабов. Когда Женя с Сергеем вернулись из лаборатории, крабов им уже не досталось.