Паруса

Вячеслав Кутейников
Парусные суда, само воплощение морской романтики, прекрасные птицы морей, альбатросы. У какого мальчишки не замирало сердце при виде этого произведения кораблестроительного искусства, в каждом парусник есть что-то мистическое.
До поступления в мореходку я увидел баркентину "Альфа" стоящую на рейде порта Ростов и был просто заворожен её красотой и романтикой которая казалась струилась с каждой её реи.

Потом уже я узнал, что это третий и как после оказалось, увы, последний учебный парусник Ростовской мореходки, до него было ещё два.

Ростовское мореходное училище им. Г.Я.Седова, названное так в честь знаменитого полярного исследователя, в прошлом выпускника Ростовских мореходных классов, как тогда называлась одна из старейших мореходок России, всегда считалось одним из лучших мореходных училищ, да это и не удивительно, здесь чтились старые морские традиции и курсанты первых курсов проходили свою практику на паруснике, а где молодые парни могли получить лучшую закалку как не на паруснике.

Первым учебным парусником был "Ипполит", ещё до революции, кстати, все морские, ещё немые фильмы снимались именно на нём.

После старого "Ипполита" училищу была передана баркентина "Вега" на которой вплоть до Отечественной Войны курсанты мореходки прохолили практическое обучение морской профессии. Фильм "Дети Капитана Гранта" снимался именно на "Веге",но во время войны Вега попала под бомбёжку и была утоплена.

Но Ростовская мореходка не могла существовать без парусного учебного судна и в конце концов ей была передана отремонтированная баркентина "Альфа", которая раньше была грузовым судном.
Альфа была очень изящное и красивое судно, фок мачта которого имела прямое вооружение, а грот и бизань косое, почему она и называлась баркентина, т.е. шхуна-барк. Высота мачт "Альфы" была около 35 метров, при длине самого судна 40 метров.
Кто видел фильм "Алые паруса" тот имеет представление о красоте этого замечательного парусника, потому, что фильм снимался в Крыму с участием "Альфы". Кстати, это был не единственный фильм в котором снималась "Альфа" фильмы "Прощай" и "Море студённое" также снимались на "Альфе". Для съёмок фильма "Алые парусоа" был закуплен красный шёлк, который иммитировал алые паруса, после фильма курсанты шили из него плавки и майки, что считалось модно и престижно.

Но где-то к 1968-му году парусник очень сильно обветшал, а денег у нашего государства на восстановительный ремонт как и следовало ожидать не оказалось. Парусник пришвартовали к Ростовской набережной, передав его дворцу пионеров, а потом он оказался вообще бесхозным, но несмотря на свою ветхость, на рваный такелаж, всё равно он представлял величественное зрелище, но потом на нём стали жить бомжи, которые разводили костёр прямо на палубе и в конце концов красавица "Альфа", как это не печально, прекратила своё существование. Её куда-то отбуксировали с глаз долой и кажется сожгли.

Я будучи в то время курсантом морехдки с несколькими единомышленниками хотели выкупить "Альфу" и отремонтировать её своими силами, тем более, что она к тому времени ничего не стоила, но согласно действующим законам нам не разрешили этого сделать, т.к. нельзя было частным лицам иметь судно такого водоизмещения в собственности. Спалить проще. Сожгли и нет проблемы.

Это меня всегда шокировало и удивляло, бывая за границей во многих портах мира, почти везде видел старые отжившие свой век парусники, которые стояли на вечнй стоянке и служили украшением данного города. Но это там, это в обществе, где человек человеку, как нам говорили, волк, а у нас друг, товарищ и брат.

После "Альфы" в мореходке уже не было парусников и никогда не будет больше этих альбатросов морей. После "Альфы" училище получило бывший пассажирскийй теплоход, который был назван в честь ещё одного знаменитого выпускника - "Адмирал Лунин", но это уже всё не то. Сейчас в России только у морских институтов рыбной промышленности остались два знаменитых парусника -"Крузнштерн" и "Седов". Ни учебные заведения морского флота ни военно морского, никто больше не имеет парусников. Увы.

Ну и в конце мои стихи о парусной морской романтике:


В каких штормах мы только не бывали
Трещали мачты, рвались паруса,
И ветры души насквозь продували,
А волны поднимались в небеса.

Но мы давно прошли эту науку.
Безбожники, но знаем - с нами бог
И на штурвале крепко держим руку,
Хоть палубы уходят из под ног.

От жизни нам пришлось хлебнуть не мало,
Но знаем твердо, наш наступит час,
В тавернах ждут нас полные бокалы
И женщины, что любят только нас.

Ну а когда от берега устанем,
И позовут морей нас голоса,
Мы мичманки потертые достанем
И снова ветры нам наполнят паруса.