Сын Победы. Часть 2-я. Отрочество

Идеалистка
                Навсегда останется семейной тайной, почему мать не забирала сына из Умани в течение пяти лет. Перед тем как Вадику идти в четвертый класс тётя Фаина заболела, и мать срочно увезла сына в родной город . Перед отъездом Вадик нарисовал акварелью любимый уголок Софиевки и взял с собой на память. Так и будет акварелька висеть всю жизнь в их единственной комнате. Карандашный рисунок котяры Васьки оставил деду. На прощанье дед сказал дочери: «Соня, у Вадика большие способности к рисованию, пусть он посещает студию при каком-нибудь Дворце пионеров, а там, глядишь, и в художественное училище поступит».

             Жили Вадик с матерью очень скромно. Мать - инвалид по зрению (один глаз  почти не видел) в войну работала бухгалтером, но пришлось перейти на более легкую работу, медрегистратором при детской поликлинике. Маленькая зарплата, да сиротская пенсия двадцать два рубля пятьдесят копеек. Конечно, на работе предлагали матпомощь, но мать отказывалась. «Полставочки,  Полина Ивановна, » -- говаривала она главврачу. И та понимала, что гордая Софья Леонидовна лучше отработает на уборке, чем примет деньги просто так.

                Стихию не остановишь

                Перед пятым классом, экономя на всем, мать справила Вадику не новую, но очень симпатичную школьную форму. Он носил её и в жаркие майские, и в морозные зимние месяцы. Не обладавшая ни умом, ни совестью  классная руководительница  «шутила»: « А у нас Вадик, как ёлка –  зимой и летом одним цветом! Ха-ха-ха!» Она любила прицеплять мальчикам из бедных, вдовьих, семей обидные прозвища. Зато мальчики из «приличных» семей с высокопоставленными отцами-чиновниками пользовались у неё особым вниманием и почётом. В отместку мальчишки, вдовьи сыновья, прозвали её немецкой овчаркой. Стоит ли удивляться, что мальчики не любили школу и много времени проводили на улице.

                Вот, где было по-настоящему интересно! Например, в начале весны, в марте, когда веселым потоком текут ручьи под снегом, соседи дядя Веня и дядя Сеня ссорятся. Дядя Веня отводит поток талой воды от своего крыльца, которое выше по уровню, а дядя Сеня запирает поток снегом, потому что заливает дяди Сенин полуподвал. «Стихию не остановишь», -- важно, с профессорской интонацией,  произносит вредный дядя Веня и опять отводит талую воду от крыльца. Но дядя Сеня не сдается! Мальчишки делают обманки – там, где кто-то уже провалился в воду, кладут щепочки и присыпают снегом. Дядя Веня и дядя Сеня попадают в эти ловушки и ругаются ещё громче – то-то забава озорникам!

                С друзьями Вадику повезло: Славик, Женя, два Виталика, Бутусов и Бобров ( Бутус и Бобёр), Гера, Витя, Вовик  – почти все вдовьи сыны, кроме Бутуса. Виталик Бутусов в будущем станет чемпионом области по двоеборью: прыжки с трамплина и бег на лыжах на длинную дистанцию. А первые тренировки – это здесь во дворе в дружеской хоккейной команде. Вадика ставят вратарём, потому что у него нет коньков, только палочки, прикрученные к валенкам. Зато вратарь не пробивной – настоящий Коноваленко.

                Мокрый Вадик прибегает в свой мезонин, одежду пристраивает на печке и поскорее раскладывает учебники, как будто он прилежно готовил уроки. Скоро придет с работы мать. Она проверяет письменные задания, а на устные – уже и сил нет. В Умани Вадик учился на четыре и пять. Дед придумал систему поощрения – за четверку давал четыре рубля, за пятерку – пять, а за двойки с тройками – ничего. Матери такая система не по карману. Учится сынок на твердые тройки – ну и ладно, лишь бы здоров был. Вадик действительно закаленный парень – всю зиму ходит без теплого шарфика, горло и грудь нараспашку.

                С ржавыми гвоздями нельзя!

                Летом мальчик в пионерлагере. Повар приглашает ребят, которые покрепче, вырыть яму для погреба за двойную порцию второго мясного блюда. Вадик всегда готов! Аппетит у него зверский. Он растет не по дням, а по часам. Мать не успевает покупать штаны. По рисованию у Вадика отличные успехи. Но матери не до художественных дарований сына, дрова на зиму надо запасти – холодный мезонин топить. А это опять деньги. Она трудится на трёх работах.

                К четырнадцати годам Вадик превращается в атлета, может поднять троих ребят в пирамиде. Любимый герой – Иван Поддубный.  Как и он, Вадик носит в портфеле кирпич для тренировки запястий.  Весной в апреле-мае подростки ходят драться стенка на стенку, улица на улицу. В пылу борьбы один  богатырь, будущий Алеша Попович, хватает увесистую доску с ржавыми гвоздями, но с противной стороны слышится возмущенный возглас: «С ржавыми гвоздями нельзя – заражение крови может быть!»  Вояка растеряно останавливается: « А,  действительно, заражение крови может быть».  Все дружно хохочут, драться уже никому не хочется, и подростки мирно расходятся.

                Вадик решил заняться боксом, но требуется разрешение родителей, а Софья Леонидовна боится, что сыну покалечат глаза и нос. Не разрешает. Не разрешает водиться со шпаной, то есть с подростками-ворами. Но с Женькой  Вадик всё равно дружит с десяти лет. Женька хороший. Когда Вадик только приехал в город, с него шпана сняла шапку. А в чем ходить зимой? У матери денег нет на новую. Женька по своим каналам нашел, у кого шапка, рассказал, что Вадька такой же нищий вдовий сын, как и они, и шапка была возвращена. Кодекс чести есть и у воришек.

                Вдовьи сыновья Победы всегда без присмотра, а ворам нужны мальчишки, чтобы лазить в окно или стоять на стрёме. Вадика мать держит в строгости: будь беден, но честен, зато на свободе. За Герой мать не уследила, воры-мальчишки поставили его на стрёму. Кто-то из них полез в форточку за магнитофоном, но милицейская облава всех накрыла, и Геру тоже. Отправили всех в колонию для малолетних преступников. Через несколько лет Гера вернулся больной, ненормально полный – на малолетних преступниках самое гуманное в мире государство проверяло новые лекарства. Он не пил и не дымил сигаретами, но в сорок лет от цирроза печени ушёл навсегда. Вот и первая смерть в дружной дворовой компании.

                В седьмом классе Вадим неожиданно для всех учителей, особенно для «немецкой овчарки», получает отличные оценки по черчению. Природный талант, глаз и рука художника, сделали своё дело. Учитель по черчению вызывает мать в школу и советует продолжить обучение сына в старшей школе, а затем в политехническом институте. Нужен репетитор по некоторым предметам. Мальчик способный, но запущенный.

                Мать посоветовалась с братом, однако брат человек практичный: «Да хватит тебе его тянуть, такой лоб здоровый! Ты же его не прокормишь. В ПТУ и на завод!»

    Часть 3-я  http://proza.ru/2016/04/01/1756