Утихли споры давних лет...

Евгений Прокопов
   Кажется нам, бедолагам от нынешней литературы, что нравы нынешние в художественных палестинах никуда не годятся, что нетерпимость и раздоры стали зашкаливать все нормы приличия. Разделения по принципу «свой- чужой» стали  обычным явлением. Чужаков не терпят, оппонентов обливают помоями.
  Кажется нам это приметой времени. Но это не так.
  Ничто не ново под луной.

  Разломы общественного сознания коверкали судьбы  творцов и раньше.
  Всякий дерзнувший возвысить свой голос становился мишенью  расторопных.

   «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»
   Полемические послания поэтов часто имеют последствия, не вполне ожидаемые.
   Вот пример не из первого ряда.
   Впрочем, очень показательный.
   Поэт Языков был отмечен самим А.Пушкиным  в ряду трёх лучших современных поэтов (Дельвиг, Языков, Баратынский).
   В сороковые годы 19-го столетия произошло размежевание литературно-общественных сил. Противные стороны получили условное название славянофилов и западников.
    Николай Языков, искренне примкнувший к лагерю патриотов-славянофилов, со свойственной ему поэтической горячностью и темпераментом бросился в самую гущу событий и споров.
    В своих страстных поэтических инвективах «К ненашим», «Константину Аксакову», «К Чаадаеву» поэт  яростно обличал оппонентов.
     Бескомпромиссная позиция автора, резкость выражений, какая-то избыточная неистовость обличений,- всё это взбаламутило тогдашнее общество.
    Совсем не так, как рассчитывал поэт.
    Он был подвергнут остракизму со стороны т.н. демократического лагеря.
    Герцен, Белинский, Некрасов отметились в числе его яростных  критиков.
    Голоса сторонников  и единомышленников потонули в буре негодований горлопанов-западников.
     Поэта, осмелившегося выразить своё наболевшее, немодное мнение, зачислили в реакционеры, консерваторы.
   Пример Языкова показателен, но не единичен. Почти такая же судьба, хула и омерзительная травля  сопровождали Н.Лескова после романа «На ножах», Ф.Достоевского после «Бесов».
   Произведения, принятые «прогрессивной» частью общества в давнюю пору как пасквили и мерзость, теперь видятся провидческими и пророческими.
   Так и с языковскими строками, которые читаются как актуальная злободневная публицистика:

   Не любо вам святое дело
  И слава нашей старины;
  В вас не живёт, в вас помертвело
  Родное чувство…


Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский бог ещё велик!


Вполне чужда тебе Россия,
Твоя родимая страна!
Её предания святые
Ты ненавидишь все сполна.

Своё ты всё презрел и выдал.
Но ты ещё не сокрушён…


  Утихли споры давних лет, а мы по- прежнему дерёмся.
На сайтах и форумах готовы «сничтожить» любого чужака, всякое иное мнение «забанивается» штатными и внештатными троллями.
Даже на литературных порталах нередки оскорбления и хамство.
Терпимей надо быть друг к другу.