Прялка Леты Югай

Александр Сизухин
       С пряслиц опадает краска, истираются узоры, осыпаются буквицы и слова. Время не держит. Старые они, пряслицы, древние, - лет за сто, а то и поболе…
               
                С прялок, с домов с нарисованными часами,
                С досок икон неуклюже спрыгивают впотьмах
                Львы лупоглазые с вытянутыми носами,
                С куцыми чёлками, с розами на хвостах.
                (Росписи)
      
       Но что-то и остаётся: лев вот с розой на хвосте, отдельные буквы, цветочки, но самое главное - остаются смыслы.  Увидеть и восстановить смыслы дано не каждому.
       Дано древнему иконописцу: "Рядом с Ионой смотрит глазом цветочным/На корабли, в страхе жмущиеся к скале./Восстановить по косточке позвоночной/Образ чудовищ, не виданных на земле… "

       Дано увидеть и восстановить по буквицам и обрывкам слов (позвоночным косточкам языка) Лете Югай, нашей современнице филологу-фольклористу.
               
                ДИНЕ ГРИГ. ТАТ. ОТ БО
               
                дожди (сь)
                (не) от реки (сь)
                не бо (йся)
                (заб) в (ения)
                (вы) цвет (ания)
                (в миг про) лета (ет)
                (ж) и (знь)
                (ос) таёт (ся)
                (при) знание
                (пре) лес (ть моя)
                дорога (я)

      Пряслицы мужчины вырезали из дерева и украшали надписями да узорами, каждый, конечно, в меру отпущенного таланта, рукастости, и - КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО ДАРЮ – преподносили женщинам.  Возлюбленным, жёнам, дочам, сёстрам и матерям – кого любили, тем и дарили.
    
      Смысл – в любви.

      Полюбоваться старинными прялками можно в музее Ферапонтова монастыря, а прочитать стихи, им посвящённые, - в недавно изданной «Воймегой» книге Леты Югай «Забыть-река». Там целый раздел так и называется: Надписи на прялках. Кстати, именно за цикл этих стихов получила она литературную премию «Дебют».
В книге два раздела – Записки странствующего фольклориста и Прямая вода.
Почитаем:
                …Не качнётся колос, не пролетит паут.
                Переломится время соломинкой под стопой –
                И увидишь, как девушки в красных рубахах жнут
                Или пляшут в поле и тянут в пляс за собой…
                (Полудница)

…Жук в траве, видя птицу, падает на спину: сдох.
Думает: «Птичий бог, отведи, стороной пронеси!»
Знает, что мёртвый не вкусен, для птицы плох.
«Серенький, - мама напевает, - придёт волчок
И за бочок ухватит», - мама поёт про страшные про дела…
                (Колыбельная)

      Есть такая примета народная, если встретится похоронная процессия, - это хорошо! На первый взгляд, может показаться - чего же хорошего? Так не тебя же прибрала, скосила косой. Ты жив пока. Но не застрахован! Придёт и за тобой она, с косой-то. И предпринимаются попытки обмануть, притвориться, отсрочить,

      А как притвориться? Ну как жук, который падает на спину: сдох! Птица и пролетит мимо…
      
     Так и мать оберегает своего несмышлёныша: серый волчок схватит за бочок и унесёт.
            
            …Что уж скорей бы он умер – да, умер уж, взял его бес,
            Что её дитятко под ракитовым под кустом лежит под крестом.
            Смерть думает: «Нечем здесь поживиться», - и улетает за тёмный лес.
                (Колыбельная)               

      Жизнь прядёт пряжу, - рождение, жизнь, любовь, смерть, а Лета-пряха   ниточку слов наматывает на веретено…
               
                Думала: «Господи, поштё он умер
                Штё бы показался, штё бы пришёл».
                Дума-то дурная, молодая ещё,
                Много силы в этакой думе.

                Вот я иду на погост, а там
                Гроб качается у церковной крыши,
                Поднимается выше, к самым крестам,
                Но спустился, милый из гроба вышел.

                «Коля, - зареву, - пойдём домой!» - «А пойдём…»
                (Горюшица)               
   
      Так грустит молодая вдова о любимом муже Коле, и силой своей думы как бы оживляет ушедшего. Три раза он к ней приходил, на третий – рядом лёг и спину гладил. Страшно-то как!
               
                …Побежала к тётке я, в дом у моста:
                «Ведь приходит Коля мой, уже три ночи!»

                «Душегубица! – тётка как закричит. - Ксти
                Двери, окна, порог. Штё надумала?! Ой беда, беда…»
                Нашептала мне: «Отпусти его, отпусти».
                И уж больше не приходил. Не было никогда.
                (Горюшица)
 
      Уж не сам ли «Вий» шлёт привет из гоголевского Миргорода?...

      Поэтесса родилась и живёт в Вологде. Папа одарил её загадочной фамилией, нарисовал на личике волшебные азиатско-корейские глаза, которыми Лета Югай разглядывает мир:
               
                А на севере, откуда родом четверть моей души,
                На цветках особые мыши пересвистываются в тиши.
                У них горлышки соловьёв, у них крылышки на спине…

      Проживая в городе она и городской пейзаж видит по-своему - вот как, глядя из окна многоэтажки, вспоминает собаку:
               
                Слева машины спят, уткнувшись носом в бордюр,
                Так засыпали щенки её в ряд, уткнувшись в тёплый живот.
                Похоронили её в июне, и в мире начался сюр.
                В нём ремонт мироздания, в нём никто не живёт.

      Этот «ремонт мироздания» чисто городская тревога и ностальгия по гармонии фольклора, как языка, - когда всё логично, всё взаимосвязано, осмыслено и объяснено мифом.
      А здесь, в городе, - голова ноет болью утраты гармонии:
               
                Снег сжимается в лёд.
                Лёд болит.
                Лёд болит, когда тает.
                Вода
                Долго стоит
                В камнях.
                Время в землю уходит, скрывается.
                Земля болит, когда, разрывая зёрна,
                Растёт трава…
                (Триптих о весенней головной боли)

     И как не вспомнить Велимира Хлебникова, поэта поэтов века XX-го, а теперь и XXI-го!   Когда умирают кони – дышат/Когда умирают травы – сохнут,/Когда умирают солнца – они гаснут,/ Когда умирают люди – поют песни.

     Осенью Лета Югай приезжала в Малаховку навестить «Стихотворного бегемота». Ещё не было снега, но уже не росла трава, а земля притворилась, будто – умерла.
               
                На рабочую зиму прибираю письменный стол,
                Составляю план, отсекаю лишнее, ставлю крестики на руках… 

     Впереди рабочая зима с пряжей жизни, из которой Лета совьёт ниточку строк - верю долгую, и свяжет нам не одну варежку удивительных стихотворений.