Пока ещё живы...

Александр Курчанов
Хочу рассказать об одной деревне.
Тверская область, деревня Курово-Покровское Старицкого района.

Когда-то место было известным. Здесь Пушкин писал "Онегина", а Левитан рисовал этюды. Ещё здесь родилась и провела детские годы Лика Мизинова, друг и любимая женщина Антона Павловича Чехова.

Сейчас, как не трудно догадаться, запустение и разруха. Дорога заканчивается в 12 километрах отсюда, в деревне Берново. Курово-Покровское хоть и входит в так называемое "Пушкинское кольцо Тверской области", но деревне от этого не легче.

Постоянно здесь живёт несколько старушек. На лето к ним приезжает родня и дачники. Нормальный проезд возможен только на внедорожнике в сухое время года, "пузотёрка" рискует по дороге встать и остаться надолго слушать тишину местного леса.

Главная улица деревни пуста, тиха и убога.

Перед войной здесь кипела жизнь, а в 1941-м по этой улице прошлись сначала финские, а потом немецкие войска, занявшие Курово-Покровское. Про это нам рассказала Татьяна Владимировна, местная старушка. Разговор с ней – ниже.

Когда-то здесь был сельский магазин. Теперь все окна-двери заколочены. Иногда в Курово-Покровское приезжают торговцы-частники. Ближайшие же магазины в соседних деревнях.

Опять же по рассказам местной бабушки, когда-то здесь жил некий мужик. Только и делал он, что пил. На что жил и пил - не понятно – нигде он не работал. Алкоголик, питающийся божьей росой, умер. В доме его теперь гуляет ветер. Внутри нет ничего интересного, дом давно разворован молодцами из соседних деревень.

Как уже сказал, здесь живёт несколько старушек. Одна из них - Татьяна Владимировна. В этом году ей исполняется 80 лет. Всю жизнь она прожила в Курово-Покровском.


- Как Вам живётся?

Татьяна Владимировна жалуется:

- Плохо живём. Плохо. На зиму вынуждена была уехать к родне в Пермь, здесь не прожить - хлеба не купить. Иногда заезжают фермеры, продают что-то, но это не часто.
 
- Почему же вернулись из Перми?

- Я всю жизнь в деревне жила, а там - многоэтажка. Тяжко в каменной коробке мне жить, тяга к земле.

- Дорогу к вам не собираются хорошую построить?

- Кому мы нужны, кто ж её построит? Живём с соседками только мы здесь. Хорошо вот - скоро родные в гости приедут.

Газа, разумеется, тоже нет. Слава Богу, есть свет и телевизор.

Расспрашиваю Татьяну Владимировну про войну. Пожилая женщина уходит в воспоминания, рассказывает, что деревню сначала заняли финны. Немцы подошли позднее. Так и прошлись финские солдаты по главной улице к соседним деревням, которых теперь давно уже нет.
 
Улыбку рыжего финна-фашиста, ухмыльнувшегося золотыми зубами девочке Тане в 41-м, Татьяна Владимировна запомнила на всю жизнь.


Благодарим бабушку за гостеприимство и идём дальше смотреть деревенскую жизнь.

Прямо напротив дома нашей собеседницы развалины. Когда-то здесь была школа.
Эти стены еще помнят октябрят. Школа же для старших классов располагалась в соседней деревне.

Еще одни руины. Похоже на сарай.

Курово-Покровское известно ещё тем, что здесь, в усадьбе помещиков Панафидиных не раз гостил А.С. Пушкин. Здесь он писал 7-ю главу "Онегина". Панафидины были родственниками Вульфов, друзей поэта, живших в Берново. Приезжая к Вульфам, Пушкин наведывался и сюда.

Внутри дома нет ничего интересного. Представляю поэта, прохаживающегося по этим комнатам.


В этом доме вроде как живут дачники, приезжающие на лето.

А здесь жизни уже нет.

По местной легенде, под этой сосной любил сидеть Пушкин. С тех пор она зовётся "Пушкинской".
Возраст дерева впечатляет.
На ветках - улей. Кто-то здесь разводит пчёл? Или это для диких?

Порядок в Курово-Покровском только на братской могиле. Здесь похоронены воины, павшие в 1941-42-м. В прошлом году к юбилею выделили деньги на покраску, привезли венки. Этот год не юбилейный, помощи ждать не приходится, поэтому местные сами убрались на захоронении.

А красная звезда на братской могиле - единственный яркий предмет на всю округу.

В этой звезде, кажется, заключен символ жизни, и теперь она словно сердце деревни. Пока бьётся это сердце, пока убрана братская могила – живёт деревня. Пока жива память, есть и жизнь. Неважно какая. Нашему народу не привыкать…