Ювелирные изделия с гранатами

Леонид Бурдо
"Кораллы, рубины, гранаты,
Вы странным внушеньем богаты:
На вас поглядишь - и живешь,
Как будто кого обнимаешь;
На вас поглядев, понимаешь,
Что красная краска не ложь"

                К.Д. Бальмонт
               
               
       Гранаты - минерал довольно распространенный в земной коре. О его природных особенностях, делающих его пригодным для использования в ювелирных украшениях, известно с незапамятных времен. Но мода, эта капризная составляющая нашего бытия, не всегда была благосклонна к ювелирным украшениям с гранатами. В ХVI – ХVII веках они были  явно в фаворе, позднее в ХVIII и ХIХ веках  ювелирные украшения с гранатами не пользовались успехом и очень часто с прелестных шеек местных искусительниц они перекочевывали в бабушкин сундук. Сегодня мода на изделия с гранатами  вновь переживает ренессанс.

       Этимология названия этого минерала, скорее всего, связана со всем известным нам плодом гранатового дерева, поражающим  не только своими великолепными вкусовыми качествами, но и выразительной цветовой гаммой – пурпурным или ярко красным цветом правильно ограненных зерен. Строго говоря, гранатами называется целая группа минералов из класса силикатов, разнящихся содержанием кальция, магния, алюминия, марганца, хрома и железа. В зависимости от превалирования каких либо химических компонентов, гранат приобретает те, или иные физические свойства, цвет, различные по величине показатели дисперсии и преломления света и т.д. В ювелирном деле наиболее часто используются огненно- красные гранаты – пиропы, малиновые и сизо-красные гранаты - альмандины и изумрудно зеленые гранаты – демантоиды, ценимые не только из-за цвета, но и за высокую дисперсию, ставящую их в один ряд с алмазами. Различие между пиропом и альмандином визуально провести практически не возможно. Так же трудно бывает визуально отличить качественные гранаты от рубинов, а качественные демантоиды от хризолитов.

       Демантоид был впервые обнаружен в 1874 г. в золотоносных и платиновых россыпях Среднего и Нижнего Урала. В настоящее время его добыча нерегулируема, предложения этого камня крайне ограничены. Месторождений гранатов альмандинов и пиропов в России известно множество, территориально это - Урал, Дальний Восток и Карелия, но они практически не разрабатываются и вследствие этого гранаты попадают на наш рынок в основном из Чехии, Африки и Индии. Показательно, что генезис пиропов таков, что они являются постоянными спутниками алмазов и, как и алмазы, в большом количестве присутствуют в кимберлитовых трубках. Кристаллы пиропа достигают иногда довольно больших размеров. Так в коллекции кайзера Рудольфа II, в бывшем Императорском казначействе в Вене, в музее “Зеленый свод” в Дрездене хранятся пиропы размером с голубиное яйцо. Кристалл пиропа весом 468,5 карата украшает Орден Золотого Руна, принадлежащий королям Саксонии. Крупные кристаллы пиропа находятся и в отечественных хранилищах, самые крупные из добытых, кристаллы демантоидов весят 29,8г и 50,5г, они считаются уникальными.

       В сводной классификации драгоценных камней гранаты демантоиды наряду со шпинелью, благородным опалом и аквамарином отнесены к третьей группе, все остальные  гранаты причислены  к четвертой группе. Демантоиды используются для украшения серег, кулонов, колье, брошей. Чтобы подчеркнуть высокие показатели преломления света и дисперсии, их гранят бриллиантовой огранкой, реже изумрудной или ступенчатой. Ввиду мягкости, так же как и другие гранаты, этот камень редко использовался при изготовлении колец, и запонок. Гранаты часто использовались при изготовлении предметов декоративно- прикладного искусства -  различных рамок, пасхальных яиц и пр. К. Фаберже, например, иногда имитировал демантоидами глазки животных, выполненных из камня. Известно уникальное блюдо из орской яшмы, украшенное различными драгоценными камнями, в том числе и великолепными крупными демантоидами, хранящееся в музее им. А.Е. Ферсмана. Блюдо принадлежало наследнику русского престола Великому Князю Николаю Александровичу.   

       Оценивать антикварные  ювелирные изделия с гранатами значительно труднее, чем ювелирные изделия с бриллиантами. При высокой стоимости бриллиантов можно пренебречь различными “мелкими” деталями, при оценке же изделий с гранатами, относительно более простого самоцвета, это не допустимо. Следует учитывать не только стоимость драгоценного металла, из которого выполнена основа (каркас) изделия и его характеристики (вес и пробу), но и вес, цвет, качество, огранку и закрепку самоцветов.  Большое значение для оценки любого украшения имеет эксклюзивность его художественного решения и стильность, делающие его элегантным аксессуаром современного женского или мужского костюма и придающие ему визуальную яркость и броскость. Естественно, существенна  изящность  ювелирной вещицы, выявляющей индивидуальность авторского почерка мастера-ювелира (фирмы). Все эти нюансы очень важны для правильного понимания статуса антикварного ювелирного изделия, которое может быть и обычным, рядовым, хотя и антикварным по времени изготовления и  настоящим произведением ювелирного искусства известной российской фирмы.

       Понятно, что при  оценке любого антикварного предмета следует учесть и общее состояние антикварного рынка в целом. Немаловажны и многие другие факторы, но, в конечном итоге, все должно быть сведено к одному единственному параметру – цене изделия.

       Материал – основа ювелирного изделия.
 С ХIХ века и до настоящего времени, как правило, в качестве основы для ювелирных изделий с гранатами используется золото, в более ранние периоды это зачастую было серебро. Чистое золото - материал мягкий, для придания ему большей прочности в ювелирном деле используется не чистое золото, а его сплав с другими металлами, например серебром и медью. В зависимости от процентного содержания чистого золота, в сплаве приняты к обращению пробы следующего наименования - 999, 958, 750, 585- 583 и 375. В старой русской системе проб “золотниковой” этим цифрам  соответствуют  значения 96, 92, 72, 56 и  36. За рубежом принята каратная система мер – 24, 23, 18, 14 и  9. Сплавы серебра принято подразделять следующим набором проб - 960, 925, 916/98/, 875/84/ и  800/76/, в скобках приведены “золотниковые” значения проб. Вес материала, используемого для производства ювелирного изделия, определяется либо простым взвешиванием, либо путем уменьшения общей массы изделия на величину иных его составляющих. Это могут быть как самоцветы, так и другие сопутствующие материалы.  Примем к сведению, что ежедневно в сводках биржевых новостей публикуются  оптовые цены  очищенных металлов, а не их сплавов. К примеру, при условной цене  золота, за 1 тройскую унцию, равную 417долл., 1 г золота  0,9999 чистоты стоит 13,407долл. Понятно, что 1г золота 585 пробы в таком случае будет обходиться в 7,816 долл., а 375 пробы в 5,028 долл.

       Гранаты пиропы - наиболее популярная разновидность гранатов. Имеет рубиново-красную окраску, если по химическому составу он приближается к  гранату альмандину, то его цвет приобретает малиновую окраску, иногда с лиловым оттенком. Его твердость по шкале Мооса (специальная шкала, ранжирующая все природные минералы по твердости) равна 7,25 ед. т. е. чуть тверже, чем твердость кварца. Показатель преломления пиропа варьирует от 1,730 до 1,751. Гранат альмандин имеет малиновый, иногда фиолетовый - или сизо-красный цвет. Встречаются в природе коричневые и черные альмандины. Последние, как правило, в ювелирных украшениях не используются. Показатель преломления этого минерала 1,75 – 1,78. Твердость по шкале Мооса равна 7,5 ед. Гранаты демантоиды имеют изумрудно-зеленый цвет, изменяющийся в отдельных кристаллах до фисташкового, либо оливково-зеленого цвета. Иногда ювелиры называют его, благодаря богатству цвета уральским изумрудом. Название минерала демантоид является производным от английского “Diamond” и обусловлено, скорее всего, алмазным блеском и сильной дисперсией этого природного феномена. Показатель преломления демантоида – 1,888-1,889, дисперсия – 0,057, т. е. самая высокая среди всех драгоценных камней. Твердость относительно невелика – 6,5 ед. по шкале Мооса, она среди ювелирных гранатов самая низкая. Характерная особенность демантоидов - наличие включений волокнистого минерала биссолита, образующего скопления, по форме напоминающие “конский хвост”. Существует несколько классификаций демантоидов по весу, дефектности, цвету и огранке. Наиболее простая из них выглядит следующим образом. По цвету, демантоиды делятся на: темно – зеленые, ярко-зеленые насыщенные, зеленые и желто – зеленые. По дефектности, демантоиды делят на 5 групп.

1. Камни содержат очень мелкие включения, видимые только при десятикратном увеличении.
2. Камни содержат включения, едва различимые  невооруженным глазом, слегка уменьшающие блеск.
3. Камни содержат включения, легко различимые невооруженным глазом, слегка уменьшающие блеск.
4. Камни содержат многочисленные включения, легко различимые невооруженным глазом, уменьшающие блеск.
5. Камни, полностью заполненные включениями, абсолютно уменьшающими блеск.

       Масса ограненных гранатов определяется, при возможности, простым взвешиванием, либо по расчетным формулам, приводимых во многих руководствах по оценке драгоценных камней. Если огранка камней типовая, можно использовать соответствующие палетки. Цена демантоидов, естественно, зависит от их веса, дефектности, цвета и качества  огранки. Вот как выглядит систематика по ценам этих ограненных самоцветов 1й группы дефектности, высшей группы цвета (ярко- зеленые) и совершенных пропорций. Цифры примерные, ибо в настоящее время нет устоявшегося соотношения руб.-долл.
При массе камня до 049 карат его стоимость варьирует от 130 до 300долл. При массе от 2.00 до 2.99 карат, цена демантоида находится в пределах 1500 до 2200 долл и камни весом более 3.00 карат оцениваются уже от 5000долл.

       Цена на гранаты альмандины и пиропы значительно  ниже. Так, яркие насыщенные по цвету гранаты этих минералогических видов стоят, для весовой группы 1 - 5 карат, от 10 до 40 долл. за карат. Гранаты весовой группы - 5 - 10 карат стоят от 16 до 100 долл. за карат. Естественно, кроме веса этого камня на цену влияет и цвет, и его насыщенность, и качество огранки, и дефектность т. д. Показательно, как различные свойства самоцветов сказываются на их ценах.  Так, флуктуации цвета меняют цену самоцвета на 40 - 70%. Изменения дефектности сказываются на изменениях в цене камня от 30 до 50%. Скидки по отношению к прейскурантной цене на качество обработки составляют от 5 до 50%. Надбавки за ту или иную форму огранки обычно указываются в  прейскурантах цен на различные самоцветы.

       Огранка и качество обработки гранатов.
 Чтобы выявить наилучшим образом блеск камня, игру его граней,  прозрачность, насыщенность цвета и собственно цвет и другие достоинства самоцветов, эти застывшие капли космической материи  гранят и шлифуют. Качество этих технологических операций для оценки ювелирных изделий очень важно, поскольку плохо ограненные и плохо отшлифованные камни теряют до 50%  их стоимости. Для крупных гранатов пиропов и альмандинов наиболее распространенная форма технологической обработки – “кабошон”, форма, получившая свое название от латинского “cabo”- голова. Выделяется несколько типов формы кабошонов: двойной (выпуклый), простой и двойной (выпукло-вогнутый). Более сложная огранка с симметрично расположенными гранями - огранка розой (она состоит из полусферы с 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы). Розой гранятся мелкие гранаты. Существует несколько видов огранки розой, отличающиеся друг от друга различным расположением граней треугольной формы в зависимости от размера обрабатываемого самоцвета.
 
       Демантоиды предпочитают гранить бриллиантовой огранкой, наилучшим образом подчеркивающей оптические свойства этого уникального самоцвета, реже изумрудной или ступенчатой. Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но с той или иной долей искажения. Форма огранки пиропов и альмандинов самая различная. Например, для прямоугольных или трапецеидальных в плане камней используется ступенчатая огранка или ее разновидности – изумрудная огранка или огранка в форме багета; для камней вытянутых форм более подходит огранка фантазийная. Это может быть и маркиз, и груша, и капля и т. д. Показательны современные цены на гранаты различной огранки. Так, гранат массой в 1г бриллиантовой огранки или огранки типа “октагон” стоит в одной из московских фирм (цифры условны), торгующей самоцветами, 1746 руб. Гранаты той же массы, но фантазийной огранки – овал, сердце, квадрат, стоят 1527руб.

       По качеству обработки цветные камни тоже делятся на несколько групп. Минералы, ограненные совершенным образом, - это оптимальные углы наклона граней коронки и павильона, оптимальные пропорции линейных параметров, хорошая сходимость граней, отличная полировка, и т. д. Группа хорошо обработанных минералов – все тоже самое, что и в совершенной группе,  но с незначительными отклонениями. Скидки в цене на камни хорошей группы достигают 10%. Группа камней, ограненных удовлетворительно. Те же показатели, что и выше, но с очевидными отклонениями. Имеются царапины, сколы рундиста, плохая полировка. Скидка в цене на такие камни достигает  уже 30%. И группа цветных камней, ограненных наихудшим образом. Имеются значительные недостатки огранки и полировки самоцвета. На такие камни скидки в цене достигают 50%.

       Закрепка гранатов.
Автор вынужден остановиться на видах закрепки гранатов, поскольку, согласно Н.Д. Дроновой, стоимость этого вида работ в ювелирных изделиях достаточно высока. Так, глухая закрепка одного камня, весом до 1.0г стоит $2,50, а камня, весом более 5,0г  равна  $5,00. Закрепка фаден-гризант [с разделкой поверхности] одного камня  стоит уже $16,00. Ювелиры различают три основных, широко применяемых вида закрепок: глухую, ободковую и корнеровую. В глухой кастовой оправе камень удерживается в гнезде вертикальным ободком металла, лучи света падают при этом на камень только сверху, снизу камень закрыт. Так обычно крепятся крупные гранаты кабошоны. Для крепления самоцветов часто применяют ободковую оправу в ее различных вариантах. Камень в этой оправе лежит на опорном пояске, так что свет падает на него и сверху, и снизу. Разновидностью ободковой оправы является крапановая. Камень крепится здесь отдельными выступающими полосками металла — крапанами. Доступ света к камню здесь обеспечивается со всех сторон и освещенность гранатов при этом значительно выше, чем в глухой кастовой оправе. Эта оправа наиболее подходит для крепления  демантоидов. Несколько следующих видов оправ используются при закрепке мелких гранатов. В фаденовой оправе камни закрепляют в длинной полосе металла так, что они почти соприкасаются рундистами. В тиктовой оправе (оправе «паве») камни устанавливают настолько плотно друг к другу, что создается впечатление, будто они соединены вместе. Близка к «паве» набивная («штоцен») оправа, которую раньше наиболее часто использовали для закрепки мелких гранатов.

       Цена антикварного ювелирного изделия.
 Перечисленных составляющих оценки в первом приближении достаточно для определения цены современного серийного ювелирного изделия с гранатами, но явно недостаточно для оценки изделия антикварного. Не хватает главного. Пока  все материальные составляющие не перемешаны  в “творческом  котле” художника - ювелира и их не коснулась рука мастера, ценность их  относительна. Художественные достоинства ювелирных изделий рядового мастера и мастера высшей категории невозможно уровнять, поставив их на одну чашу весов. Как количественно, в денежном выражении, измерить творческий потенциал художника? Это важная проблема антикварного рынка и ясности в этом вопросе пока нет. Сколько стоит, например, 1кв. см. полотна Врубеля или 1г каменной фигурки животного с глазками - демантоидами, выполненной мастерами Фаберже? Имея количественные характеристики – вес изделия, вес гранатов, затраты на изготовление того или иного компонента, различные  потери металла и камня при обработке  и т. д., можно рассчитать только стоимость современного  изделия. Ну, а если это изделие мастера мирового уровня прошлого века? На практике эта проблема решается с помощью составления различных рейтингов.  Вот пример, в справочнике “Единый художественный рейтинг. Ювелирное искусство” 2004г. Почти две тысячи ювелиров  разнесены по 7 категориям и нескольким подгруппам внутри категорий, всего получается 14 позиций. 1я категория присвоена мастерам уровня Фаберже и Хлебникова, а 7я присвоена начинающим мастерам.

       Для целей укрупненной оценки антикварных ювелирных украшений такая детальная рубрикация  на взгляд автора не нужна. Упростим категоризацию. Выделим только три группы мастеров ювелиров. К первой группе отнесем мастеров рядового уровня, творивших в  начале прошлого века и ранее, на антикварном рынке их работы  обращаются, но пользуются весьма ограниченным спросом. Ко второй группе отнесем ювелиров среднего уровня, работающих в это же время. Например, ювелиров фирмы  Морозова или Мишукова. Популярность работ этих мастеров  достаточно высока, а спрос на антикварном рынке весьма устойчив. И к третьей группе -  мастеров экстра-класса из фирм Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Сазикова и аналогичных. Работы ювелиров этих фирм настолько популярны, что зачастую цены на их изделия достигают заоблачных высот.

       В первом варианте оценки антикварного ювелирного изделия будем принимать, что  цена изделия рядового мастера начала прошлого века и более раннего времени, возрастет по сравнению с ценой изделия современного, примерно в 1,2- 2,0 раза. Во втором варианте, положим,  что работа старого мастера была неординарна и цена возрастет как минимум в 5- 10 раз. В последнем варианте цена антикварного  ювелирного изделия возрастет по сравнению с современным более чем в 10 раз. Эти поправочные коэффициенты взяты из практики функционирования антикварного рынка Москвы и Санкт – Петербурга.

       Экономика страны и антикварный рынок драгоценностей.
 Весьма значимым для оценки любого антиквариата, а, в том числе, и оценки старинных ювелирных украшений, является состояние экономики страны в целом и антикварного рынка в частности. В памяти любителей антиквариата еще свежи воспоминания тех дней, когда антикварный рынок переживал стагнацию, впрочем, как и вся экономика страны, и тех дней, когда с полок антикварных магазинов сметалось все подряд, правда, в других магазинах в это время тоже ничего не оставалось. Из практики известно, что в условиях стабильной экономики цены антикварного рынка ежегодно возрастают примерно в среднем на 5%. В условиях нестабильной экономики цены возрастают за тот же период на 100% и более. За последние несколько лет цены на предметы декоративно – прикладного искусства то росли, то падали, а в целом антикварный рынок за последний год-два просто стагнировал. А это и понятно. Нельзя считать сегодняшнее положение экономики нашей страны устойчивым и равным по многим параметрам состоянию экономики ведущих стран Старого и Нового Света (хотя и они переживают не лучшие времена). Реальные темпы инфляции достигают 15% -20% в год и неработающие денежные средства тают с возрастающей скоростью. Сужение сферы направлений прибыльных вложений не делает антикварный рынок особенно благоприятным для инвесторов, хотя несколько лет тому назад даже по коротким позициям можно было получить существенный доход.

       Как же отмеченные особенности нашего текущего периода экономики находят отражение в функционировании современного антикварного рынка. Косвенно изложенное проявляется в том, что на рынке антиквариата нет, и не может быть, оптовых или розничных цен. На этом рынке есть только договорные цены,  учитывающие в той или иной мере состояние народного хозяйства в целом и  антикварного рынка в частности. Динамика изменений значений этих цен тесно коррелируется с динамикой изменения основных показателей экономики нашей страны. Именно поэтому, автор считает необходимым  в оценке любых антикварных изделий и в том числе антикварных ювелирных изделий с самоцветами, учитывать текущий уровень  стабильности отечественной экономики. Прямых методов учета такого сложного экономического явления не существует, но можно говорить о каких- то опосредованных приемах. Как один из допустимых вариантов -  вводить в оценку антикварных изделий поправочный коэффициент, назовем его коэффициентом нестабильности,  изменяющийся от 1,0 до 10,0. Единица соответствует уверенной устойчивой позиции [годовой рост цен на антикварные изделия  превышает 5,0%], а  коэффициент, равный 10,0 соответствует ситуации, когда значения цен увеличиваются за год на порядок. Примем, что указанный коэффициент равен нулю, когда рынок стагнирует. Величина  коэффициента внутри обозначенного интервала коррелируется, так или иначе, с макроэкономическими показателями народного хозяйства страны.

       В качестве примера оценим  гранатовый браслет. Автор выбрал  именно гранатовый браслет, потому что само словосочетание “гранатовый браслет” стало крылатым, благодаря  широко известной одноименной повести А.И. Куприна.
      
       Браслет комбинированный со вставками из демантоидов и гранатов. Воспользуемся его детальным описанием, выполненным А.И.Куприным – “…. золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов – кабошонов” и далее “под их гладкой яйцевидной поверхностью……прелестные густо-красные живые огни…между большими камнями… один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат”. Вы узнали этот текст? Да, да. Это текст из    повести А.И. Куприна. Браслет, подаренный графине Шеиной безмерно влюбленным в нее телеграфистом Желтковым. Писатель настолько точно и профессионально, с точки зрения оценщика, описал его, что оценить его очень просто.

       Вес золотого браслета, а он массивный,  примем по аналогии с известными автору браслетами, равным 39г. Из описания явствует, что кабошоны крупные, величиной с хорошую горошину, по аналогии с другими браслетами, такие гранаты весят примерно по 4ct каждый, всего их 5. Получим общий вес кабошонов 20ct. Цвет кабошонов - густо красный. Браслет весь покрыт мелкими гранатами,  их количество по известным автору образцам равно 40шт., а вес каждого  равен 0,3ct. В ХIХ веке такие гранаты гранили только розой, цвет мелких самоцветов тоже красный, их сохранность плохая. По центру граната расположен демантоид весом примерно 0,5ct. Поскольку А.И. Куприн не уделил ему особого внимания, указав  только, что он редкий, по-видимому, его геммологические характеристики невысоки. Золото в браслете низкопробное - 375 пробы, весит, при цене $5,028(условно) за грамм, 32,5г. Следовательно, цена металла равна $163,41. Вес всех гранатов 6,4г. Вес кабошонов 20ct. Цена гранатов  такого качества, обработки и веса равна $16 за карат, при общей стоимости $320. Мелкие гранаты весят 40 Х 0,3ct = 12ct по $5 за карат, итого $60. Демантоид низкого качества и весом 0,5ct. стоит по прейскуранту - $130. Совокупная стоимость всех камней в итоге будет соответствовать $510. Примем, как и ранее, что работа по изготовлению браслета, плюс потери золота при плавке, плюс затраты на сопутствующие операции и т. д. эквивалентны 100% стоимости материала. Тогда цена готового браслета будет  $510 + $163,41 Х 2= $836,82. Надбавку рынка к цене производства положим, равносильной 40%. Итого, имеем $1171,55. Браслет изготовлен неизвестным мастером во 2й половине ХVIII века. Что бы учесть это, увеличим цену в 2,0 раза, получим $2343,1.Коэффициет нестабильности отечественной экономики на сегодня примем эквивалентным нулю. В итоге в кошельке имеем $2343.1. Т.е. оценка антикварного браслета 2й половины XVIII века, описанного А. И. Куприным, эквивалентна $2343,1 По меркам сегодяшнего дня безденежный господин Желтков сделал княгине  Шеиной не такой уж и дешевый подарок.
 
       На что следует обратить внимание, покупая антикварные изделия с гранатами. В первую очередь на художественные достоинства изделия, качество выполненной работы в целом и качество камней в частности - цвет, дефектность, огранку, сохранность, сколы, царапины, наличие аналогичных изделий на рынке и конечно имя мастера – ювелира. Сделайте небольшой анализ антикварного рынка интересующего вас предмета. Не поленитесь обойти несколько магазинов, продающих аналогичные ювелирные украшения, сориентируйтесь в ценах. Попробуйте себя в описанных выше расчетах, чтобы иметь отправные точки при торговле и быть уверенным, что вы не переплачиваете. Если вы покупаете изделие крупного мастера с достойными самоцветами, потребуйте соответствующее заключение геммолога и музейного сотрудника, специализирующегося на экспертизах антикварных ювелирных украшениях. Не обращайте внимания на объявления типа “скидка на все ювелирные украшения с самоцветами 30% – 50%”, это, скорее всего, рекламная акция владельцев ювелирного магазина. Сначала эти владельцы завышают цены изделий, а затем делают вид, что идут навстречу покупателям, и цены снижают. В реальности ювелирные изделия продаются по изначально запланированным  ценам. Помните, аналогов антикварному рынку в отечественной экономике нет, но рынок - есть рынок и торг здесь всегда уместен. Крупные гранаты [альмандины и пиропы] в ювелирных изделиях высокого класса довольно редко встречаются на антикварном рынке, а отечественные демантоиды добывались и добываются только кустарным способом и в небольшом количестве. В результате этого ювелирные изделия с демантоидами или крупными гранатам редко встречаются на антикварном рынке, вследствие чего этот раздел антикварного рынка довольно привлекателен для инвесторов. Продавцы и дилеры антикварного рынка в настоящий момент недооценивают ювелирные изделия с гранатами и, поэтому, их приобретение становится большой удачей для истинного любителя самоцветов такого рода.